Специалистами выявлено шесть категорий социальной жизнедеятельности, значимых для социального включения людей с ограниченными возможностями,
— самопомощь;
- продвижение вперед;
- занятость (деятельность);
- коммуникация;
- самоопределение и социальное взаимодействие (Шпек О., 2003).
Ученые и педагоги США обозначают десять функциональных областей, необходимых для личностной независимости человека в повседневной жизни: уход за собой (еда, купание, одевание, пользование туалетом и др.); физическое развитие (сенсомоторика); экономическая активность (обращение с деньгами, покупки); развитие мышления, речи; простые академические умения (счет и грамота); домоводство (приготовление еды, уборка, пользование простейшей бытовой техникой и инструментами); профессиональная активность, (или занятость); самоопределение (образ жизни, выбор профессии, досуг); ответственность; участие в общественной жизни.
Система специального образования рассматривает ребенока с ограниченными возможностями жизнедеятельности не как исключение, а как один из вариантов человеческой сущности; он, как и все дети, нуждается в воспитании, однако оно протекает в осложненных условиях и требует дополнительной поддержки и помощи. В этом состоит общепедагогическая направленность процесса и содержания воспитания в специальной педагогике.
Отклонения или нарушения в развитии обусловливают потребность в специальных (особых и дополнительных) содержательных компонентах, формах и методах воспитания. Их выбор зависит не только от характера и степени нарушения, но и от индивидуальных особенностей воспитанника. Взаимосвязь с индивидуальным подходом определяет специфику и содержания, и способов реализации воспитательного процесса. Для ребенка и подростка с ограниченными возможностями крайне важно достижение таких результатов воспитания, которые ПОЗВОЛЯТ ему обрести осознание и оценку самого себя как активного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром.
В это весьма сложное качество входят такие показатели (в различной степени их достижения), как
- восприятие своего тела в его активности, т.е. способного к выполнению той или иной деятельности;
- хорошее физическое самочувствие;
- способность переживать успех, обусловленный собственной активностью, ощущать психофизическое напряжение;
- эмоциональное восприятие людей и предметов;
- переживание, ощущение собственного бытия через стабильное участие в жизни и деятельности;
- умение реализовывать различные проявления волевых усилий (Шпек О., 2003).
Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам, которые представлены в следующих содержательных блоках.
1. Уход за собой — одевание, поддержание чистоты тела и одежды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнему виду, к поддержанию здоровья.
2. Когнитивные (познавательные) умения —- восприятие и различение предметов и объектов действительности (видеть, слышать, ощущать на вкус, тактильно, обонять, воспринимать по вибрации, движению воздуха); восприятие людей, животных, растений; усвоение понятий и представлений, связанных с воспринимаемыми объектами, а также с количественно-пространственно-временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной обиходной жизни и пр.
3. Домашняя деятельность — участие в повседневных делах (дома, в учебном заведении), поддержание порядка и чистоты в помещении, помощь на кухне и по хозяйству, чистка одежды, стирка, приготовление пищи, накрывание на стол, мойка посуды, уход за цветами, домашними животными, работа в саду, пользование простейшими техническими приспособлениями (открывание и закрывание крана, регуляция струи воды по температуре и интенсивности, включение и отключение электричества, газа, закрывание на ключ и открывание двери и т.п.) и бытовой аппаратурой (пылесос, телевизор, кофемолка, телефон и др.), покупки.
Социальный обиход — принятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения: умение вступить в контакт; готовность помогать; умение делиться чем-либо с другими, соблюдать очередность, ждать, уступать, договариваться; вежливо отказываться отчего-либо, в том числе от нежелательного контакта или предложе ния; усвоение простых норм вежливого поведения; принятие и при знание других, учет их прав в разных (даже элементарных) ситуа циях; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.
Для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности крайне важно приобрести умение ориентироваться в окружающем природном и технологическом мире, в современной социальной жизни (включая простейшие знания о его сущности и назначении, о характере взаимодействий в нем). Ему необходимо освоить представления о своем положении в нем, о своих взаимо связях с людьми ближайшего окружения (родителями, родствен никами, сестрами, братьями, соседями).
5. Физическая ловкость —- участие в подвижных играх, в упраж нениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию предметов, их ловле и т. п. Выполнение простых упражнений на спортивных снарядах, плавание, развитие психомоторики.
6. Музыкальная и театрализованная деятельность — активное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсценировках; выполнение ритмических упражнений.
7. Речь — владение голосом и звукообразованием; называние предметов; составление простых высказываний, сообщений, понимание сказанного; конструирование и дополнение предложений; запоминание и воспроизведение несложных стихов, песенок; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений и др.
8. Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, к занятости — овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе; умением контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в том числе и эмоционально.
Перечисленные сферы жизни значимы для каждого человека с нарушениями развития, для его безопасности, для достойной жизнедеятельности, для комфортного проживания с ним окружающих, для его социального включения в людское сообщество. Чем более понятен и объясним для него окружающий мир, тем яснее становится для него его собственное взаимодействие с окружаю щим миром.
Усвоение социокультурных норм и ценностей, правил и установок является комплексным результатом, завершающим процесс-формирования житейских умений, навыков ориентации в жизни и в мире. Оно выражается в позитивном, социально стабильном и уравновешенном поведении и характеризуется присвоением в большей или меньшей степени ценностных позиций:
производственных — например, ценностное отношение к работе, выражение удовлетворения от успешной работы, чувство гордости нравственных и поведенческих корректность в отношении с окружающими, сопоставление собственных поступков с их поступками, а человеческих отношений вообще с нравственно-этическими эталонами, принятыми к обществе; знание о противоречиях реальной жизни, ее негативных нравственно-этических сторонах и адекватное к ним отношение; приветливость в общении, стремление помогать другим, учет их желаний и особенностей, адекватная настороженность к чужим, отстраненность по отношению к неодобряемым поступкам и т.п.;
ценностное отношение к людям, вещам и объектам —- уважительное взаимодействие с людьми, любовь к близким, внимание к животным и растениям, бережное обращение с предметами, осторожность по отношению к незнакомым предметам и явлениям.
Рассматривая содержание воспитания по функциональным направлениям, традиционно выделяемым в отечественной теории и практике воспитательной работы (воспитание физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, формирование правосознания и общественной активности и др.), можно видеть, что это общепедагогическое содержание здесь дополняется специфическими элементами, необходимость которых предопределена особенностями развития и возможностями воспитанника. Так, например, в работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения, требуются особое внимание и специальная организация воспитания нравственно-этических качеств личности, ибо отсутствие или ограничение каналов информации о поведении окружающих, о мотивированности их поступков в ряде случаев не позволяет им самостоятельно, только по подражанию усваивать нравственно-этические или поведенческие нормы, нормы общения.
Воспитанники с нарушением зрения или слуха или слепоглухие в состоянии самостоятельно воспринять лишь одну, часто внешнюю, сторону действий, поступков окружающих. Внутренний их смысл, сопровождающие их вербальные (или, наоборот, невербальные) проявления, предшествующие и последующие события и действия остаются для таких детей за пределами возможностей их самостоятельного восприятия и осмысления. Вследствие отрывочности доходящей до них информации они не могут следить за развитием взаимоотношений людей, устанавливать причинно-следственные связи в цепи воспринимаемых событий, явлений; ограниченные сенсорные возможности не способствуют развитию навыков наблюдения и наблюдательности, использованию результатов этих наблюдений для самостоятельного формулирования для себя тех или иных норм и правил, для выработки ценностных отношений.
Подобного особого внимания требует и освоение нравственно-этических норм воспитанниками с интеллектуальным недоразвитием. Однако причина здесь иная: при сохранных каналах восприятия информации у них затруднены ее вычленение, переработка и осмысление, выведение закономерностей и приложение этих правил к собственному поведению, построение взаимодействия и общения на основе увиденного и услышанного. Специальная педагогическая помощь в этих случаях необходима еще и потому, что свойственная таким детям и подросткам неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и неразвитость волевых качеств даже при наличии определенных нравственно-этических знаний нередко приводят к нежелательным (социально неодобряемым) импульсивным действиям и поступкам.
Вследствие указанных причин у многих воспитанников с ограниченными возможностями жизнедеятельности нечетки или отсутствуют как положительные, так и отрицательные морально-этические эталоны взаимодействия, поведения, общения. Так, например, часто можно наблюдать их бесцеремонность при вступлении в контакт со старшими: вторжение в общение других людей, неадекватность и кажущуюся бестактность вопросов и т. п.
Отсутствие самоконтроля за собственными действиями, мимикой, голосом, внешним видом (например, у слепых, глухих, слепоглухих) также приводит к отклонениям от общепринятых поведенческих норм: громкие крики, гримасы, не соответствующие ситуации (у слепоглухих); неадекватное контексту общения выражение лица (у слепых); «шумные» движения и деятельность, лишние, неадекватные звуки, непривычный голос (у глухих), — вызывая у окружающих неодобрение, испуг, осуждение, неприязненное, негативное отношение к таким людям.