Новыми тенденциями в образовательной политике современной России являются принятие идеи интеграции людей с ограниченными возможностями в массовую образовательную среду, а затем и в социальную жизнь и попытки ее реализации. Из этого следует приоритетность психолого-педагогической воспитательной помощи в освоении детьми с ограниченными возможностями самостоятельной жизнедеятельности в условиях интеграции. Достижение этой цели предполагает воспитательную деятельность в трех направлениях (Speck О., 2002).
Первое направление — создание и поддержание единства и целостности личности растущего человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т.е. личностная интеграция.
Физические и психические дефекты и их последствия влекут за собой нарушение социальных отношений. Возникает социальная дезинтеграция. Тот, кто не включен в окружающий социальный мир, не в состоянии сохранить и внутреннюю гармонию.
Поэтому вторым направлением воспитательной деятельности является последовательное формирование и развитие социальных компетенций и навыков социального взаимодействия. Для этого необходимо ребенка, подростка в соответствии с имеющимися условиями и индивидуальными возможностями учить:
|
|
- общаться и взаимодействовать со Все более широким социальным окружением;
- понимать нормы и правила социального поведения и следовать им;
- владеть способами психологической защиты в случаях негативного опыта коммуникации и взаимодействия с окружающими;
- осваивать различные социальные роли и предотвращать возможность вхождения в социальную роль «инвалида (по зрению, по слуху и т.д.)», «воспитанника специального коррекционного учреждения»;
- участвовать в социальных группах по выбору (игровых, учебных, рабочих, рекреационных);
- включаться и взаимодействовать с окружающими в социально-бытовых условиях, развивать в себе активную интеграционную личностную позицию;
- по завершении школьного обучения поэтапно осваивать профессиональное включение;
- посильно участвовать в культуре.
- Необходимо подчеркнуть важность воспитания активной интеграционной позиции у ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Третьим, не менее значимым, направлением воспитательной деятельности является формирование интеграционной готовности и интеграционной культуры у всех участников интеграционного процесса — других воспитанников, школьников и педагогов системы массового образования, родителей, администрации образовательных учреждений и широкого социального окружения. Эта работа складывается из следующих взаимосвязанных задач:
|
|
- инициирование, налаживание и поддержание интеграционных контактов и практического сотрудничества в учебе, игре, в повседневной жизни, в труде и отдыхе;
- представление и защита интересов людей с ограниченными возможностями, преодоление сегрегационных тенденций, если таковые возникают;
- информирование широкой общественности о ситуации людей с нарушениями развития различных категорий, об их возможностях; дезавуирование негативных по своей сущности мифов об «инвалидах»; воспитание готовности к защите прав этих людей, к акциям солидарности в их поддержку;
- влияние на планирование и реализацию образовательной и социальной политики в части соблюдения прав людей с ограниченными возможностями, в том числе и права жить и учиться вместе со всеми.
Таким образом, речь идет о воспитании общества в целом. Для нашей страны это особенно трудная, хотя и выполнимая, задача.