Индийская культураохватываег период от от III тыс. до н. э. до V в. н. э. Особенности культуры Древней Индии во многом определили мифология и религия. Первоначально это были Веды. Ведические гимны до сих пор считаются в Индии священными письменами. В начале I в. до н. э. в Индии получает распространение мифология брахманизма. Дальнейшее развитие религиозной культуры связано с буддизмом. Его уникальность в том, что это единственная религия «без души и без Бога». Основатель этой великой мировой религии – принц Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (6-5 вв. до н.э.). Основной религиозный догмат душа сансара движется к нирване, а человек через ряд перерождений приходит к совершенству.
Ученые Индии достигли больших успехов в области медицины, астрономии, лингвистики, философии, математики. В числе открытый: значение числа пи, эффективный способ решения линейных уравнений, идеи интеграла и дифференциала, теоремы алгебры и геометрии. Важнейшие идеи и принципы искусства Индии уходят корнями в Хараппскую цивилизацию, но своего расцвета оно достигло в Кушано-Гуптскую эпоху (начало IV в.). Большинство архитектурных сооружений Индии были сделаны из дерева, и только в первых веках н. э. применяется камень. Культовая архитектура представлена скальными комплексами: ступами — монументальными каменными мемориальными сооружениями. На рубеже н. э. был создан пещерный комплекс в Карли. Главный храм этого комплекса — чайтья — был самым большим пещерным храмом Индии. С I в. н. э. во многих художественных школах Индии возникает изображение Будды в человеческом образе. В Матхуре наряду с произведениями буддийского искусства было найдено большое количество скульптур и рельефов светского содержания. Это фигуры полуобнаженных женщин, выполненные на каменных колоннах и оградах храмов.
Период Гуптов называют классическим. В этот период были созданы работы по теории искусства, трактаты о театральном искусстве. Период раздробленности после упадка империи Гуптов характерен ослаблением светского начала и усилением религиозного влияния. Наступает период господства индуизма. Пещерная и скальная архитектура сменяется строительством наземных храмовых ансамблей. С установлением власти Делийского султаната на развитие культуры Индии огромное влияние оказали идеи ислама. В 1525 г. потомок Тимура — Бабур вторгается в Индию и, закрепив свое господство в северной Индии, образовывает в дальнейшем империю Великих Моголов.
Начался процесс взаимопроникновения двух культур — мусульманской и индусской. В архитектуре новые тенденции проявляются при создании мавзолеев. До совершенства доведены пропорции и стилевые особенности в мавзолее Тадж-Махал. При дворе Великих Моголов складывается и достигает высокого уровня монгольская школа миниатюры и стенной живописи. Образование первого в эпоху Средневековья централизованного государства в Индии, утверждение ислама как государственной религии резко обострили межрелигиозные отношения. В связи с этим изменяются типологические основы архитектуры, а развитие скульптуры было прервано.
Скульптурный декор архитектуры сменил плоский орнамент, обновились строительные и художественные приемы. На всех этапах своего развития искусство Индии отмечено неповторимой самобытностью,.Индия в Средние века — это большая художественная школа, из которой многое почерпнули зодчие и художники близлежащих стран Южной и Восточной Азии. Каменные храмы Индии с украшающими их рельефами, узорами орнамента, созданные поколениями средневековых мастеров, являются сокровищницами мирового искусства. Завершился длительный путь развития феодальной индийской культуры в XV11 в. Колониальная зависимость страны пагубно отразилась на ее искусстве и архитектуре, надолго приостановив их развитие.