— С кем вы живете дома? (С мамой, папой, братом, сестрой, бабушкой, дедушкой.)
— Почему дети всегда живут с взрослыми?
ПАПА, МАМА, ВАШИ СЕСТРЫ И БРАТЬЯ — ЭТО ВАША СЕМЬЯ
— Вы все вместе живете в одной квартире, вместе кушаете, вместе гуляете — ЭТО ВАША СЕМЬЯ.
— В семье бывают взрослые и дети. Кто в семье взрослый? (Мама и папа.)
—Иногда в семье живут еще БАБУШКА и ДЕДУШКА. Они тоже взрослые.
— Семьи могут быть большими и маленькими. (Объяснить.)
—В семье может быть один, два, три и больше детей. Сколько детей в вашей семье?
— Посмотрите на картинку и скажите, сколько человек в этой семье. Покажите маму и папу. (Рис. 9.)
Что делает мама?
Что делает папа?
Сколько в этой семье детей?
Как мама называет этого мальчика? (Сын, сынок.)
Как называет папа этого мальчика? (Тоже сын, сынок.)
Как мама и папа называют маленькую девочку? (Дочка, доченька.)
—Поиграем.
Учитель-дефектолог распределяет роли (мама, папа, маленькая девочка, маленький мальчик) в соответствии с изображением на картинке. Каждый персонаж отвечает на вопрос: КТО У ТЕБЯ ЕСТЬ? Я — ДЕВОЧКА. У МЕНЯ ЕСТЬ ПАПА, МАМА, СЕСТРА И ДВА БРАТА
|
|
Я — МАЛЬЧИК. У МЕНЯ ЕСТЬ МАМА, ПАПА, ДВЕ СЕСТРЫ И БРАТ
Я — МАМА. У МЕНЯ ЕСТЬ ДВЕ ДОЧКИ, ДВА СЫНА И МУЖ
Я —ПАПА. У МЕНЯ ЕСТЬ...
Рис. 10 |
Г Образование формы творительного падежа единственного числа. Дидактическое упражнение «С кем разговаривает Вова?» (рис. 10) — Это мальчик Вова, а это — его семья. Скажите, с кем он разговаривает. ВОВА РАЗГОВАРИВАЕТ С МАМОЙ ВОВА РАЗГОВАРИВАЕТ С СЕСТРОЙ и т. д.
Г Образование уменьшительно-ласкагельной формы существительных единственного числа от слов, обозначающих родственные отношения
— Вы любите свою маму? Как вы ее ласково называете?
МАМОЧКА
— Как можно ласково назвать папу? Сестру? Брата? Сына? Дочку?
— Попросите что-нибудь у своей мамы, только не забывайте, что просить нужно ласково.
МАМОЧКА, ПОЧИТАЙ, ПОЖАЛУЙСТА, КНИЖКУ! МАМОЧКА, НАРИСУЙ, ПОЖАЛУЙСТА, КАРТИНКУ! и т. д.
— Попросите у брата или у сестры карандаш, ручку, игрушку.
Г Образование уменьшительно-ласкательной формы от имен собственных. Игра «Ласковые имена»
— Как ваша мама вас ласково называет?
СЕРЕЖЕНЬКА ЛЮДОЧКА
ВЕРОЧКА ПАВЛИК
— У меня флажок. Будем называть детей ласковыми именами. Тот, кому дадим флажок и кого назовем ласковым именем, выйдет в круг и потанцует.
ХОРОВОД ВОДИЛИ,
ЛАСКОВЫМИ БЫЛИ,
В КРУГ ВЫЗЫВАЛИ,
ИМЯ НАЗЫВАЛИ.
ВЫЙДИ, ЛЕНОЧКА, В КРУЖОК,
ВОЗЬМИ, ЛЕНОЧКА, ФЛАЖОК,
ПОПЛЯШИ! Ребенок танцует с флажком и передает его другому.