Ассортимент одежды группы «платье-костюм»

КОНСТРУИРОВАНИЕ КОСТЮМА

В ассортиментную группу «платье» входит множество разнообразных форм одежды (плечевой и поясной).

Рассмотрим стабильные формы плечевой одежды.

Костюм — одежда, состоящая из нескольких частей, сшитых из одной тка­ни: «костюм-двойка» (пиджак или жакет — брюки или юбка), «костюм-трой­ка» (пиджак — жилет — брюки или юбка).

Английский костюм (классический костюм, бизнес-костюм) — название муж­ских или женских костюмов строгой формы. Первоначально костюм появился в Англии, а в XIX в. он распространился и в других странах в качестве одежды делового человека. Он состоял из панталон, фрака и жилета. Затем вместо фра­ка появился сюртук, потом жакет, а в конце XIX в. — пиджак (пиджачный костюм). Женский классический костюм состоит из прямой юбки и жакета на подкладке с воротником и лацканами. Впервые подобные костюмы появились в 1780-е гг. и носили название «портновских костюмов» (или костюм «тайер»), так как их шили не модистки, а мужские портные. В женскую моду подобные костюмы вошли в 80-е гг. XIX в. благодаря английскому портному Дж. Редфер-ну, который имел в Париже салон и предложил подобные костюмы, сшитые из шерстяных тканей, в качестве прогулочной одежды. Эти костюмы напоми­нали «амазонки» — женские костюмы для верховой езды, в которых использо­вались элементы мужской одежды: галстуки, жакеты типа фрака, жилеты и т.п. С конца XIX в. английский костюм стал одним из символов женской эманси­пации, его носили феминистки и работающие женщины. В XX в. костюм стал униформой деловой женщины.

Фрак — парадная мужская плечевая одежда, отрезная по талии, со скошен­ными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Фрак носили с «фрачной» рубашкой, белым жилетом и белой бабочкой. Первоначально фрак появился в XVIII в. в Англии как одежда для верховой езды, к концу XVIII в. он распространился как элемент буржуазной моды, а в XIX в. — превратился в парадную одежду (бальную). С фраком носили бутоньерку из белых цветов или ордена. С 1840-х гг. фрак стали шить из шерстяной ткани черного цвета. Фрак имел лацканы, покрытые шелком, а брюки, надеваемые к фраку, — лампас из шелковой тесьмы или ленты. В 1930-е гг. форма фрака стала использоваться и в женской одежде (вечерние костюмы, состоявшие из фрака и длинной юбки).

Сюртук — мужская верхняя двубортная одежда, приталенная, отрезная по талии, с длинными полами, с отложным воротником и лацканами. Прообра­зом сюртука можно считать «сюрту» — зимнюю одежду на меху, появившуюся в конце XIV в. Сюртуки появились в 1800-е гг., широко распространились в 1820-е гг. как альтернатива фраку в качестве повседневной одежды.

Жакет — короткая верхняя плечевая одежда с застежкой спереди. Впервые жакеты появились в XIV в. во Франции в качестве мужской верхней одежды. Вновь стали актуальны в XIX в. в эпоху романтизма, в 1850-е гг. начали вытес нять сюртук в качестве повседневной одежды делового человека, а в 1860— 1870-е гг. распространились и в качестве женской одежды. В современной моде жакет обозначает преимущественно женскую плечевую одежду с застежкой спереди, из ткани или трикотажа.

Спенсер — короткая куртка или жакет длиной до талии. Появился в Англии в 1790-е гг.

Пиджак — верхняя плечевая одежда в виде куртки с отложным воротником и лацканами, с рукавами, чаще всего длинными (но в 1980-е гг. распространи­лись летние пиджаки с короткими рукавами), с застежкой на пуговицы. По­явился в 1870-е гг. Первоначально был только мужской одеждой, теперь стал и деловой женской.

