Расстройство письменной речи

Алексия -полная невозможность овладения процессом чтения.

Дислексии - частичное нарушение процесса чтения.

Аграфия - полная невозможность овладения процессом письма.

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма.

Классификация дислексии и дисграфии носит анализаторный характер (т.е. клинические проявления нарушения письменной речи обусловлены поражением речеслухового, речедвигательного и речезрительного анализаторов).

Помимо анализаторного подхода в классификации учитываются нарушения подсистем речевой функциональной системы (лексико-грамматической или фонетико-фонематической).

По анализаторному принципу выделяются формы дисграфии:

1. артикуляторно-аккустическая дисграфия.

В устной речи наблюдаются нарушения звукопроизношения и нарушения фонематического слуха. На письме специфические ошибки, например: если ребёнок не произносит звук и не выделяет его фонематически, то во время письма не может определить необходимую графему (например: р ыба - _ ыба). Если звук в устной речи отсутствует, то на письме возникают ошибки характера пропуска букв. Если в устной речи один звук заменяется другим, то на письме будут ошибки характера замены букв (например: р ыба- л ыба).

2. аккустическая дисграфия - недоразвитие речеслухового анализатора.

У детей нарушен фонематический слух, не дифференцируют фонемы по акустическим признакам (с-ш; з-ж; с-ц г-ш; л-р, и др. Например: ми ш ка-ми с ка). На письме ошибки характера замены букв.

3. оптическая дисграфия – недоразвитие речедвигательного анализатора.

Дети смешивают буквы по их оптическому облику, т.е. по схожим элементам (например: и-ш; к-н; о-е; у-з-д; ц-щ).

4.дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – обусловлена недоразвитием лобных долей коры головного мозга левого полушария.

У детей нарушены фонематический анализ и фонематический синтез: два вида простого фонематического анализа (выделение звука на фоне слова; выделение звука из слова); три вида сложного фонематического анализа (позиционный анализ; определение последовательности; количественный анализ); два вида фонематического синтеза. В письменной речи пропуски букв, слогов, слов, пропуски предлогов, слитное написание частиц и союзов со словами, раздельное написание приставок в словах, не соблюдение границ предложения (не пишут с заглавной буквы, не ставят в конце точку).

5.аграмматическая дисграфия – обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: