Особенности рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании нормативных правовых актов

Можно выделить следую­щие правила подачи заявления по делам об оспаривании норма­тивных правовых актов:

правом на подачу заявления обладают организации (в том чис­ле некоммерческие); граждане, в том числе индивидуальные пред­приниматели (см. ч. 2 ст. 29 АПК); прокурор; органы государствен­ной власти РФ; органы государственной власти субъектов РФ; орга­ны местного самоуправления;

нормативный правовой акт должен быть в установленном по­рядке принят и опубликован. Порядок опубликования актов Прези­дента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнитель­ной власти определен Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федераль­ных органов исполнительной власти». Порядок принятия и опуб­ликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется эти­ми органами;

оспариваемый нормативный правовой ак т или его отдельные положения нарушают права и законные интересы в сферах, указан­ных в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК (налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и др.);

оспариваемый нормативный правовой акт противоречит зако­ну или нормативному правовому акту, имеющему большую юриди­ческую силу; арбитражному суду не подведомственны дела об оспа­ривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ (ст. 3 ФКЗ «О КС РФ»); дела об оспаривании нормативных правовых ак­тов, признание которых противоречащими закону отнесено к компе­тенции судов общей юрисдикции.

Если арбитражный суд не компетентен рассматривать такое дело, то заявление может быть возвращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК (на стадии принятия) или производство по делу должно быть прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК, если это обстоятельство установлено в судебном заседании.

Производство по делам об оспаривании нормативных право­вых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании такого акта недей­ствующим. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с определенными особен­ностями.

Помимо общих требований, предъявляемых к содержанию и фор­ме (ст. 125 АПК), а также приложениям к нему (ст. 126 АПК) заявле­ние должно соответствовать требованиям, указанным в ст. 193 АПК (указание органа, акта).

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает дей­ствия оспариваемого нормативного правового акта.

Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в 5-дневный срок со дня поступле­ния заявления. Арбитражный суд обязан принять к производству заявление, поданное с соблюдением требований, пре­дусмотренных ст. 125, 126 АПК. О принятии заявления к производ­ству арбитражный суд выносит определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.

Несоблюдение требований к заявлению, предусмотренных ст. 125, 126 АПК, может послужить основанием для оставления заявления без движения (ст. 128 АПК) или его возвращения (ст. 129 АПК).

Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 133-136 АПК). После подго­товки дела судья выносит определение о назначении дела к судеб­ному разбирательству, которое направляется лицам, участвующим в деле (ст. 137 АПК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: