В настоящей статье мы описали, хотя пока еще в неформальном виде, некоторые свойства разговоров об этнических меньшинствах и возможные связи с предубежденным „способом мышления" об этнических группах. В то же время мы сформулировали достаточное количество вопросов. Теперь требуется более эксплицитное и тонкое описание речевых ходов, то же касается и ходов когнитивных. Для этого нужны и дальнейшая разработка теории, и больший объем анализа данных. Очевидно, для обнаружения отношений между речью и мышлением предубежденных людей понадобятся другие эмпирические методы, например эксперименты и другие типы полевых исследований (например, наблюдения над поведением говорящих). Самым конкретным объектом будущих исследований можно признать анализ взаимоотношений между специфическими типами предубежденных форм мысли и специфическими ходами и стратегиями (так, по на-
шим наблюдениям, многие интервьюируемые выражают колебания, ложные репризы, ходы типа поправки, применяемые даже тогда, когда требуется просто назвать или упомянуть какую-либо группу меньшинства, или же избегают эксплицитной референции с помощью ненормативной прономинализации). Кроме того, мы нерасчлененно говорили о „предубежденных" людях, почти не обращая внимания на индивидуальные различия в степени, типе или стиле предубежденных мнений, которых придерживаются люди, и на различия в их использовании, применении и выражении.
|
|
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Данная статья представляет собой сокращенный вариант работы,
фрагменты которой были представлены в виде доклада на Второй ме
ждународной конференции по социальной психологии и языку (Бри
столь, 18—22 июля 1983 г.).
2 Семантические и прагматические установки или стратегии, обсу
ждаемые здесь, называются функциональными, потому что они вклю
чают специфические функции суждений или речевых актов по отноше
нию к другим суждениям или речевым актам, входящим в последовате
льности (подробнее см.: van Dijk, 1981). Их можно отличить от обыч
ных отношений семантической когерентности, определяемых в причин
ных и референциальных терминах (van Dijk, 1977). М. Крекель вы
деляет большое число таких стратегических ходов в дискурсе в своем
интересном исследовании „коммуникативных актов" (Kreckel,
1981).
3 В настоящей статье мы не будем обсуждать основные положения
или методы анализа обыденной речи; предполагается, что они обще
известны. В ряду многочисленных работ по анализу речи для ознакомле
ния с более общими принципами можно назвать работы: Sacks, Sche-
gloffand Jefferson, 1974; Schenkein, 1978, а также Schwartz and
Jacobs, 1979.
4 Классический междисциплинарный подход к предубеждениям см.
в первую очередь в: А11 р о г t, 1954. Многие социально-психологические
подходы в действительности основаны на психологии и трактуют преду
беждения как взаимоотношения между индивидуумами (Ehrlich,
1973). В последнее время новые достижения в когнитивной психологии
привели к тому, что такие подходы стали эксплицитнее (Hastie et al.,
1980; Hamilton, 1979; Hamilton (ed.), 1981). Социальные параметры
межгрупповых отношений, конфликтов и предубеждений особенно под
черкиваются в работах „Бристольской группы" (см.: Taj fel, 1981). Наш
подход близок последней ориентации, но в то же время нацелен на более
эксплицитное когнитивное обоснование социального рассмотрения пре
дубеждения.
|
|
5 Это понятие обсуждается и применяется в: van Dijk and
Kintsch, 1983, и в: van Dijk, 1984b более подробным образом; оно
близко к понятию ментальной модели, используемому в: John
son-Laird, 1983, вслед за более ранней работой, и к понятию (личного,
эпизодического) сценария в работе: Schank, 1982. Своим возникнове
нием оно обязано понятию модели в формальной семантике.
6 Этим свойствам этнических взаимоотношений и предубежденно-
го мышления посвящены многочисленные теоретические работы и экспериментальные исследования. Так, Гамильтон (см.: Hamilton, 1979) излагает работу, в которой показано, что стереотипные ожидания искажают информацию о чуждых группах. На активацию информации о таких группах могут влиять схемы. Негативная информация о группах меньшинств запоминается обычно лучше, чем позитивная (см. также: Howard and Rothbart, 1980, и другую литературу, ссылки на которую приводятся в упомянутых двух работах). Стратегии, выражающие убеждения этнических групп, могут быть объяснены с помощью нашей когнитивной модели-теории в сочетании с теорией групповых схем. В van Dij k, 1983b, мы даем более подробное описание структуры этнических групповых схем и стратегических когнитивных процессов в рамках социальных ситуаций. В этой работе мы показываем также, каким образом эти структуры и стратегии становятся функцией этнических предубеждений в общении и обществе. В настоящей работе данное важное социальное последствие предубежденного мышления и предубежденной речи не принимается во внимание.
ЛИТЕРАТУРА
Abelson, 1976 = Abelson, Robert P. Script processing in attitude formation and decision making.— In: "Cognition and Social Behavior", JohnS. Carroll and JohnW. Payne (eds.). Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1976, 33^*6.
Allport, 1954 = Allport, Gordon W. The Nature of Prejudice. New York: Addison —Wesley, 1954.
Carbonell, 1979= Carbonell, Jr., Jaime. Subjective Understanding. New Haven: Yale University (Dept. of Computer Science). (Ph.D; Diss.), 1979.
van D i j k, 1977 = van D i j k, Teun A. Text and Context. London: Longman, 1977.
van Dijk, 1980 = van Dijk, Teun A. Macrostructures. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1980.
van Dijk, 1981 = van Dijk, Teun A. Studies in the Pragmatics of Discourse. The Hague, Berlin: Mputon, 1981.
van Dijk, 1982a = van D j i k, Teun A. Toward a Model of Ethnic prejudice in Cognition and Discourse. University of Amsterdam: Dept. of General Literary Studies (available from ERIC).
van Dijk, 1982b = van Dijk, Teun A. Opinions and attitudes in discourse comprehension.— In: "Language and Comprehension," J. F. LeNy and W. Kintsch (eds.). Amsterdam: North Holland, 1982, 35—52.
van Dijk, 1983a = van D i j k, Teun A. Minderheden in de Media (Minorities in the Media). Amsterdam: USA, 1983.
van Dijk, 1983b = van Dijk, Teun A. Processes of Prejudice and the Roots of Racism. University of Amsterdam, Dept. of General Literary Studies, Unpubl. ms. (available from ERIC), 1983.
van D i j k, 1984a = van Dijk, Teun A. When majorities talk about minorities.— In: "Social Policy in Interethnic Situations", Ch. Husband (ed.). London: Academic Press, 1984.
van D ij k, 1984b = van D ij k, Teun A. Episodic models in discourse processing.— In: "Comprehending Oral and Written Language", R.Horowitz and S. J. Samuels (eds.). New York: Academic Press, 1984.
van Dijk, 1984c =van Dijk, Teun A. Prejudice in Discourse. Amsterdam: Benjamins, 1984.
van Dijk and Kintsch, 1983 = van Dijk, Teun A., and Kintsch, Walter. Strategies of Discourse Comprehension. New York: Academic Press,
1983.
Ehrlich, 1973 = Ehrlich, H.J. The Social Psychology of Prejudice.
New York: Wiley, 1973.
Erickson and Schultz, 1982 = E rick son, Frederick, and S с h u 11 z, Jeffrey. The Counselor as Gatekeeper. Social Interaction in Interviews. New York: Academic Press, 1982.
Forgas, 1981 = Forgas, Joseph P. (ed.). Social Cognition. London: Academic Press, 1981.
Goffman, 1972= Goffman, Erving. Strategic Interaction. New
York: Ballantine Books, 1972.
Gum per z, 1982 = Gumperz, John. Discourse Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
Hamilton, 1976= Hamilton, David L. Cognitive biases in •the perception of social groups.— In: "Cognition and Social Behavior", John S. Carroll and JohnW. Payne (eds.). Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1976,
|
|
81—94.
Hamilton, 1979 = Hamilton, David L. A cognitive-attributio-nal analyses of stereotyping.— In: "Advances in Experimental Social Psychology", 12, L. Berkowitz (ed.). New York: Academic Press, 1979,
53—84.
Hamilton, 1981 = Hamilton, David L. (ed.). Cognitive Processes in Stereotyping and Intergroup Behavior. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1981.
Has tie et al., 1980 = Hastie, Reid et al. (eds.). Person Memory. Hills-dale, N.J.: Erlbaum, 1980.
Hartmann and Husband, 1974= Hartmann, Paul, and Husband, Charles. Racism and the Mass Media. London: Davis-Poynter,
1974.
Howard and Rothbart, 1980= Howard, JohnW., and Rothbart, Myron. Social categorisation and memory for in-group and out-group behavior.— "Journal of Personality and Social Psychology", 38, 1980, 301—310.
Johnson-Laird, 1983 = Johnson-Laird, Philip N. Mental models. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
Kintsch and van Dijk, 1978= Kintsch, Walter, and van Dijk, Teun A. Toward a model of text comprehension and production.— "Psychological Review", 85, 1978, 363—394.
Kreckel, 1981= Kreckel, Marga. Communicative Acts and Shared Knowledge in Natural Discourse. London: Academic Press, 1981.
Kuethe, 1982 = Kuethe, J. L. Social schemas.— "Journal of Abnormal and Social Psychology", 64, 1962, 31—38.
Pettigrew, 1979= Pettigrew, ThomasF. The ultimate attribution error: Extending Allport's cognitive analysis of prejudice.— "Personality and Social Psychology Bulletin", 5, 1979, 461—476.
Polanyi, 1979 = Polanyi, Livia. So what's the point? — "Semiotica", 25, 1979, 207—242.
Reichman, 1981 = Reichman, Rachel. Plain Speaking. A Theory and Grammar of Spontaneous Discourse. Cambridge, Mass.: Bolt, Beranek and Newman, 1981.
Sacks, Schegloff and Jefferson, 1974= Sacks, Harvey, Schegloff, Emmanuel A. and Jefferson, Gail. A simplest systematics for the organisation of turn-taking for conversation.— "Language", 50, 1974,
596—735.
Schank, 1982 => Schank, RogerC. Dynamic Memory. Cambridge:
Cambridge University Press, 1982.