Задача № 1. Кубик с ребром, равным 2 см, имеет массу 20 г. Из какого материала изготовлен кубик?
Анализ физической проблемы. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо определить плотность вещества, из которого изготовлен кубик, а потом, воспользовавшись таблицей плотностей, выяснить, какому веществу соответствует найденное значение плотности. Эту задачу можно решать в заданных единицах.
Задача № 2. К Свинцовый шар объемом 60 см3 имеет массу 0,565 кг. Определите, сплошной этот шар или полый. Если шар полый, то определите объем полости.
Анализ физической проблемы. Выполним пояснительный рисунок.
Чтобы найти объем полости, выясним, какой объем занимает в шаре свинец. Плотность свинца найдем по таблице. В этой задаче следует массу выразить в граммах, объем — в сантиметрах кубических, плотность, соответственно,— в граммах на сантиметр кубический.
Задача № 3. Канистру, вмещающую 20 кг воды, наполнили бензином. Определите массу бензина в канистре.
Анализ физической проблемы. Для определения массы бензина в канистре нам необходимо найти плотность бензина и емкость канистры, которая равна объему воды. Объем воды определим по ее массе и плотности. Плотность воды и плотность бензина найдем по таблице. Задачу лучше решать в единицах СИ.
|
|
Задача № 4. Сколько железнодорожных цистерн потребуется для перевозки 1080 т нефти, если объем каждой цистерны 25 м3?
Анализ физической проблемы. Чтобы найти количество цистерн, необходимо вычислить общий объем нефти, которую нужно перевезти. Общий объем нефти определим по ее массе и плотности. Разделив общий объем нефти на емкость каждой цистерны, мы легко найдем количество цистерн. Плотность нефти найдем по таблице. Задачу лучше решать в единицах СИ.
Задача № 5. В мензурку с водой (рисунок а) опустили сплошной металлический цилиндр массой 675 г (рисунок б). Определите плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр. Что это за вещество?
Проанализируем результат: воспользовавшись таблицей плотностей, выясним, какому веществу соответствует полученное значение плотности; плотность 2700 кг/м3 имеет алюминий.
Ответ: плотность вещества 2700 кг/м3, это алюминий.
· Упражнения
1. Из какого материала изготовлен детский кубик, объем которого равен 250 см3, а масса — 110 г?
2. В автомобильный бак для горючего вмещается 71 кг бензина. Определите емкость бака. Выразите полученный ответ в литрах.
3. Чтобы определить емкость сосуда, его взвесили, потом полностью заполнили водой и снова взвесили. Определите емкость сосуда, если масса пустого сосуда равна 1,2 кг, а масса сосуда с водой — 11,2 кг.
4. Масса серебряной фигурки 707 г, а ее объем — 0,7 дм3. Определите, сплошная это фигурка или полая. Ответ обоснуйте.
5. Что больше — масса тела учителя физкультуры или масса воздуха в спортзале, если масса учителя 80 кг, а размеры спортзала 20x10x5 м? Объемом, который занимает в спортзале спортивный инвентарь, пренебречь.
6. Алюминиевый цилиндр массой 1,35 кг полностью погрузили в сосуд, до краев наполненный спиртом. Какова масса вылившегося спирта?
7. Объем железнодорожной цистерны равен 30 м3. Сколько тонн нефти привезет состав из 50 цистерн?
|
|
· Экспериментальные задания
1. Определите плотность сырого картофеля. Воспользуйтесь оборудованием, изображенным на рисунке. Можете найти также плотность других овощей, которые есть на вашей кухне. Помните: чтобы правильно определить объем тела, его следует погрузить в воду полностью.
2. Имея сосуд, до краев наполненный водой, весы и разновесы, определите плотность небольшого металлического тела. Из какого металла изготовлено это тело?
3. По легенде, древнегреческий ученый Архимед помог разоблачить мошенничество ювелира. По заказу царя Сиракуз Гиерона ювелир изготовил золотую корону, предназначенную стать даром бессмертным богам. Архимед взял слиток золота, который по массе был равен короне, наполнил водой до краев сосуд и... Как вы думаете, что сделал Архимед? Смоделируйте задачу Архимеда на опыте.