Особенности телосложения (фигур) заказчиков

Возросшие требования к качеству одежды, соответствующей по своей форме и размерам телу человека, определяют необходи­мость изучения особенностей строения тела человека. Поскольку к услугам предприятий, изготовляющих одежду на заказ, чаще всего обращаются люди, имеющие нестандартные фигуры: несо­размерные рост и полноту, длину туловища и конечностей, асим­метрию частей тела и т.п., знание особенностей тела человека, размеров отдельных его частей, их соотношений, понимание ха­рактера связей и закономерностей изменчивости отдельных раз­мерных признаков необходимо специалисту для разработки опти­мальной для конкретного заказчика конструкции изделия.

Характеристика внешней формы тела человека

При рассмотрении внешней формы тела человека обычно вы­деляют основные крупные части: туловище, шею, голову, верх­ние и нижние конечности.

Основными опорными участками тела, покрываемыми одеж­дой, являются голова, шея, плечи, грудь, живот, спина, ягоди­цы, предплечья, бедра и голени. Рассмотрим форму участков, наиболее важных для конструирования одежды.

Шея ограничивается снизу уровнем седьмого шейного позвон­ка — сзади, грудной костью и ключицами — спереди. Форма шеи разнообразна. В сагиттальной плоскости шея несколько наклонена вперед. Форма сечения шеи на уровне мерки обхвата шеи прибли­жается к эллипсу, несколько сплюснутому со стороны спины. Форма и длина шеи влияют на выбор модели воротника и конст­руктивное решение горловины изделия. Длина шеи зависит от сте­пени наклона плеч.

Плечи (плечевые скаты) представляют собой верхнюю часть грудной области туловища, расположенную от основания шеи до плечевых суставов и имеющую небольшой наклон от шеи. В зави­симости от степени наклона плечевых скатов, характеризуемого

Рис. 1.1. Измерение высоты плеч Рис. 1.2. Измерение ширины плеч

размерным признаком «высота плеч» Вп (рис. 1.1), различают пле­чи высокие п 4,7 ± 0,75 см — у женщин и 5,8 ± 0,75 см — у мужчин), нормальные п = 6,2 ± 0,75 см и 7,3 ± 0,75 см соот­ветственно у женщин и мужчин) и низкие п = 7,7 ± 0,75 см и 8,8 ± 0,75 см соответственно у женщин и мужчин). Средний на­клон плеч у женщин составляет 21°, у мужчин — 24° [1].

Для характеристики формы плеч используют размерный при­знак «ширина плечевого ската» Шп (рис. 1.2), который определя­ется путем измерения расстояния между точкой основания шеи и плечевой точкой, а также размерный признак «дуга плечевого пояса сзади» Д,з, определяемый путем измерения расстояния по гори­зонтали на спине между плечевыми точками. Размерный признак Дт характеризует также разворот плеч (ракурс).

Часто встречаются фигуры, у которых плечи разной высоты. Плечи могут быть повернуты вперед или развернуты назад. Если плечи повернуты вперед, обычно образуются впадины в области ключиц. У фигур, плечи которых развернуты назад, ширина спи­ны, как правило, меньше, чем у фигур типового телосложения, а выпуклость груди — увеличена.

В зависимости от значений Шп и Дпз различают плечи нор­мальной ширины, широкие и узкие. Скаты плеч часто бывают неровными и неодинаковыми по форме, округлыми или угло­ватыми.

Форма груди определяется размерами грудной клетки и груд­ных мышц, а у женщин, кроме того, во многом зависит от формы грудных желез. Форма грудной клетки может быть плоской, ци­линдрической и конической (напоминающей усеченный конус, обращенный большим основанием вниз).

Различают четыре основные формы грудных желез у женщин: коническая, полушаровидная, чашевидная и отвислая. Грудные железы каждой из названных форм характеризуются размерами (степенью развития) и уровнем расположения. По степени разви­тия грудные железы могут быть слабо развитые, средние и сильно развитые. По уровню расположения различают грудные железы, расположенные высоко, нормально и низко. Размеры грудных желез оказывает значительное влияние на конструкцию переда женской одежды.

Живот — брюшная область туловища — расположен между груд­ной клеткой и верхним краем таза. Форма его разнообразна, зави­сит от пола, возраста человека, количества жировых отложений и соотношений размеров грудной клетки и таза. Живот может быть впалый, плоский и выступающий (выпуклый). С возрастом обыч­но появляются излишние жироотложения, живот увеличивается в размерах, выступает вперед, мышцы живота ослабевают и отви­сают в виде жировых складок.

Задняя часть туловища — спина — располагается между седь­мым шейным позвонком и крестцом. Форма спины определяет­ся изгибами позвоночного столба, формой лопаток и степенью развития мышц спины и подкожно-жирового слоя. В зависимо­сти от изгибов позвоночного столба различают форму спины: нормальную (с умеренными изгибами всех отделов позвоноч­ника), сутулую (с увеличенным грудным кифозом) и прямую (со сглаженными, небольшими изгибами всех отделов позво­ночника). Спина в верхней (грудной) части, как правило, шире, чем в нижней (поясничной). Выпуклость лопаток оказывает вли­яние на размеры и форму спинки изделия, во многом опреде­ляет ее конструкцию.

Форма ягодиц определяется формой таза и ягодичных мышц. Различают ягодицы нормальные, выступающие и плоские. Форма и размеры ягодиц определяют ширину и объем изделия на соот­ветствующем уровне.

Форма верхних конечностей (рис. 1.3) зависит от положения продольных осей плеча и предплечья, образующих в локтевом суставе угол р. Форма верхних конечностей может быть нор­мальной (р = 164 ±3° — у женщин и 169 + 3° — у мужчин), согну­той в локте (р< 161° и < 166° соответственно у женщин и мужчин) или выпрямленной (р>167° и >172° соответственно у женщин и мужчин).

Положение плеча (верхней части руки) относительно туло­вища зависит от угла а и может быть отвесным (а = 90 + 3°), передним (а<87°) или задним (а>93°). Углы аир связаны между собой обратной связью: с увеличением угла а угол р уменьшает­ся, и наоборот. В зависимости от степени развития мышц и под­кожно-жирового слоя различают руки нормальные, мускулистые, жилистые, худые, полные. Форма верхних конечностей оказыва­ет влияние на размеры рукава и положение его в пройме.

Форма нижних конечностей в зависимости от положения осей бедра и голени, а также положения головки бедренной кости в

Рис. 1.3. Форма Рис. 1.4. Форма нижних конечностей:

верхних конечностей а - нормальная; б — Х-образная;

в — О-образная; г — Л-образная

тазобедренном суставе может быть нормальной (рис. 1.4, а), если оси бедра и голени расположены примерно на одной линии; Х-образной (рис. 1.4, б), если указанные оси образуют тупые, от­крытые наружу углы; О-образной (рис. 1.4, в), если оси образуют тупые, но открытые внутрь углы; Л-образной (рис. 1.4, г), если оси бедра и голени образуют прямые, расходящиеся книзу линии. О том, какое влияние на конструкцию брюк оказывает форма нижних конечностей, сказано в п. 3.3.

Ноги, как и руки, в зависимости от степени развития мышц и подкожно-жирового слоя могут быть нормальные, мускулистые, жилистые, худые и полные (равномерно или с локализацией жира на отдельных участках).

Различные сочетания этих признаков образуют различную вне­шнюю форму тела человека.

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ

Телосложение зависит от таких факторов, как степень разви­тия мускулатуры и подкожно-жирового слоя, пол и возраст чело­века, форма и размеры скелета.

Разработаны различные схемы типов телосложения мужчин, женщин и детей [1].

Некоторые исследователи строят схемы типов телосложения женщин только на основании характеристики степени развития и распределения жироотложений на отдельных участках тела, без учета изменчивости остальных признаков телосложения. Такова,

например, схема типов телосложения, предложенная югославс­ким исследователем Б.Шкерли. Он выделяет три основных и одну дополнительную группы телосложения:

1-я группа — с равномерным распределением жироотложений по всему телу. Степень жироотложений может быть слабой, сред­ней и обильной. В соответствии с этим выделяются три типа (ва­рианта) телосложения: Ь — лептозомный (от греч. 1ерШ — тон­кий), N — нормальный, К — рубенсовский (рис. 1.5);

2-я группа — с неравномерным распределением жироотложе­ний. Она включает два типа: 5 — верхний (от лат. зирепог — вер­хний), характеризующийся повышенным жироотложением в вер­хней части тела (выше талии), и / — нижний (от т/епог — ниж­ний), характеризующийся повышенным жироотложением в ниж­ней части тела;

3-я группа — также с неравномерным распределением жиро­отложений, преимущественно на туловище или конечностях. При повышенном жироотложении на туловище выделяют тип Тг (от лат. 1гитиз — туловище), при повышенном жироотложении на конечностях — тип Ех (от лат. ех1гетИаз — конечность);


4-я группа (дополнительная) — с повышенным жироотложе­нием на отдельных участках тела, например, на груди — тип М (от лат. татта — женская грудь), на бедрах, в области так называ­емых вертелов, — тип Т (от лат. 1госЬаЫег — вертел).

Рис. 1.5. Типы телосложения женщин по Б. Шкерли


Существуют и другие схемы. Схема конституциональных типов женщин, предложенная российским исследователем И. Б. Талан­том, основана на учете не только степени жироотложений, но и сочетания ряда других морфологических признаков: пропорций, степени развития мускулатуры.

Схема И. Б. Таланта включает три группы конституции, в каж­дой из которых выделяются два-три типа:

А — лептозомные (от гр. 1ер(оз — тонкий, зота — тело) — узко­сложенные; типы: астенический и стенопластический;

Б — мезозомные (от гр. тезоз — средний, зота — тело) — широ­косложенные; типы: пикнический и мезопластический;

В — мегалозомные (от гр. те§аз — большой, зота — тело) — атлетические, с большими поперечными и продольными разме­рами тела; типы: атлетический, субатлетический и эурипласти-ческий.

Астенический тип характеризуется слабым развитием жироот­ложений и мускулатуры, длинной, узкой, плоской грудной клет­кой, впалым животом, узкими бедрами. Внешний вид этого типа, как отмечает И. Б. Талант, характеризуется «отсутствием всяких смягчающих черт женственности».

Стенопластический тип характерен для узкосложенных типов фигур, но в отличие от астенического типа имеет обильное жиро­отложение, благодаря чему этому типу конституции свойственны подчеркнутые черты женственности.

Пикнический тип фигуры характеризуется средним развитием мускулатуры и жироотложений, цилиндрической грудной клет­кой, прямым, слегка округленным животом, широким тазом. Этот тип более всех других, по мнению И. Б. Таланта, отвечает идеалу красоты женского тела.

Мезопластический тип фигуры близок к пикническому, но отличается от него несколько большим развитием мышц и мень­шим жироотложением.

Мегалозомные конституции характеризуются большими про­дольными и поперечными размерами тела. Атлетический тип фи­гуры отличается резко повышенной степенью развития мышц и пониженной степенью развития жироотложений.

Субатлетический тип фигуры характеризуется средней степе­нью развития мускулатуры и жироотложений.

Эурипластический (громоздкий) тип фигуры отличается силь­но развитой мускулатурой и обильным жироотложением.

Автор другой схемы, В.Е. Бочкарева, делит фигуры женщин на девять типов по изображению торса в фас. Считая типовую фигуру средней, фигуры, отличающиеся последовательным уменьшением длины плечевых скатов и ширины грудной клетки в фас, она относит к узким, и наоборот, фигуры, характеризую-

Рис. 1.6. Типы телосложения женщин по В.Е.Бочкаревой

щиеся последовательным увеличением длины плечевых скатов и ширины грудной клетки, — к широким (рис. 1.6) [2].

К первому типу относятся фигуры, отличающиеся от типовой узкой грудной клеткой, которая имеет одинаковую ширину в фас в верхней и нижней частях. Прямая боковая линия торса резко переходит от талии к тазовой кости, которая поэтому кажется широкой. Ширина грудной клетки на уровне плечевых суставов небольшая.

Фигуры второго типа отличаются от типовой веретенообраз­ной формой торса, в нем сливаются в единый овал выпуклость тазовой кости и грудной клетки. Верхняя и средняя части грудной клетки сужены. Боковые стороны торса выпуклые. Тазовая кость выражена не явно из-за выпуклости в местах боковых впадин. Объем бедер незначительно меньше, чем у типовой фигуры (см. рис. 1.6).

Третий тип — фигура так называемого девичьего телосложе­ния. По ширине в фас на уровне грудной клетки и бедер она ближе к типовой, но незначительно уже ее. Контур тазовой кос­ти сохраняет рельефность за счет боковых впадин и суженной грудной клетки, но объем бедер меньше, чем у типовой фигуры. Ширина верхней части грудной клетки на уровне плечевых су­ставов средняя или малая.

К четвертому типу относится типовая фигура.

Фигура пятого типа по ширине в фас на уровне грудной клет­ки и линии бедер близка к типовой и лишь незначительно шире

ее. Она характеризуется нерельефно выраженными боковыми кон­турами. Ширина в верхней части грудной клетки на уровне плече­вых суставов средняя или большая.

Для фигур шестого типа характерно расширение в верхней и средней частях грудной клетки. Боковые впадины на талии и вы­ступы бедер вырисовываются незначительно. В фас эта фигура оди­наковой ширины на уровнях подмышечных впадин и расширен­ной части бедер.

Фигура седьмого типа в фас имеет одинаковую ширину на уров­нях подмышечных впадин и линии талии. Она отличается от типо­вой прямолинейностью контура бока до линии талии. Впадин на линии талии и боковых сторонах нет. Контуры бедренных линий выражены незначительно.

К восьмому типу относится фигура атлетического сложения, отличающаяся от типовой широкой грудной клеткой. По линии талии небольшие боковые впадины. Тазовая часть выражена не­рельефно.

К девятому типу относится фигура с широкой верхней ча­стью торса, одинаковой ширины в фас на уровнях подмышеч­ных впадин и линии талии и уменьшенной шириной на уровне линии бедер.

При изображении в фас грудные клетки женских фигур под­разделяют на конические с конусом, обращенным вверх (2-й тип), конические с конусом, обращенным вниз (типы 3, 4, 5, 6 и 8-й), и цилиндрические (1, 7 и 9-й типы).

При изображении в профиль грудные клетки женских фигур предлагается подразделять на округлые и плоские.

Центральная опытно-техническая швейная лаборатория (ЦОТШЛ) разработала антропоморфологическую классификацию [3] типов фи­гур женщин, учитывающую степень развития мышц и жироотложе­ний, характер их распределения по телу и рассматривающую фигуру во фронтальной и профильной проекциях. В этой классификации кон­туры тела человека определяются соотношением поперечных и пере­дне-задних диаметров обхватов бедер и груди (</пг и */пб; </пзг и й?пзб) и характером взаимного расположения передне-задних диаметров груди и бедер.

По соотношению поперечных диаметров бедер и груди во фронтальной проекции (по виду спереди) выделены три типа фигур: равновесный, верхний и нижний. По соотношению пе­редне-задних диаметров бедер и груди в профильной проекции (по виду сбоку) также выделены три типа. Различные сочетания типов фигур во фронтальной и профильной проекциях позволи­ли авторам [3] вьщелить девять типов фигур: три основных и шесть комбинированных (например, фигура равновесного типа спере­ди и верхнего сбоку и т.д.).

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА

Пропорциями называют соотношения размеров отдельных ча­стей тела человека. Пропорции тела человека определяются его национальной принадлежностью, географическими и климати­ческими условиями района проживания, наследственными фак­торами. Определенное влияние на пропорции фигуры оказывают занятия спортом.

В зависимости от отношения длины конечностей и ширины плеч к общей длине тела различают три основных типа пропор­ций тела: долихоморфный — относительно длинные конечности и узкое короткое туловище; брахиморфный — относительно ко­роткие конечности и длинное широкое туловище; мезоморфный — нормальное сложение, занимающее промежуточное положение между долихоморфным и брахиморфным типами [1].

Разница в длине тела различных людей зависит в основном от длины нижних конечностей. Поэтому долихоморфный тип более характерен для людей высокого роста, брахиморфный — низко­го роста.

ОСАНКА

Осанка отражает индивидуальные особенности положения тела в пространстве и является одной из важнейших характеристик внешней формы тела человека, оказывающих значительное влия­ние на конструкцию одежды.

Осанка клиента издавна учитывалась закройщиками-прак­тиками. На разнообразие осанок тела и необходимость их учета при изготовлении одежды еще в 30-е годы указывали специа­листы-антропологи [4, 5]. Тогда же был проведен ряд работ, посвященных исследованию осанки для целей конструирова­ния одежды [6, 7].

Основываясь на экспериментальных антропометрических данных и применяемых в то время в разных странах методах конструирова­ния одежды, Л. П. Николаев [4] пришел к выводу, что «уже в насто­ящее время вполне целесообразно отметить необходимость... создать стандартные лекала для сутуловатых и перегибистых фигур (т.е. для субъектов с круглой и плоской спиной)».

В жизни встречаются люди, имеющие различные индивидуаль­ные особенности формы тела, т. е. различную осанку. Она связана с формой скелета, прежде всего позвоночника, расположением центра тяжести тела. В настоящее время осанка рассматривается как одна из основных характеристик равновесного вертикального положения тела при спокойном стоянии человека.

На осанку человека кроме строения позвоночника большое влияние оказы­вают степень выступания лопаток, гру­ди, живота, степень развития мышц и жироотложения, положение плечево­го пояса, таза, рук и ног. Осанку фигу­ры в швейном производстве определя­ют по форме наружного контура туло­вища со стороны спины при рассмат­ривании фигуры в профиль. Фигуры по осанке подразделяют на нормальные (рис. 1.7, а), сутулые (рис. 1.7, б) и перегибистые (рис. 1.7, в). Для уста­новления принадлежности фигуры к тому или иному типу осанки исполь­зуют параметр, определяющий изгиб верхней части туловища — положение корпуса Пк.

Рис. 1.8. Измерение высоты плеч первой 2?п1

Сутулая фигура характеризуется плоской грудью, несколько наклонен­ным вперед корпусом, округлой и рас­ширенной длинной спиной с резко выступающими лопатками, чаще все­го слабым развитием мускулатуры, увеличенными по сравнению с фигу­рой с нормальной осанкой шириной и длиной спины, а также уменьшенными размерами груди. Наи­более выступающая вперед точка грудной железы у женщин сме­щена вниз.

Перегибистая фигура характеризуется широким разворотом груди и плеч, несколько отклоненным назад корпусом, плоской (без выступа лопаток) спиной, увеличенным прогибом талии и выступающими ягодицами, увеличенными (по сравнению с фи­гурой с нормальной осанкой) размерами груди и уменьшенными размерами спины. Высшая точка грудной железы смещена вверх. В понятие осанки специалисты швейного производства часто включают, помимо положения корпуса, и второй параметр, ха­рактеризующий наклон плечевых скатов — высоту плеч Вп — про­екционное измерение по вертикали, определяемое как разность высот шейной и плечевой точек (см. рис. 1.1).

Исследованиями, проведенными в Московском государствен­ном университете дизайна и технологии (МГУДТ), установлено, что размерный признак Вп недостаточно объективно характеризу­ет наклон плечевых скатов фигуры человека [8]. В связи с этим было предложено для характеристики наклона плечевых скатов

фигуры использовать другой размерный признак — высоту плеч первую Вп] (рис. 1.8), определяемую разностью высот антропо­метрических точек основания шеи и плечевой.

В связи с ростом требований к качеству одежды специалисты-швейники проводят работы, посвященные исследованию влияния осанки человека на конструкцию изделия и качество его посадки. Предложен ряд классификаций осанки женских фигур [9, 10], сре­ди которых представляет интерес классификация по степени изги­ба шейного и поясничного отделов позвоночника [9], разработан­ная Т.Н.Дунаевской, Е.Б.Кобляковой и Е.Б.Булатовой на основе данных массовых антропометрических обследований населения. Согласно этой классификации (табл. 1.1), наиболее часто встреча­ющимися среди девяти выделенных типов являются пять: средний, или нормальный (отклонения обоих признаков от средней величи­ны в пределах ±а) и четыре переходных типа, для которых один из размерных признаков находится в пределах М±а, а другой — отклоняется от среднего значения на величину, большую ±а.

8 Конструирование одежды возникло с появлением кроеной одежды. В 18 веке появились первые журналы мод с зарисовками контуров деталей кроя. Французский портной Мишель в 1818 году создал первую систему кроя по чертежам. В середине 19 века разрабатываются различные методики построение чертежей, в частности, пропорционально-расчетные методики, основанные на пропорциональном строении тела человека, расчетно-мерочные и другие.

Конструирование - это совокупность технических приемов, на основе которых можно построить чертежи любых, самых сложных моделей одежды.

Чертеж детали выполняется на основе базового лекала. Базовое лекало (базовая конструкция) – это развертка на плоскости поверхности фигуры человека. Качество посадки изделия на фигуре и удобство в носке определяются качеством базового лекала. Способ построения базовых лекал (конструкций), предназначенных для массового и индивидуального пошива, одинаков. bon-yuliana@yandex.ru

В нашей стране широко распространен “Единый метод конструирования одежды”, многие предприятия швейной промышленности и ателье используют в своей работе базовые лекала этой системы. Этот метод конструирования одежды - расчетно-аналитический. Он научно обоснован, базируется на тщательном измерении всех параметров фигуры, что не требует применения сложных эмпирических формул.

Многие ругают эту систему кроя. Но делают это, как правило, люди, которые в достаточной степени ей не владеют. Преимущество этого метода в том, что формулы имеют математическое обоснование и отражают реальные закономерности и связи между отдельными элементами конструкции с учетом прибавок на свободное облегание и декоративное оформление.

Единый метод конструирования предполагает построение чертежа конструкции в два этапа: первый этап - построение основы, второй - построение декоративных линий и фасонных изменений. Все элементы конструкции определяются расчетным путем. Данный метод основан на единстве принципа построения конструктивной развертки мужской, женской и детской одежды. При изменении моды и модели приемы построения чертежа и структуры основных расчетных формул остаются неизменными, изменяются только некоторые параметры, коэффициенты и абсолютные величины. Метод постоянно развивается и дополняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: