Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов

Новыми тенденциями в образовательной политике современ­ной России являются принятие идеи интеграции людей с ограни­ченными возможностями в массовую образовательную среду, а затем и в социальную жизнь и попытки ее реализации. Из этого следует приоритетность психолого-педагогической воспитатель­ной помощи в освоении детьми с ограниченными возможностя­ми самостоятельной жизнедеятельности в условиях интеграции. Достижение этой цели предполагает воспитательную деятельность в трех направлениях (Speck О., 2002).

Первое направление — создание и поддержание един­ства и целостности личности растущего человека с ограниченны­ми возможностями жизнедеятельности, т.е. личностная интегра­ция.

Физические и психические дефекты и их последствия влекут за собой нарушение социальных отношений. Возникает социальная дезинтеграция. Тот, кто не включен в окружающий социальный мир, не в состоянии сохранить и внутреннюю гармонию.

Поэтому вторым направлением воспитательной дея­тельности является последовательное формирование и развитие со­циальных компетенций и навыков социального взаимодействия. Для этого необходимо ребенка, подростка в соответствии с имеющи­мися условиями и индивидуальными возможностями учить:

- общаться и взаимодействовать со Все более широким соци­альным окружением;

- понимать нормы и правила социального поведения и следо­вать им;

- владеть способами психологической защиты в случаях нега­тивного опыта коммуникации и взаимодействия с окружающи­ми;

- осваивать различные социальные роли и предотвращать воз­можность вхождения в социальную роль «инвалида (по зрению, по слуху и т.д.)», «воспитанника специального коррекционного учреждения»;

- участвовать в социальных группах по выбору (игровых, учеб­ных, рабочих, рекреационных);

- включаться и взаимодействовать с окружающими в социаль­но-бытовых условиях, развивать в себе активную интеграцион­ную личностную позицию;

- по завершении школьного обучения поэтапно осваивать про­фессиональное включение;

- посильно участвовать в культуре.

- Необходимо подчеркнуть важность воспитания активной ин­теграционной позиции у ребенка с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности.

Третьим, не менее значимым, направлением воспи­тательной деятельности является формирование интеграционной го­товности и интеграционной культуры у всех участников интеграци­онного процесса — других воспитанников, школьников и педаго­гов системы массового образования, родителей, администрации образовательных учреждений и широкого социального окружения. Эта работа складывается из следующих взаимосвязанных задач:

- инициирование, налаживание и поддержание интеграцион­ных контактов и практического сотрудничества в учебе, игре, в повседневной жизни, в труде и отдыхе;

- представление и защита интересов людей с ограниченными возможностями, преодоление сегрегационных тенденций, если таковые возникают;

- информирование широкой общественности о ситуации лю­дей с нарушениями развития различных категорий, об их воз­можностях; дезавуирование негативных по своей сущности ми­фов об «инвалидах»; воспитание готовности к защите прав этих людей, к акциям солидарности в их поддержку;

- влияние на планирование и реализацию образовательной и социальной политики в части соблюдения прав людей с ограни­ченными возможностями, в том числе и права жить и учиться вместе со всеми.

Таким образом, речь идет о воспитании общества в целом. Для нашей страны это особенно трудная, хотя и выполнимая, задача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: