Ориентация в окружающем природном и технологическом мире и в социальной жизни

Специалистами выявлено шесть категорий социальной жизне­деятельности, значимых для социального включения людей с ог­раниченными возможностями,

— самопомощь;

- продвижение впе­ред;

- занятость (деятельность);

- коммуникация;

- самоопределение и социальное взаимодействие (Шпек О., 2003).

Ученые и педагоги США обозначают десять функциональных областей, необходимых для личностной независимости человека в повседневной жизни: уход за собой (еда, купание, одевание, пользование туалетом и др.); физическое развитие (сенсомоторика); экономическая ак­тивность (обращение с деньгами, покупки); развитие мышления, речи; простые академические умения (счет и грамота); домовод­ство (приготовление еды, уборка, пользование простейшей быто­вой техникой и инструментами); профессиональная активность, (или занятость); самоопределение (образ жизни, выбор профес­сии, досуг); ответственность; участие в общественной жизни.

Система специального образования рассматривает ребенока с ограни­ченными возможностями жизнедеятельности не как исключение, а как один из вариантов человеческой сущно­сти; он, как и все дети, нуждается в воспитании, однако оно протекает в осложненных условиях и требует дополнительной под­держки и помощи. В этом состоит общепедагогическая направлен­ность процесса и содержания воспитания в специальной педаго­гике.

Отклонения или нарушения в развитии обусловливают потреб­ность в специальных (особых и дополнительных) содержательных компонентах, формах и методах воспитания. Их выбор зависит не только от характера и степени нарушения, но и от индивидуаль­ных особенностей воспитанника. Взаимосвязь с индивидуальным подходом определяет специфику и содержания, и способов реа­лизации воспитательного процесса. Для ребенка и подростка с ог­раниченными возможностями крайне важно достижение таких ре­зультатов воспитания, которые ПОЗВОЛЯТ ему обрести осознание и оценку самого себя как активного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром.

В это весьма сложное качество входят та­кие показатели (в различной степени их достижения), как

- вос­приятие своего тела в его активности, т.е. способного к выполне­нию той или иной деятельности;

- хорошее физическое самочув­ствие;

- способность переживать успех, обусловленный собствен­ной активностью, ощущать психофизическое напряжение;

- эмо­циональное восприятие людей и предметов;

- переживание, ощу­щение собственного бытия через стабильное участие в жизни и деятельности;

- умение реализовывать различные проявления воле­вых усилий (Шпек О., 2003).

Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам, которые представ­лены в следующих содержательных блоках.

1. Уход за собой — одевание, поддержание чистоты тела и одеж­ды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнему виду, к поддержанию здоровья.

2. Когнитивные (познавательные) умения —- восприятие и разли­чение предметов и объектов действительности (видеть, слышать, ощущать на вкус, тактильно, обонять, воспринимать по вибра­ции, движению воздуха); восприятие людей, животных, расте­ний; усвоение понятий и представлений, связанных с восприни­маемыми объектами, а также с количественно-пространственно-временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной обиходной жизни и пр.

3. Домашняя деятельность — участие в повседневных делах (дома, в учебном заведении), поддержание порядка и чистоты в поме­щении, помощь на кухне и по хозяйству, чистка одежды, стирка, приготовление пищи, накрывание на стол, мойка посуды, уход за цветами, домашними животными, работа в саду, пользование простейшими техническими приспособлениями (открывание и закрывание крана, регуляция струи воды по температуре и ин­тенсивности, включение и отключение электричества, газа, за­крывание на ключ и открывание двери и т.п.) и бытовой аппара­турой (пылесос, телевизор, кофемолка, телефон и др.), покупки.

Социальный обиход — принятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения: умение вступить в контакт; готовность по­могать; умение делиться чем-либо с другими, соблюдать очеред­ность, ждать, уступать, договариваться; вежливо отказываться отчего-либо, в том числе от нежелательного контакта или предложе ния; усвоение простых норм вежливого поведения; принятие и при знание других, учет их прав в разных (даже элементарных) ситуа циях; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.

Для человека с ограниченными возможностями жизнедеятель­ности крайне важно приобрести умение ориентироваться в окружающем природном и технологическом мире, в современной со­циальной жизни (включая простейшие знания о его сущности и назначении, о характере взаимодействий в нем). Ему необходимо освоить представления о своем положении в нем, о своих взаимо связях с людьми ближайшего окружения (родителями, родствен никами, сестрами, братьями, соседями).

5. Физическая ловкость —- участие в подвижных играх, в упраж нениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию пред­метов, их ловле и т. п. Выполнение простых упражнений на спортив­ных снарядах, плавание, развитие психомоторики.

6. Музыкальная и театрализованная деятельность — активное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсце­нировках; выполнение ритмических упражнений.

7. Речь — владение голосом и звукообразованием; называние предметов; составление простых высказываний, сообщений, по­нимание сказанного; конструирование и дополнение предложе­ний; запоминание и воспроизведение несложных стихов, песе­нок; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоцио­нальных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений и др.

8. Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, к занятости — овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе; умением контролировать процесс ее выполнения, оцени­вать ее результаты, в том числе и эмоционально.

Перечисленные сферы жизни значимы для каждого человека с нарушениями развития, для его безопасности, для достойной жиз­недеятельности, для комфортного проживания с ним окружаю­щих, для его социального включения в людское сообщество. Чем более понятен и объясним для него окружающий мир, тем яснее становится для него его собственное взаимодействие с окружаю щим миром.

Усвоение социокультурных норм и ценностей, правил и уста­новок является комплексным результатом, завершающим процесс-формирования житейских умений, навыков ориентации в жизни и в мире. Оно выражается в позитивном, социально стабильном и уравновешенном поведении и характеризуется присвоением в большей или меньшей степени ценностных позиций:

производственных — например, ценностное отношение к работе, выражение удовлетворения от успешной работы, чувство гордости нравственных и поведенческих корректность в отношении с окружающими, сопоставление собственных поступков с их по­ступками, а человеческих отношений вообще с нравственно-эти­ческими эталонами, принятыми к обществе; знание о противоре­чиях реальной жизни, ее негативных нравственно-этических сто­ронах и адекватное к ним отношение; приветливость в общении, стремление помогать другим, учет их желаний и особенностей, адекватная настороженность к чужим, отстраненность по отно­шению к неодобряемым поступкам и т.п.;

ценностное отношение к людям, вещам и объектам —- уважитель­ное взаимодействие с людьми, любовь к близким, внимание к животным и растениям, бережное обращение с предметами, ос­торожность по отношению к незнакомым предметам и явлениям.

Рассматривая содержание воспитания по функциональным направлениям, традиционно выделяемым в отечественной тео­рии и практике воспитательной работы (воспитание физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, формирова­ние правосознания и общественной активности и др.), можно видеть, что это общепедагогическое содержание здесь дополня­ется специфическими элементами, необходимость которых пре­допределена особенностями развития и возможностями воспи­танника. Так, например, в работе с детьми, имеющими сенсор­ные нарушения, требуются особое внимание и специальная орга­низация воспитания нравственно-этических качеств личности, ибо отсутствие или ограничение каналов информации о поведении окружающих, о мотивированности их поступков в ряде случаев не позволяет им самостоятельно, только по подражанию усваи­вать нравственно-этические или поведенческие нормы, нормы общения.

Воспитанники с нарушением зрения или слуха или слепоглухие в состоянии самостоятельно воспринять лишь одну, часто внешнюю, сторону действий, поступков окружающих. Внут­ренний их смысл, сопровождающие их вербальные (или, наобо­рот, невербальные) проявления, предшествующие и последующие события и действия остаются для таких детей за пределами возможностей их самостоятельного восприятия и осмысления. Вследствие отрывочности доходящей до них информации они не могут следить за развитием взаимоотношений людей, устанав­ливать причинно-следственные связи в цепи воспринимаемых событий, явлений; ограниченные сенсорные возможности не спо­собствуют развитию навыков наблюдения и наблюдательности, использованию результатов этих наблюдений для самостоятель­ного формулирования для себя тех или иных норм и правил, для выработки ценностных отношений.

Подобного особого внимания требует и освоение нравствен­но-этических норм воспитанниками с интеллектуальным недо­развитием. Однако причина здесь иная: при сохранных каналах восприятия информации у них затруднены ее вычленение, пере­работка и осмысление, выведение закономерностей и приложе­ние этих правил к собственному поведению, построение взаимо­действия и общения на основе увиденного и услышанного. Специальная педагогическая помощь в этих случаях необходима еще и потому, что свойствен­ная таким детям и подросткам неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и неразвитость волевых качеств даже при наличии определенных нравственно-этических знаний нередко приводят к нежелательным (социально неодобряемым) импуль­сивным действиям и поступкам.

Вследствие указанных причин у многих воспитанников с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности нечетки или от­сутствуют как положительные, так и отрицательные морально-этические эталоны взаимодействия, поведения, общения. Так, на­пример, часто можно наблюдать их бесцеремонность при вступ­лении в контакт со старшими: вторжение в общение других лю­дей, неадекватность и кажущуюся бестактность вопросов и т. п.

Отсутствие самоконтроля за собственными действиями, ми­микой, голосом, внешним видом (например, у слепых, глухих, слепоглухих) также приводит к отклонениям от общепринятых поведенческих норм: громкие крики, гримасы, не соответствующие ситуации (у слепоглухих); неадекватное контексту общения выражение лица (у слепых); «шумные» движения и деятельность, лишние, неадекватные звуки, непривычный голос (у глухих), — вызывая у окружающих неодобрение, испуг, осуждение, непри­язненное, негативное отношение к таким людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: