Вопрос 12. Функционально-стилистическая дифференциация русского литературного языка (по Д.Н

Функционально-стилистическая дифференциация русского литературного языка (по Д.Н. Шмелеву).

В основе членения, предложенного Шмелевым, лежит так называемый «треугольник Бюлера». Функционирование языка предполагает три основные стороны, трех «внеязыковых участников» речи: то, о чем сообщается(предмет речи), того, кто сообщает(говорящий, адресант) и того, кому сообщают (слушающий адресат). Шмелев выделяет три основные функционально-речевые разновидности: устно-разговорная речь, художественная речь, специальная речь(которая в свою очередь членится на три функциональных стиля – научный, официально-деловой, пубдлицистический).

Каждый из трех выделенных типов речи характеризуется определенным тематическим репертуаром и определенным соотношением между участниками общения(партнерами коммуникации).

1) Устно-разговорная речь предполагает непосредственное участие обоих ПК в ком.акте. Адресант и адресат конкретны и индивидуальны. Соотношения между ними устанавливается в самом акте речи. Если эт 2 лица определенны и конкретны, то 3-е лицо(предмет разговора) никак не предопределено. Вразговорной речи наиболее ярко проявляются две смысловые функции языкового знака – экспрессивная и апелляивная.

2) Художественная речь характеризуется разнообразием между «действующими лицами». Особенность этих отношений определяют жанровые различия разных произведений. «3-е лицо» коммуникации – тема, предмет повествования – определяется художественными установками автора произведения. Иными словами, автор художественного произведения сам творит реальность. Таким образом, художественный язык – это язык референтный самому себе. Т.е. язык художественной литературы не описывает реальность, а создает ее. В художественной речи наиболее ярко проявлет себя экспрессивная функция языкового знака.

3) Специальная речь в свою очередь функционально не однородна. Внутри нее выделяются функциональные стили: научный, официально-деловой и публицистический.

· Для научного стиля главное – предмет сообщения. Отбор языковых средств направлен на то, что бы максимально адекватно передть главную мысль. Личность адресанта и адресата менее значима, чем в других стилях. Для научного стиля характерны безличные конструкции типа: учесть, следует предположить и др. В научном стиле актуализируется репрезентативная функция языкового знака. Что получает отражение и в специальных речевых формулах(н. указание кому обращена бумага и т.д.). Предмет сообщения задается названием докумета: заявления, доверенность, протокол и т.д. Набор употребляемых моделей строго клиширован. Наряду с репрезентативной функцией значительную роль приобретает апеллятивная функция(приказ, прошение, докладная записка – в семантике этих номинаций содержится направленность на адресата).

· Публицистический стиль. Адресант определен(что отражается в активном употреблении форм 1-ого лица). Адресат обобщенный, массовый(читатели газеты, телезрители и др.; пеблицистическое клише для обозначения адресата – многомиллионная аудитория). Основная цель отправителя сообщения – воздействие на адресата. Основные языковые функции – экспрессивная и апеллятивная(нередко в ущерб репрезентативной функции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: