студентка 1-го курса
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра Философии, социологии и истории
Научный руководитель: к.филос.н., доцент Н.А. Васильева
Ключевые слова: лирика, война, поэзия, Иркутск, Джек Алтаузен, Иосиф Уткин, Михаил Рыбаков
Наша память обращается к именам поэтов земли Иркутской, которые не вернулись домой с войны. Сколько поразительных судеб оборвала война! У этих поэтов было много как общего, так и различного. Молодость, Сибирь, страсть к поэзии, война – вот, что объединяет их. Одни, как Моисей Рыбаков, еще делали первые шаги в литературе; другие, как Иосиф Уткин и Джек Алтаузен, стали при жизни гордостью отечественной поэзии.
Сегодня мы вспоминаем этих поэтов, обращаясь к их творчеству, дневникам, воспоминаниям современников, письмам с фронта.
Цель нашей работы – проанализировать основные темы в военной лирике иркутских поэтов-фронтовиков.
Стихотворная публицистика – широко распространенная разновидность литературной работы в годы Великой Отечественной войны. Многие поэты целиком посвятили ей свой талант. Поэт Е. Долматовский в воспоминаниях о Джеке Алтаузене пишет, что поэт печатался в каждом номере своей газеты и с гордостью называл себя рядовым газетного полка.
|
|
«До обидного мало сохранилось фронтовых стихов Джека Алтаузена. А писал Алтаузен в те времена очень щедро, печатался почти ежедневно: стихи, статьи, заметки – все, что было нужно для газеты. В конце июля 1941 года, когда мы встретились в Умани, Джек прочитал мне не менее двух десятков стихотворений. Были среди них произведения большой силы: я до сих пор вижу их образы, хотя, увы, не запомнил строк. Поэт говорил о том, что надо бы послать стихи в Москву, да некогда»» [1, с. 7-9].
Из стихов той поры сохранилось «Письмо от жены»:
Обо всем мне жена написала И в конце, вместо слов о любви, Вместо «крепко целую», стояло: «Ты смотри, мой хороший, живи!..» [1, с. 10]Стихотворение это кажется сейчас простоватым, но тогда оно было очень нужно людям. Оно переписывалось от руки, его посылали в треугольных конвертах на фронт и с фронта. Чем-то близко это стихотворение таким популярным песням тех времен, как «Синий платочек» и «Давай закурим». Стихи-письма – это был правильно и точно выбранный поэтом жанр для солдатской газеты.
Алтаузен был всегда очень искренен, душа его была обнажена перед людьми. Его фронтовая лирика очень типична для поэзии начала войны: несколько сентиментальные строки вдруг обретают холодную, зрелую строгость и любовь к близким оборачивается ненавистью к врагу.
Скептик может спросить: к чему эти фронтовые воспоминания и какое отношение имеют они к поэзии? Самое непосредственное. И поэзия, и история литературы вправе гордиться подвигом поэта, а его работа на фронте, конечно же, была подвигом.
|
|
Практически с самого начала войны Иосиф Уткин стал фронтовым журналистом – и фронтовым поэтом. Многие из его страстных стихов той поры написаны непосредственно на передовой, в блиндажах и окопах. Никогда еще не писал он так много стихов, как в военные годы. И это вовсе не было какой-то особой публицистической поэзией, нет! В его военных стихотворениях мы видим ту же искренность, ту же простоту формы и ту же напевность, которые и составляют поэтический стиль Иосифа Уткина. Ибо, как писал сам поэт, «лирика есть не жанр, как у нас наивно привыкли думать, а натура художника» [2, с. 15].
Это были стихи о людях на войне, стихи о бесстрашии, о верности и о родной земле. Его военные стихи помогали бойцам выжить и победить, их знали, их читали в перерывах между боями, их пели… Стихотворение «Затишье»:
Над землянкой в синей безднеИ покой, и тишина.Орденами всех созвездийНочь бойца награждена.Голосок на левом фланге:То ли девушка поет,То ли лермонтовский ангелПродолжает свой полет.Вслед за песней выстрел треснет – Звук оборванной струны.Это выстрелят по песнеС той, с немецкой стороны.Голосок на левом флангеОборвется, смолкнет вдруг…Будто лермонтовский ангелДушу выронит из рук… [2, с. 128]. |
В сентябре 1941 года, во время боев под Ельней, осколком мины Иосифу Уткину оторвало четыре пальца на правой руке.
Он добился того, чтобы ему разрешили снова быть на фронте. И вновь и вновь писал он свои удивительные стихи о людях на войне.
Лампы неуверенное пламя.Непогодь играет на трубе.Ласковыми, нежными рукамиПамять прикасается к тебе.К изголовью тихому постелиСердце направляет свой полет.Фронтовая музыка метелиО тебе мне, милая, поет.Ничего любовь не позабыла,Прежнему по-прежнему верна:Ранила ее, но не убилаИ не искалечила война.Помню все: и голос твой, и руки,Каждый звук минувших помню дней!В мягком свете грусти и разлукиПрошлое дороже и видней.За войну мы только стали ближе,Ласковей. Прямей. И оттогоСквозь метель войны, мой друг, я вижуВстречи нашей нежной торжество.Оттого и лампы этой пламяДля меня так ласково горит,И метель знакомыми словамиО любви так нежно говорит… [2, с. 131-132]. |
Это стихотворение было опубликовано 19 мая 1944 года. Через неделю, 27 мая, Иосифу Уткину исполнился 41 год. Через полгода, 13 ноября, самолет, на котором он возвращался в Москву, разбился…
Еще один яркий талантливый поэт-сибиряк не вернулся с войны – это Моисей Рыбаков. Он сражался на Юго-Западном и Сталинградском фронтах, а в перерывах между боями поэт думал о доме, семье, любимой. Это хорошо видно из его стихотворения «Вспоминая о тебе»:
Кончен трудный день походный
И, готовясь в новый путь,
У костра в степи холодной
Мы ложимся прикорнуть.
День большой, привалы редки,
И проворно, как всегда,
Огонек бежит по веткам,
В котелке бурлит вода.
Эту песню начиная,
Ветер мчит в твои края,
О тебе, моя родная,
Вспоминаю я.
Снова пахнет ночь весною,
Звездным сыплется дождем.
Мы дорогою степною
В наступление идем.
Мы с тобою попрощались
В ночь апреля, до войны,
Резво месяцы помчались,
Как степные скакуны.
Мчатся, травы поднимая…
Глубоко тоскую, тая, я,
О тебе, моя родная,
Вспоминаю я.
У огня в степи просторной
Вспоминаю в тихий час
Милый облик твой задорный,
Ясный блеск весёлых глаз
В сердце, словно клад несметный…
В трудной жизни фронтовой,
Как костра огонь заветный,
Сохранял я образ твой.
Пусть друзей стена сплошная
Ныне дом мой и семья…
О тебе, моя родная,
Вспоминаю я.
День проходит неуклонно,
Поскорей наступит пусть!
По земле освобожденной
|
|
Я к тебе домой вернусь.
Кто не выпил соль разлуки,
Не оценит радость встреч. Эти маленькие руки
Буду трогать и беречь.
Вновь весна идет хмельная
От меня в твои края.
О тебе, моя родная,
Вспоминаю я [3, с. 30].
На лириков возлагались большие надежды, каждый из них не успел очень многое сделать. Но разве можно мечтать о чем-то другом, когда опасность пришла к самому порогу Родины? Они погибли, освещая своим подвигом путь к сегодняшней поэзии.