Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль –это практическое использование контрольной функции финансов.
Финансовый контроль представляет собой осуществляемую с использованием специфическихорганизационных форм и методов деятельность гос. и негос. органов, наделенных соответствующими полномочиями в целях установления законности, достоверности и эффективности фин. операций, выявления резервов роста финансовых ресурсов всех эк.суб-в.
Фин.контроль охватывает всегда те отношения, которые связаны с формированием и использованием ден. средств.
Сферой действий фин.контроля явл-ся процесс формирования и использования фин.ресурсов.Предметомявл-ся фин. показатели. Объектом явл-ся различные стороны хоз.деятельности предприятий, гос-ва и др. участников фин. процессов (доходы, расходы, налог. платежи и т.д.).
Задачи,решаемые в ходе ФК:
*соблюдение действующего законодательства по фин.отн-ниям, *проверка правильности выполнения фин.операций, расчетов, ведение бух. учета, составление
|
|
отчетности, *проверка полноты выполнения фин.обязательств перед всеми участниками тех отн-ний, кот. возникают у
контрагентов, *обеспечение сбалансированности фин. и матер. рес-сов, оценка эфф-сти их исп-ния,
*обеспечение сбалансир-сти между потребностью в фин.рес-сах и размерами денеж.доходов.
Основные принципы ФК:
-превентивный характер (недопущение нарушений), -действенность (недопущение повторных выявленных нарушений)
+ -независимость(необходимость фин.самостоятельности контрольных органов)-объективность (соблюдение действующего законодательства)
-гласность (связь со СМИ)
-компетентность (высок.проф.уровень работы контролеров).
Значение ФК:
*необходим для более эффективного управления фин.ресурсами, *с помощью него успешно реализуется фин.политика.
*особ. значение в условиях рынка – сужается сфера гос.фин.контроля за негос.сектором экономики и одновременно расширяется потребность в проведении внутр.к-ля.
Классификация ФК.
1) по субъекту осуществления:
*государственный (общегосударственный/ведомственный): Президент, Правительство, Счетная палата. *негосударственный:
-внутрихозяйственный (службы предприятия) -независимый (аудит)
2) по формам (или времени) проведения:
*предварительный, *текущий, *последующий
3) по методам проведения:
*проверка, *обследование, *анализ, *наблюдение, *надзор, *ревизия
4) по полноте охвата:
*комплексный/тематический (по терр-рии), *полный/частичный(по документам), *фронтальный/выборочный(по времени)
|
|
5) по характеру материалов:
*документальный, *фактический(инвентаризация, экспертная оценка)
6) по регламенту осуществления:
*обязательный/инициативный, *внешний/внутренний.
Главная задача гос.контроля - содействие успешной реализации фин.политики гос-ва посредством обеспечения соблюдения фин.зак-ва, фин.дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Контроль за негос.сферой: *по правильности исчисления и уплаты налогов, *применения нал.льгот, *правильности ведения учета и отчетности. За федеральной собственностью: *за использование фед.ден.ср-в, *за разработкой, утверждением и исполнением бюджетов, за деят-ю гос.предприятий.
Внутренний контроль осуществляется непосредственно фин.службами организации.Объектом явл-сяпроизводственная, хозяйственная деятельность. Этот к-ль направлен на оценку эф-ти и целесообразности использования собственный и заемных ресурсов, анализируется фпктические показатели с плановыми, к-ль за ликвид-ю, плат-ю.
Независимый фин.к-ль направлен на проверку достоверности бух.фин.отчетности и ее соответствиинормативным актам. (установление достоверности отч-ти)
Предварительный –осуществляется до совершения операций(самими организациями). Текущий –в момент совершения ден.операций(хоз.субъектами).
Последующий –оценка результатов финансовой деятельности эк.суб-в,сопоставление фин.данных срезультатами, к-ль за эф-м использование ср-в (спец.органами и самими организациями). Вскрывает недостатки предыдущих.
Методы ФК Поверка –проводится по отдельным вопросам фин.деятельности на основе отчетной документации и
расходных документов. В случае выявления нарушения фин.дисципллины намечаются меры по устранению их негативных последствий. (самый массовый метод)
Обследование –изучение отдельных аспектов функционирования предприятий с целью определения ихфин.состояния и возможных направлений развития.
