Этиология речевых нарушений складывалась постепенно на основе исследований в философии и медицине.
I. К концу 19 века и началу 20 века в философии сложилось учение монокаузализма (моно – один, кауза – причина).
Два направления монизма:
- материалистический монизм, в основе существующего мира признавал материю
- идеалистический монизм, в основе мира признавал идею, дух. Выражением этого монизма является философия Гегеля
Распространении идей монизма в медицине привело к пониманию причины как ведущего фактора в возникновении болезни.
Например: Если в организме имеется палочка Коха, то этот человек обязательно заболеет туберкулезом. Не учитываются условия жизни, режим, питание.
Если это учение применить к речевой патологии, то аномалии в строении артикуляционного аппарата должны всегда приводить к нарушению звукопроизношения. Однако по данным врача Омельченко (60е гг., 20века) у 33% людей с аномалиями артикуляционного аппарата имеются нарушения звукопроизношения.
Например: Если имеется прогенея – выдвижение вперед нижней челюсти, то звукопроизношение может быть сохранным.
|
|
Вывод: Учение монизма не может быть применено к логопедии
II. Второе направление – кондиционализм, о итальянского слова «кондицио» - условие. Возникло в начале 20 века (ученый физиолог Ферворп). Причина – божественная, таинственная, непознаваемая, а потому не следует ее учитывать. В первую очередь нужно обращать внимание на условия жизни и воспитание человека.
Однако среди речевых расстройств имеются органические нарушения. Устранение которых не зависит от условий жизни. А в первую очередь необходимо устранять те органические причины, которые лежат в основе этого нарушения.
III. Современное понимание причинности: учитывается как причина, так и следствие возникновения нарушения.
В этиологии выделяются: органические и функциональные причины.
- Органические причины – поражение самого органа, как материального субстрата (мозга), так и периферических аппаратов речи.
- Функциональные причины не поражают орган, а лишь нарушают его функцию
Те и другие причины могут быть центральными и периферическими.
Например:
- Пациент не произносит звук «р» из-за рассеянного склероза – это причина органическая центральная;
- Пациент не произносит звук «р» из-за короткой подъязычной уздечки – это причина органическая, периферическая;
- Не произносит «р» из-за нарушений нейродинамических связей между корой головного мозга и периферическим аппаратом речи, т.е. двигательный импульс вовремя не поступает на мышцы кончика языка, потому вибрация отсутствует – это причина функциональная, центральная
- Не произносит «р» в силу соматической ослабленности – «астения», и поэтому кончик языка не поднимается к верхним альвиолям – это причина органическая, периферическая.
М.Е.Хватцев выделил третью группу причин – социально-психологические факторы:
|
|
- наличие речевого нарушения у родителей,
- неблагоприятная речевая среда (жаргонизмы, диалектизмы),
- недостаточность речевых и интеллектуальных контактов
- невнимательность к развитию речи ребенка,
- двуязычие (билингвизм) и многоязычие.