Организационная подготовка включает решение следующих вопросов:
- выбор места и времени проведения наблюдения;
- выбор формы, вида и способа наблюдения;
- выбор вида и непосредственное оформление статистического формуляра;
- выбор или разработка программного обеспечения наблюдения;
- оценка затрат на проведение обследования;
- обучение кадров для проведения наблюдения;
- подготовительная работа с респондентами.
Местом наблюдения является территория, по отношению к которой собираются сведения. Выбор времени проведения наблюдения подразумевает установление критического момента наблюдения и срока проведения наблюдения. Критический момент наблюдения — это момент времени, по отношению к которому собираются статистические сведения. Так, критическим моментом при проведении Всероссийской переписи населения 2002 г. было 0 часов в ночь с 8 на 9 октября 2002 г. Все сведения, зарегистрированные в опросных листах переписи, относятся именно к этому моменту. Например, если ребенок родился в 0 часов 10 мин 9 октября, а счетчик пришел в данный дом 12 октября, этот ребенок не подлежал регистрации, как еще не родившийся на момент переписи. Под сроком проведения наблюдения понимают интервал времени, в течение которого происходит сбор статистической информации: заполняются опросные листы либо анкеты и т. п. К организационным вопросам подготовки статистического наблюдения относится также выбор вида статистического формуляра и его оформление. Статистический формуляр — это статистический документ, содержащий программу наблюдения, в который заносятся данные о единице наблюдения. Формуляр может иметь вид статистического отчета официально установленной формы, переписного листа (при проведении переписей), анкеты и др. Формуляр, как правило, содержит титульную и адресную части. Титульная часть состоит из названия статистического наблюдения, указания органа, проводящего его, а также данных о том, кем и когда утвержден данный формуляр (если это формуляр статистической отчетности). Адресная часть содержит координаты единицы наблюдения, которыми могут быть название организации, ее адрес, номер телефона, подчиненность и т. п. (если это формуляр статистической отчетности). Но статистические опросы могут быть и анонимными, тогда адресной части в формуляре нет.
|
|
К организационному этапу обследования также относится выбор программного обеспечения наблюдения или его разработка. Эта часть работы имеет место в масштабных обследованиях, когда приходится обрабатывать сотни, тысячи или даже миллионы анкет, как при переписях населения.
Оценка затрат на проведение статистического наблюдения идет по следующим направлениям расходов:
|
|
- получение предварительной информации об изучаемой совокупности;
- организация и проведение сбора первичной статистической информации (разработка и размножение формуляров и прочей документации, оплата работы счетчиков);
- обучение персонала, принимающего участие в обследовании;
- программное обеспечение, используемое в ходе обследования;
- прочие статьи затрат.
При проведении масштабных наблюдений, таких, как перепись, особо остро стоит вопрос подготовки кадров для организации наблюдения. С этой целью сотрудники статистических органов проводят различного рода семинары, инструктажи с будущими счетчиками (так называют лиц, которые проводят опросы) по вопросам заполнения анкет, разъясняют им, как вести себя в непредвиденных ситуациях, решают вопросы личной безопасности счетчиков.
При проведении массовых обследований населения на этапе организации наблюдения проводится работа и с респондентами. Им разъясняют цели и задачи обследования, его значение. Подобная работа позволяет снизить долю незаполненных анкет, предупредить некоторые ошибки их заполнения и повысить эффективность работы счетчиков.