При рассмотрении вопросов о защите прав потребителей закон считает, что потребитель – гражданин (т.е. физическое лицо), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Законодательство защищает Ваши права потребителей и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав.
Ваше право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель – качественно выполнить работу (оказать услугу).
Как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товары (работы, услуги) были безопасны для Вашей жизни, здоровья, имущества, а также для окружающей среды.
Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продаётся, кто продаёт и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.
|
|
На товары (работы) может быть установлен срок службы (или срок годности) и гарантийный срок – сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должен устанавливаться в обязательном порядке.
Если на товар (работу) не установлен срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют ваши права, они недействительны.
(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1) Кто такой потребитель?
2) Почему важно знать свои права?
3) Права потребителя:
а) право на качественный товар;
б) право на безопасность товара (услуги);
в) право на необходимую и достоверную информацию о товаре.
4) Срок службы (срок годности) и гарантийный срок товара (работы).
5) Товар (работа) с неустановленным сроком службы (годности).
2. Закон даёт потребителям право в течение 14 дней вернуть в магазин некоторые качественные товары, которые не были в употреблении и упаковка которых сохранена. Выскажите два предположения о том, как эта норма защищает потребителя.
|
|
Ответ:
1) эта норма защищает потребителя от ненужных покупок, совершённых под воздействием рекламы, какого-то эмоционально- психологического состояния;
2) эта норма защищает потребителя в ситуации, когда его жизненные обстоятельства резко изменились и ему срочно потребовались деньги.
3. Владелец фирмы приобрёл в магазине канцелярские товары для своего офиса. Вскоре обнаружилось, что некоторые из приобретённых товаров бракованные. Может ли владелец фирмы воспользоваться нормами Закона «О правах потребителей»? Объясните свой ответ.
Ответ:
1) отрицательный ответ: нет, не может;
2) объяснение, допустим: действие Закона «О правах потребителей» не распространяется на тех, кто заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
4. Опираясь на факты общественной жизни и личный социальный опыт, объясните, в чём состоит различие между сроком годности и гарантийным сроком. Приведите пример товара, при покупке и потреблении которого жизненно важно следить за сроком годности, и кратко поясните своё мнение. Приведите пример товара, на который устанавливается гарантийный срок.
Ответ:
1) различие: срок годности – период, в течение которого товар сохраняет свои потребительские свойства и, в принципе, может использоваться; гарантийный срок – период времени, в течение которого изготовитель товара или его продавец гарантируют его бесперебойную службу;
2) пример товара и соответствующее пояснение: жизненно важно следить за сроком годности продуктов питания и лекарств (употребление просроченного товара может причинить вред здоровью и создать угрозу жизни человека);
3) пример товара, на который устанавливается гарантийный срок, например: компьютер, холодильник, телевизор.
5. Какие три права потребителя указаны в тексте?
Ответ:
1) право на качественный товар;
2) право на безопасность товара;
3) право на необходимую и достоверную информацию о товаре
6. Кого закон считает потребителем? Почему потребителям важно знать свои права?
Ответ:
1) ответ на первый вопрос: потребитель – гражданин (т.е. физическое лицо), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) ответ на второй вопрос: знание своих основных прав поможет потребителям приобрести качественный товар (услуги), правильно вести себя в условиях недобросовестности производителя или продавца.