Анализ финансового состояния –оценка результатов фин.деят-ти хоз.суб-та,эфф-ти использования егокапитала.
Наблюдение –постоянный к-ль за использованием фин.ресурсов субъекта к-ля и его фин.состоянием. (состороны кред.учреждения)
Надзор –проведение контрольных мероприятий за субъектами хозяйствования,чей вид деятельностилицензируется. Требуется соблюдение установленных нормативов, иначе штрафы, отзыв лицензии.
Ревизия –наиболее полный метод контроля.Позволяет оценить фактическое положение дел и полноеобследование фин-хоз.деятельности субъектов.
Комплексный –хар-ся взаимосвязанным изучением эк.,юр.сторон деят-ти организации.
Тематический –по определенному кругу вопросов/тем,путем ознакомления с отдельными сторонамихоз-й и фин.деятельности.
Фронтальный –за весь период сущ-я организации. Выборочный –охватывает опред.период времени.
Полный –изучение всех документов и необходимый мат.ценностей.При частичном проверяется определенная часть.
Инициативный –по решению руководства(привлечение внеш.контролеров).
Обязательный –подлежат:банки,страх.организации,проф.участники РЦБ,ОАО,внебюдж.фонды,предприятия с иностр.капиталом(в силу закона).
Органы гос.фин.контроля:
Законода | Исполнит.органы власти (Прав-во) | Президент РФ | ЦБРФ | |||
т.органы | ||||||
власти | ||||||
Счетная | МИНФИН | Главное | (К-ль за | |||
палата | В его ведении: | контрольное | КБ) | |||
Фед.налог.служба | управление | |||||
Фед.служба | фин- | администрации | ||||
бюджетного.надзора | Президента | |||||
Фед.служба по фин.мониторингу | ||||||
4. Фед.служба страх.надзора | ||||||
Фед.казначейство | ||||||
+ в подчинении Прав-ва: | ||||||
Фед.служба | по | фин.рынкам, | ||||
Фед.служба по антимонопол.политике, | ||||||
Фед.тамож.служба |
Счетная палата подчинена Фед.Собранию–постоянно действующий,независимый от правительстваорган. Глав.функция – контроль за фед.собственностью и фед.средствами.
|
|
Осн.задачи: *организация контроля за использование средств фед.бюджета, за исполнением фед.бюджета и внебюдж.фондов, *оценка эф-ти и целесообразности расходования гос.ср-в, *фин.экспертиза принятия фед.законов для бюджета, *к-ль за поступлением и движением средств на счетах в банках, *к-ль за поступлением в фед.бюджет доходов от гос.собственности (продажи и управления ей), *к-ль за сост-ем гос.долга.
Осн.формы к-ля – тематические ревизии и проверки. Мин-ва –функции методического характера. Фед.службы –контрольные функции.
Фед.налог.служба –к-ль за своевременным,полным,правильным внесением платежей в бюджет,предоставлением деклараций, норм ККМ, валютными операциями.
Фед.тамож.служба –при перемещении товаров через границу РФ.
Фед.служба фин-бюджетного.надзора – *к-ль за бюдж.средствами на гос.предприятиях и коммерческихструктурах, которые получает средства из бюджета и внеб.фондов, *проверяет исполнение смет и соблюдение дисциплины мес.администрациями, *с ЦБ проводит операции по обслуживанию гос.долга.
Фед.казначейство -*исполнение фед.бюджета и к-ль за целевым и эф-м использованием гос.средств,*распределение регулирующих налогов, *к-ль за доходной и расходной частями бюджета, за состоянием гос.внешнего долга. (доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с зак-вом РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с зак-вом РФ)
|
|
Фед.служба по страх. надзору -*лицензирование страх.деятельности, *осуществляет контроль и надзорза: соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, установление нормативов, к-ль за платежеспособностью.
Фед.служба по фин.мониторингу -*сбор,обработка и анализ информации,документов об операциях сден.средствами или иным имуществом, подлежащих к-лю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, создание единой информационной системы и базы по проведению к-ля в этой сфере, заключение международных договоров.
Фед.служба по фин. рынкам -*гос.регистрация выпуска ц\б и отчетов об итогах выпуска, *раскрытиеинформации на РЦБ, * контроль и надзор в отн-нии эмитентов, професс.участников РЦБ, негос.пенс.фондов, акц.инвест.фондов.