Смокинг — двубортный или однобортный пиджак, обычно черного цвета, сильно открытый на груди, как правило, с застежкой на одну пуговицу, с лац­канами или шалевым воротником, покрытым атласом или шелком. К смокингу надевают белую рубашку с черной бабочкой. Первоначально это была «одежда для курильщика», носимая в лондонских клубах для курильщиков во второй половине XIX в. В конце XIX — начале XX вв. смокинг вытесняет фрак в качестве одежды для небольших приемов и в 1920-е гг. входит в моду в качестве вечерней мужской одежды, окончательно потеснив фрак. В 1920-е гг. мотивы смокинга уже использовались в женской одежде, а в 1966 г. французский кутюрье И. Сен-Лоран предлагает смокинг для женщин, в 1970 г. — платье-смокинг.

Френч — куртка военного образца с четырьмя накладными карманами и с поясом или хлястиком сзади, с отложным воротником. Получила распростра­нение во время первой мировой войны. Названа по имени британского фельд­маршала Д.Френча (1852—1925 гг.), командующего английскими войсками во Франции.

Китель — форменная куртка морского офицера, на поясе, с отложным во­ротником и лацканами, с потайной застежкой, на груди — прорезные карма­ны с клапанами, рукав — на манжете.

Труакар — женский жакет, имеющий длину 3/4 от общей длины костюма; длинный пиджак.

Блейзер — пиджак спортивного типа. Первоначально появился в XIX в. в Ан­глии как одежда членов мужских спортивных клубов. Позднее стал форменной одеждой в английских женских колледжах. Обычно приталенный, спортивного покроя, с металлическими пуговицами, из шерстяной фланели или габардина, на нагрудном кармане нашит герб клуба или колледжа. Вошел в моду в 1960-е гг.

Кардиган — прямой удлиненный жакет без воротника и лацканов, с круг­лым либо У-образным вырезом; трикотажный жакет с У-образным вырезом. Назван по имени графа Кардигана, который ввел в моду этот вид одежды во время Крымской войны.

Веста (камзол) — мужская распашная одежда с рукавами, прообраз жиле­та, которую носили поверх рубашки и под жюстокором (в России — кафта­ном). Вошла в моду вместе с жюстокором в 1670-е гг. во Франции. Носили вплоть до начала XIX в. Весту отделывали золотыми или серебряными галуна­ми, металлической тесьмой, вышивкой шелком и золотом. В современной моде вестой называют женский жакет с вышивкой. Впервые подобные вышитые жакеты в качестве элемента нарядного костюма появились в 1930-е гг., их ввела в моду Э. Скьяпарелли в сочетании с платьем, юбкой или брюками.

Костюм в стиле «Шанель» — женский костюм, состоящий из жакета и юбки, сшитых из структурного рыхлого твида или букле. Жакет отделан кантами и металлическими пуговицами. Юбка — прямого силуэта с запахом. Впервые по­явился в осенне-зимней коллекции «Дома Шанель» в 1955 г. К. Шанель предла­гала жакет полуприлегающего силуэта, длиной до середины бедра, небольшо го объема. На узких рукавах — шлицы с пуговицами. Жакет мог быть с отлож­ным воротником, с лацканами и без воротника, с накладными или прорезны­ми карманами с листочками. К костюму полагалось носить шелковую блузку с воротником- бантом.

Костюм-сафари — женский и мужской костюм, состоящий из жакета с короткими рукавами, юбки, брюк или шортов. Жакет имеет накладные карма­ны, иногда — погончики. Шьют из хлопчатобумажных тканей или плащевки традиционно белого или песочного цвета. Напоминает военную форму коло­ниальных войск и охотничью одежду для африканского сафари. Ввел в моду И. Сен-Лоран в 1968 г.

Блузон — короткая или длинная свободная куртка, заканчивающаяся внизу притачным поясом, плотно охватывающим бедра, либо резинкой. Вошел в моду в конце 1950-х гг. В 1920-е гг. в форме блузона шили женские блузки.

Толстовка — широкая мужская блуза, длинная, на кокетке в складку, с короткой застежкой; ее носили с поясом. Названа в честь Л.Н.Толстого, кото­рый носил такую блузу вместо традиционного костюма. В современной моде толстовкой называют мужскую рубашку, как правило, из трикотажа, с рука­вами на манжете и застежкой «поло».

Безрукавка — плечевая одежда без рукавов.

Жилет — плечевая одежда с застежкой спереди (первоначально), без рука­вов. Появилась во второй половине XVIII в. вместо весты. Первоначально жилет носили под фраком. Классический жилет — распашная безрукавная одежда длиной до талии, с воротником или без, возможно, с карманами. Спинка шьется из ткани подкладки. Впоследствии появились самые разнообразные формы жилетов, в том числе, из трикотажа.

Болеро — короткая безрукавка. Первоначально — элемент народного испан­ского костюма. Болеро в виде короткого открытого жилета, расшитого золотом и галунами, носят в качестве традиционной одежды тореадоры.

Сорочка — разновидность легкой плечевой одежды. Имеет следующие раз­новидности:

верхняя сорочка — плечевая одежда с рукавами, застежкой и воротником, длиной примерно до середины бедра. Изготавливается из ткани или трикотаж­ного полотна, имеет застежку на пуговицы или кнопки или застежку-молнию;

нижняя сорочка — нательная одежда. Мужская сорочка — с рукавами, без воротника, с застежкой или без. Женская сорочка — с короткими рукавами или без рукавов, на бретелях. Нижние сорочки шьются, как правило, из нату­ральных материалов — тканей, трикотажа или нетканых полотен;

ночная сорочка — нательная одежда. Может быть различной длины. Шьют ее из ткани или трикотажных полотен.

Рубашка — плечевая одежда, которая может быть бельем либо верхней одеж­дой. Распашная, с рукавами и воротником, отложным либо на стойке.

Гавайская рубашка — мужская летняя рубашка с короткими рукавами и от­ложным воротником, из яркой набивной ткани (хлопчатобумажной либо шел­ковой). Вошла в моду в 1950-е гг. благодаря американскому певцу Э. Пресли.

Апаш — рубашка с открытым широким воротом. Вошла в моду во время первой мировой войны. Подобные рубашки без галстуков носили парижские хулиганы — апаши (в честь племени североамериканских индейцев — апачей).

Ковбойка — рубашка из клетчатой ткани, с длинными рукавами, с отлож­ным воротником, с кокеткой, накладными карманами и погонами. Подобные рубашки в качестве рабочей одежды носили американские ковбои.

Блуза — просторная верхняя рубашка, носимая без пояса.

Матроска — матросская форменная синяя блуза с большим отложным во­ротником (из белой ткани — с синими полосками, из синей ткани — с белыми

полосками). В XIX в. была одеждой, в которую одевали мальчиков. Первые мат­роски были сшиты для детей английской королевы Виктории (1819—1901 гг.).

Тельняшка — матросская рубашка из трикотажа в поперечную полоску (сине-или черно-белую). В России с 1871 г. — элемент обмундирования на флоте.

Гимнастерка — верхняя рубашка из плотной ткани. Впервые появилась в русской армии в 1869 г. в туркестанских военных частях, когда белая полотня­ная рубашка, которую носили во время гимнастических упражнений, превра­тилась в элемент обмундирования — на нее стали нашивать погоны. В качестве военной формы существовала до 1969 г. С 1901 г. гимнастерка — рубашка из ткани защитного цвета (как правило, цвета хаки), с погонами, с нагрудными накладными карманами или без, с поясом.

Кофта, кофточка — женская блузка либо плечевая одежда из трикотажа, с застежкой или без.

Блузка — женская плечевая одежда из легкой ткани, с длинными или ко­роткими рукавами, с воротником или без, с застежкой или без.

Батник — женская блузка, вошедшая в моду в начале 1970-х гг. и напомина­ющая мужскую рубашку. Она имела рукава с манжетами, отложной воротник на стойке, застежку с планкой, накладные карманы.

Блузка-топ — женская открытая короткая блузка без рукавов или на бретелях.

Бюстье — короткая открытая женская блузка, иногда имеющая покрой бюстгальтера.

Платье — 1) собирательное название одежды, носимой поверх белья; 2) верхняя плечевая женская одежда, чаще всего состоящая из лифа и юбки. Пла­тья с отрезным лифом появились в середине XIV в. в Западной Европе. На протяжении столетий платье было основным видом женской одежды. Только в 1970—1980-е гг. оно было вытеснено комплектами, в 1990-е гг. вновь вернулось в моду.

Сарафан — разновидность женского платья без рукавов; русская традици­онная женская одежда.

Туника — первоначально древнеримская одежда без рукавов или с рукавами. В современной моде — плечевая одежда, как правило, прямого силуэта, с рукавами или без, имеющая длину короче юбки и длиннее блузки. Туники носят с юбками либо с брюками.

Платье для коктейля — короткое нарядное платье для приемов во второй половине дня.

Платье-пальто — платье, как правило, прямого силуэта, со сквозной зас­тежкой спереди.

Платье-смокинг — неотрезное платье прямого покроя, чаще — черного цвета, со сквозной, как правило, двубортной застежкой спереди, с лацканами, по­крытыми шелком или атласом. Платье-смокинг впервые появилось в 1970 г. в коллекции И. Сен-Лорана.

Платье-рубашка — 1) платье прямого покроя, неотрезное, без фиксиро­ванной линии талии, оно же — «платье-мешок» (его впервые предложил П. Пу-аре в 1911 г.). Исторически платье-рубашка появилось во второй половине XVIII в. в Англии и должно было напоминать древнегреческий хитон или древнерим­скую тунику — платье прямого покроя, чаще белого цвета, подвязанное по­ясом выше талии. Подобные платья широко распространились во Франции во время Великой французской революции и стали массовой модой в 1790— 1815-е гг. В том варианте платье-рубашка имело отрезной лиф с рукавами «фо­нарик», большое декольте; 2) платье, напоминающее мужскую рубашку, с отрезным лифом либо прямое, носимое с поясом, с короткими или длинны­ми рукавами на манжете, с отложным воротником на стойке, накладными карманами, с застежкой на планке длиной до талии либо до низа, с юбкой, имеющей складки. Подобные платья-рубашки вошли в моду в первой полови­не 1970-х гг. (их ввел в моду американский дизайнер Р.Ф.Холстон). До этого платья подобного покроя называли спортивными платьями.

«Маленькое черное платье» — универсальное многофункциональное платье, которое К. Шанель предложила в 1924 г. Это — платье черного цвета простой формы, в котором отсутствуют все признаки сезонной моды. Предполагалось, что такое платье можно разнообразить с помощью украшений и дополнений.

Платье-сафари — платье, напоминающее по покрою платье-рубашку, с планкой, отложным воротником или стойкой, накладными карманами, по­гончиками, поясом. Такие платья шьют, как правило, из хлопчатобумажных или смесовых, плащевых тканей. Традиционные цвета — белый и песочный.

Платье-комбинация — платье с большим вырезом или на бретельках, напо­минающее женскую нижнюю сорочку.

Большой вечерний туалет — нарядное вечернее длинное платье с декольте, как правило, составляющее ансамбль с нарядным пальто, жакетом или палантином.

Рассмотрим стабильные формы поясной одежды.

Брюки — верхняя поясная одежда, состоящая из двух частей-штанин, со­единенных средним швом, шаговыми и боковыми швами. В современном виде вошли в моду в конце XVIII — начале XIX вв. (панталоны). Классические брю­ки имеют прямые не широкие и не узкие длинные штанины, с поясом, с застежкой (гульфиком) на молнии (первоначально — на пуговицы) спереди или сбоку (в женских брюках).

Оксфордские брюки или штаны — широкие брюки без заглаженной «стрелки», которые шили из серой шерстяной фланели. Были в моде в 1920-е гг. Их ввели в моду студенты Оксфорда и Кембриджа, которые носили такие брюки в сочета­нии как с пиджаком, так и с пуловером или трикотажным кардиганом.

Брюки-клеш — первоначально матросские брюки с застежкой спереди в виде откидного клапана, шнуровкой сзади и штанинами, расширяющимися книзу от бедра или от колена. Теперь брюками-клеш называют брюки с расширяю­щимися книзу штанинами. Вошли в моду в 1920—1930-е гг. как женская до­машняя и пляжная одежда, в 1970-е гг. — уже в качестве повседневной одежды. Вновь брюки такого покроя вошли в моду в 1990-е гг.

Слаксы — современное название широких брюк.

Бананы — брюки, расширяющиеся на бедрах и сужающиеся к щиколотке. Такие брюки не имеют традиционной стрелки и имеют, как правило, складки у пояса вместо вытачек. Вошли в моду в 1980-е гг.

Брюки-гольф — брюки длиной до колена или до середины икры, средней ширины, заканчивающиеся притачными манжетами. Вошли в моду в 1920-е гг. благодаря студентам Кембриджа и Оксфорда, которые носили их в качестве повседневной одежды. До этого брюки-гольф были элементом спортивного костюма для игры в гольф.

Галифе — длинные брюки, сильно расширенные в бедрах и облегающие голени. Названы по имени французского генерала Г. де Галифе (1830—1909 гг.), были элементом обмундирования кавалерийских частей. Галифе носили чаще всего с длинными кавалерийскими сапогами, но могли носить и с солдатски­ми ботинками и обмотками.

Бриджи — брюки, первоначально предназначенные для верховой езды, ши­рокие на бедрах и узкие ниже колен. Как и галифе, бриджи носили с высокими сапогами. Сейчас бриджами называют и достаточно узкие брюки длиной чуть за колено.

Бермуды — легкие короткие брюки (или длинные шорты) до колена или чуть выше с широкими штанинами, которые могут оканчиваться внизу отво­ротом. Элемент летней одежды.

Кюлоты — неширокие брюки длиной до колена или заканчивающиеся ниже колена манжетами с застежкой на пуговицы. Первоначально появились в кон­це 1670-х гг. во Франции и были элементом мужского костюма до начала XIX в. Их носили с жюстокором, аби или фраком. Как элемент бального костюма сохранялись вплоть до 1820-х гг. Как элемент женского костюма их ввел в моду И. Сен-Лоран в 1966 г.

Джинсы — длинные брюки из джинсовой ткани (денима), окрашенной в темно-синий цвет (индиго), с отделочными строчками, карманами, застежкой на пуговицы или молнию, заклепками и эмблемой фирмы. Впервые появились в 1853 г., когда в США эмигрант из Баварии Леви Страус стал продавать такие брюки золотоискателям и ковбоям «дикого Запада». Название джинсов происхо­дит от названия итальянского города Генуя, где производилась плотная и проч­ная хлопчатобумажная ткань, из которой шили паруса. Джинсы стали удобной рабочей одеждой, которую носили ковбои, фермеры и рабочие. В 1950-е гг. джинсы становятся элементом костюма представителей молодежных субкультур — бит­ников и байкеров. В 1960-е гг. их носили хиппи и левые студенты, они были символом протеста молодых против официальной моды, символом демократиз­ма и направления «унисекс». В 1972 г. джинсы входят в массовую моду, появляет­ся «джинсовый» стиль. С тех пор помимо классических моделей джинсов каждый год появляются разнообразные джинсы разных цветов (в 1980-е гг., например, в моду вошли черные и «вареные» джинсы), сшитые из разных тканей, отделан­ные вышивкой, аппликацией, бахромой, дырками и т.п. Джинсы стали выпус­кать и известные дизайнеры (первыми — американский модельер К.Кляйн и итальянские модельеры Дж. Версаче и Дж. Армани).

Трусы — спортивные короткие штаны из легкой ткани; элемент нижнего белья.

Шорты — короткие штаны; классические шорты — на поясе со шлевками, со стрелками, иногда, с отворотами. Появились как элемент спортивного кос­тюма и костюма-сафари.

Юбка — поясная одежда различной длины.

Мини-юбка — короткая юбка длиной выше колена. Мини-юбки ввели в моду англичанка М. Квант в 1962 г. и французский кутюрье А.Курреж в 1964 г.

Макси-юбка — юбка длиной до щиколотки.

Миди-юбка — юбка, расширенная книзу, длиной до середины икры.

Юбка-клеш — юбка, плавно расширяющаяся от бедер.

Юбка-солнце — юбка, конструкция которой на плоскости представляет круг.

Юбка-полусолнце — юбка, конструкция которой на плоскости представляет полукруг.

Юбка-годэ (годе) — юбка, расклешенная от линии бедер или от колена, состоящая из шести или восьми клиньев либо имеющая прямой покрой с вшитыми в нижней части клиньями-годэ.

Юбка-банан (юбка-спираль) — юбка длиной до щиколоток, сшитая из клинь­ев особой формы, которые по спирали обвивают фигуру. Юбка появилась в 1973 г.

Килт — элемент мужского шотландского национального костюма. Пред­ставляет собой юбку, сшитую из клетчатой ткани (тартана), с запахом спере­ди и складками сзади и по бокам. Передний край отделан бахромой, юбка застегивается тремя-четырьмя металлическими пряжками на ремешках из кожи или замши, а ниже — «английской булавкой».

Юбка-брюки — вид поясной одежды, появившейся около 1850 г. как часть спортивной одежды и широко распространившейся в конце XIX — начале XX вв. как женская одежда для езды на велосипеде. Представляет собой укороченные брюки с очень широкими штанинами со складками.

Комбинезон — одежда, состоящая из объединенных в одно целое лифа с рукавами и брюк. Впервые появился как детская одежда во второй половине XVIII в. В 1870-е гг. распространился в качестве новой нижней дамской одежды (соединенные в одно целое панталоны с нижней сорочкой). Как правило, ком­бинезон — вид рабочей одежды. В XX в. комбинезоны были модны в конце 1970-х — начале 1980-х гг. (в «военизированном» стиле и в стиле «диско»), а также в конце 1990-х гг.

Полукомбинезон — одежда, состоящая из лифа без рукавов и брюк.

Боди (боди-сьют, комбидресс) — облегающая одежда из трикотажа или элас­тичных материалов, состоящая из лифа с рукавами или без и трусов, с застеж­кой на кнопки или пуговицы на ластовице.

3 ОДЕЖДА, КОСТЮМ И ИХ ФУНКЦИИ

Основными понятиями в моделировании являются «одежда» и «костюм». В языке любого народа есть слова, обозначающие эти понятия.

Одежда — это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от холода и палящего солнца; от дождя и ветра; от укусов насекомых; от зубов и когтей диких живот­ных; от стрел; ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою; от пули и отравляющих веществ. Одежда защищает человека не только от физических неблагоприятных климатических условий, воздействий на его тело, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту (особенно это относится к древнему костюму). Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскрас­ку, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье. В понятие одежды входят платье (то, что покрывает непосредственно тело человека), обувь, го­ловные уборы, дополнения (перчатки, шарфы, пояса и т.п.). Основная функ­ция одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической дея­тельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку при­спосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды — это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — украшает человека, как и в любой вещи, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Как и любая вещь, одежда — это предмет потребления. Ношение одежды — это про­цесс потребления данного продукта. Одежда может быть изготовлена на заказ для конкретного человека или быть продуктом массового промышленного про­изводства, когда один образец растиражирован в сотнях, тысячах, а то и мил­лионах экземпляров и находит своего «хозяина» уже в процессе распределе­ния, — в любом случае она удовлетворяет определенные потребности конк­ретного человека.

Одежда делится на следующие виды в зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя:

1) драпированная (некроеная, несшитая) — одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;

2) накладная — одежда, которую надевают через голову. Она может быть несшитой — в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (древ­ние плащи, пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, если основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без плечевых швов — тип туники или рубахи);

3) распашная — кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху донизу (тип халата или сшитая европейского типа — одежда, повторяющая формы человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой раз­
вертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).

В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятель­ности современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, по способу изготовления, по сезону, по назначению (бытовая, спортивная, производственная, форменная, зрелищная и т.д.). С понятием «одежда» нераз­рывно связано понятие «костюм».

Костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — определенная система пред­метов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность че­ловека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой тради­цией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую, связанную с его назначением (функциями). Однако важнейшая функция костюма — зна­ковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о челове­ке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстети­ческом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме защитной и утилитар­но-практической следующие функции:

1) магическую;

2) возрастную — обозначает или маскирует возраст человека. Традицион­ный костюм зачастую четко определял возраст человека: на это указывал, на­пример, цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском традиционном костюме. В европейском костюме, особенно современном, час­то возраст маскируется;

3) социально-половую — практически в любом традиционном костюме чет­ко обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамуж­няя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В обществе попытки носить не принадлежащую по праву одеж­ду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно опреде­лить по его костюму;

4) сословную (групповую) — костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует соци­альный статус человека;

5) профессиональную — костюм может указывать на принадлежность челове­ка к определенной профессии, на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средние века, когда представители определенных профессий (вра­чи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов но­сили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. В современном ко­стюме эта функция проявляется в производственной одежде и в гораздо мень­шей степени в бытовой одежде для работы, однако без труда по костюму можно определить делового человека или представителей «свободных профессий»;

региональную — костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона, образом жизни, так и с национальными традициями живущих в нем народов. Регио­нальная функция связана с национальной функцией — по костюму можно

судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современ­ном костюме европейского типа сложился «интернациональный стиль», сти­рающий все национальные особенности;

7) религиозную — костюм может обозначать и религиозную принадлеж­ность человека. Например, в XVT в. во Франции можно было по костюму отли­чить католика от гугенота (протестанта), в XVII в. в Англии — сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современ­ном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом. Однако можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не такое существенное значение, какое имело раньше.

В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функ­ция — многозначной, хотя он сохраняет следующие функции:

8)эротическую;

9) эстетическую — в этом смысле костюм выражает как индивидуальные эстетический вкус и выбор человека, так и общие для данной эпохи представ­ления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного вре­мени и народа.

Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функ­ции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образ костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход» — проектируют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с этой точки зрения про­ектировать нужно не мост, а переправу, не светильник, а освещение, не на­рядное платье, а хорошее настроение и уверенность в себе, не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.). Функциональный принцип проектирова­ния предполагает предварительное изучение процесса функционирования вещи, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в ре­зультате — создание объекта с принципиально новыми функциями, позволя­ющего удовлетворить разнообразные и меняющиеся потребности человека.

Как уже было сказано раньше, одежда — это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства.

Модель (от лат. modulus — мера, образ, норма) — это образец, служащий эталоном для серийного воспроизведения одежды, обуви, головных уборов; тип, марка какого-либо изделия.

Моделирование одежды — процесс создания новой модели одежды.

Модельер — специалист по изготовлению моделей одежды, образцовых эк­земпляров изделий. Таким образом, в русской традиции создателя новых об­разцов одежды называют модельером. Помимо этого существуют и другие про­фессии, связанные с изготовлением костюма: закройщик, портной, портни­ха, модистка, обувщик (сапожник), скорняк, технолог, конструктор, выши­вальщица и т.д. Все они выполняют различные функции, участвуя в процессе разработки и изготовления одежды. Но автором, создателем новой модели яв­ляется именно модельер, определяющий образ и стиль, общее конструктив­ное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатыва­ющий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения. Кроме этого, существуют и другие названия этой профессии, свя­занные уже с западной традицией: дизайнер, стилист, кутюрье.

Кутюрье — создатель коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) — уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вруч­ную в домах высокой моды, являющихся членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организаций в других странах (более под

Дизайнер (это название связано с англоязычной традицией, во французс­кой и итальянской традиции оно соответствует понятию стилист) — именно так чаще всего называют модельера, что связано с переменами в области про­изводства и методов создания одежды, а также с возникновением новой твор­ческой деятельности, связанной с массовым производством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: