Теории развития личности

В современной социологии существуют различные концепции личности.

Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность ролей, выполняемых ею в обществе. Существуют различные варианты данной концепции в работах Дж. Мида,

Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсонса, Т. Шибутани и др.. Представители структурного функционализма рассматривают личность, выполняющий множество социальных ролей, которые присущи ей в обществе. Под социальной ролью понимается модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Поведенческая концепция личности, разработанная американскими социологами Дж. Хомансом, Б. Скиннером и др., рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулом является любое благо, социальное по происхождению: знания, комфорт, уважение и т.п. Рассматривая реакцию человека на ту или иную ситуацию, поведенческая концепция личности исходит из системы поощрений, и поэтому изменение личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий. Концепция «зеркального Я» разработана американским исследователем Ч.Кули. Личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

• представления о том, как его воспринимают другие люди;

• представления о том, как они его оценивают;

• как человек отвечает на воспринимаемую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

Психоаналитическая концепция личности, разработанная 3.Фрейдом, включает три сферы:

• подсознания («Id» или «Оно»), где господствует биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;

• самосознания («Ego» или «Я»), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемую для общества форму;

• сверхсознания («Super-ego» или «Сверх-Я»), включающая моральные нормы, принятые в данном обществе.

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Главная проблема – противоречия между человеком и обществом. Фрейд считает, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения, и предполагает, что с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.

В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э.Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. Данная теория не принимает во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорирует роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

При марксистском подходе сущность индивидуальной личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. В связи с тем, что сущность личности проявляется в поступках, она всегда стоит перед выбором. Однако важным условием выбора является свобода. Философы-экзистенциалисты (К. Ясперс, Ж-П Сартр и др.) утверждают, что человек обречён на свободу. Свобода понимается как свобода выбора, так и свободный выбор. Если общество не обеспечивает свободу человека, оно подавляет его личностные качества. Свобода тесно связана с ответственностью и является важным условием созидательной деятельности личности. Таким образом, проблема личности породила множество концепций, но ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших исследовательских подходов дает целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: