Посылка блокировочного сигнала «Путевое прибытие»

Контактами реле ЧКФП на станции приема «А» линейная цепь подготавливается для передачи блокировочного сигнала «Путевое прибытие» на станцию отправления «Б». Для этого ДСП ст. «А» нажимает кнопку ЧДП «Дача прибытия» (рис. 19). При этом кнопка ЧДП должна быть без фиксации нажатого состояния.

Предварительно получает заряд емкость (500 мкФ) через обесточенный контакт реле ЧДПК. После отпускания кнопки ЧДП реле ЧДПК получает питание через собственный контакт от заряженного конденсатора, затем, после разряда конденсатора, отпускает свой якорь.

Рис. 19. Схема включения реле путевого прибытия ЧДПК

Фронтовыми контактами реле ЧДПК и ЧКФП на ст. «А» к линейным проводам подключается источник питания с полюсами ЧМП1, ЧПП1. От тока обратной полярности на станции «Б» получает питание линейное реле ЧЛ, а на ст. «А» –реле ЧДП по цепи:

На ст. «А» контактом реле ЧДП разрывается цепь питания реле ЧПО, которое в свою очередь выключает реле ЧФП. На панели пульта управления выключается белая лампочка ЧФП, фиксирующая прибытие поезда на станцию (см. рис. 13).

Линейное реле ЧЛ на ст. «Б» (см. рис. 12, е) перебрасывает поляризованный якорь и притягивает нейтральный якорь, в результате получает питание реле ЧОВ по цепи:

Реле ЧОВ через контакт 51-52 самоблокируется и своим контактом создает цепь питания противоповторного реле ЧОП (см. рис. 15) по цепи:

Далее реле ЧОП самоблокируется через собственный контакт. Фронтовым контактом реле ЧОП создается цепь питания его повторителя ЧОП1. В цепи питания реле ЧОП проверяется наличие в замке ключа-жезла для толкача (контакт ЧКЖХ).

На панели управления (см. рис. 13) контактом реле ЧОП1 выключается красная лампочка ЧПО «Путевое отправление».

Если на перегон отправляется поезд с толкачом, который после выполнения работы возвращается обратно на ст. «А», то из замка пульта управления ДСП извлекает ключ-жезл и вручает его машинисту толкача. Ключ-жезл дает право толкачу после подталкивания возвратиться с перегона обратно на станцию.

Изъятие ключа-жезла из замка зависит от получения согласия с соседней станции (прямая полярность реле ЧЛ). Для извлечения ключа-жезла необходимо нажать на пульте ДСП кнопку отправления хозяйственного поезда ЧОХ. При этом получает питание реле ЧКЖХ по цепи
(см. рис. 12, е):

Через контакт реле ЧКЖХ срабатывает электрозащелка в замке ключа-жезла (ЧЗКЖХ), после этого ключ-жезл можно извлечь. При извлечении ключа-жезла размыкаются его контакты (3-4) ЧКЖХ в цепи реле ЧОП
(см. рис. 15, ст. «Б»). В этом случае питание реле ЧОП получит только при условии замыкания контакта (3-4) ЧКЖХ, когда толкач вернется с перегона и ключ-жезл будет вставлен в замок пульта управления.

Если после приема поезда не сработают автоматически устройства контроля прибытия, то дежурный по станции, с соблюдением всех условий (см. пункт 1.4.5), искусственно создаст цепь питания реле прибытия ЧКФП. Путем нажатия вспомогательной кнопки ЧИФП (см. рис. 18) первоначально создается цепь питания реле ЧИФК по цепи:

Контактом реле ЧИФК обрывается цепь питания обратного повторителя реле ЧИФК – ОЧИФК и создается цепь питания реле ЧКФП:

Кнопка ЧИФП имеет счетчик числа нажатий.

После возбуждения реле ЧОП и ЧОВ на станции отправления линейная цепь приходит в исходное состояние, после этого любая из станций, прилегающих к перегону, может запросить разрешение на отправление поезда.

На ст. «А» ист. «Б» фронтовым контактом реле ЧОП/НОП подготавливаются цепи питания обще-секционных реле ЧОКС/НОКС и их повторителей ЧОКС1/НОКС1 (на рис. 14 приведена схема только для ст. «Б»). Далее, при поступлении очередного сигнала «Дача согласия», с соседней станции реле ЧЛ или НЛ получат питание прямой полярности и создадут условия для задания маршрута отправления поезду на свободный перегон.

Сброс ложной занятости перегона в системе ЭССО. Для сброса ложной занятости перегона, после подачи блокировочного сигнала «Путевое прибытие», ДСП нажимает на пульте групповую кнопку «ГРК», затем, в течение интервала времени, равного 16 с, он может осуществить сброс ложной занятости путевого участка двойным нажатием на соответствующую управляющую кнопку с установленными временными параметрами:

– длительность нажатия не менее 3 с и не более 6 с;

– длительность интервала между нажатиями не менее 1 с и не
более 3 с.

После выполнения операции «Сброс» ДСП делает запись в журнале
ДУ-46, с указанием значения счетчика числа нажатий. Если после выполнения операции сброса индикация на аппарате управления продолжает показывать занятость, то ДСП станции вызывает электромеханика для устранения неисправности. За время устранения неисправности ЭССО отправление поездов осуществляется обычным порядком. При этом прием поездов на станцию осуществляется с проверкой сигнала на последнем вагоне поезда и искусственной фиксацией прибытия, которая осуществляется нажатием кнопки со счетчиком.

3. ПРИМЕНЕНИЕ УСТРОЙСТВ СЧЕТА ОСЕЙ
В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕЕЗДНОЙ
СИГНАЛИЗАЦИИ НА УЧАСТКАХ
С ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКОЙ

В типовых системах переездной автоматики, применяемых на дорогах ОАО «РЖД», включение и выключение устройств осуществляется в результате воздействия поезда на рельсовые цепи, которые осуществляют непрерывный контроль нахождения поезда на участках извещения [10]. Существенными недостатками рельсовых цепей являются: зависимость от сопротивления изоляции балласта; подверженность влиянию помех от тягового тока; необходимость установки дополнительных изолирующих стыков; отсутствие возможности реализации систем автоматики с фиксированным временем извещения [4].

Точечные путевые датчики, к которым относятся устройства счета осей, при использовании их в системах переездной автоматики, в отличие от рельсовых цепей, обладают рядом преимуществ: появляется воз­мож­ность реализации систем автоматической переездной сигнализации (АПС) как с фиксированной длиной участка извещения, так и с фиксированным временем извещения о приближении поезда к переезду.

Расстановка счетных пунктов ЭССО на однопутном участке показана на рис. 20, а, б [7]. При переоборудовании переездной автоматики, выполненной по альбому ПС–9–74, с использованием ЭССО контролируется только один путевой участок НП или ЧП, занятое состояние которого подает команду на закрытие переезда, а свободное – на открытие его для движения автомобильного транспорта.

При новом строительстве переездной сигнализации, с использованием системы типа ЭССО, в целях контроля приближения и фиксации проследования поезда применяются четыре путевых участка: АП, , , БП. При этом вместо контактов путевых реле рельсовых цепей включаются контакты путевых реле ЭССО, причем для каждого участка предусмотрено дублирование путевых реле. Для этих целей на переездах применяется блок приемников типа К-10-П. Кроме того, в связи с отсутствием возможности «потери шунта» при использовании ЭССО, из типовой схемы включения реле В исключаются термоэлемент и реле КТ. Остальные схемы АПС, согласно альбому АПС-93, сохраняются типовыми.

3.1. Резервирование рельсовых цепей
на переезде устройствами счета осей

В целях повышения устойчивости работы переездной сигнализации на переездах возможно применение устройств типа ЭССО совместно с рельсовыми цепями. Резервирование рельсовых цепей осуществляется двумя способами [2]:

1) раздельное резервирование всех рельсовых цепей переезда;

2) резервный контроль свободности всей зоны переезда как одного участка.

Рис. 20. Схемы расположения счетных пунктов типа ЭССО

на переездах однопутного участка:

а – оборудованных по альбому ПС-9-74; б – оборудованных по альбому АПС-93

Раздельное резервирование (рис. 21, а) выполняется только на тех переездах, на которых используются рельсовые цепи с изолирующими стыками. Рельсовые цепи переезда, как основное средство контроля, осуществляют контроль свободности переездных участков, а счетчики осей работают в горячем резерве. В случае возникновения неисправности одной из рельсовых цепей на переезде выполняется автоматическое переключение их контактов на контакты путевых реле ЭССО. При этом на станцию транслируется информация о неисправности на переезде. Обратное переключение выполняется действиями электромеханика после устранения неисправности.

Рис. 21. Варианты резервирования РЦ устройствами ЭССО:
а – раздельное резервирование при ПС-9-74,
б – резервирование контроля зоны переезда при АПС-93

При резервировании всех рельсовых цепей переезда (рис. 21, б) и переключении контроля переездных участков с РЦ на ЭССО логика работы счетной схемы переездной сигнализации не меняется, так как после переключения на аппаратуру счета осей контроль последовательного проследования поезда через переезд сохраняется. В зависимости от счетной схемы АПС включаются общие повторители РЦ и ЭССО, которые коммутируются контактами общего повторителя контрольных реле (реле ОПК). Для каждой резервируемой рельсовой цепи предусматривается контрольное реле ПК, контролирующее рассогласование работы соответствующих путевых реле РЦ и ЭССО.

Рассмотрим работу схемы резервирования рельсовой цепи участка П (рис. 21, а) в автоматической переездной сигнализации, выполненной по альбому АПС-9-74 (рис. 22) [2].

Рис. 22. Резервирование РЦ переезда устройствами счета осей ЭССО

В нормальном состоянии контрольное реле ПК находится в возбужденном состоянии по цепи самоблокировки, проходящей через контакт путевого реле рельсовой цепи П. При выключенном состоянии путевого реле РЦ участка П (реле П) и включенном состоянии при этом соответствующего путевого реле ЭССО (основного ПО и дополнительного ПД), выключается контрольное реле ПК и общий повторитель ОПК, который своими контактами переключает цепь включения обмоток всех общих повторителей путевых реле ПОП – с контактов путевых реле РЦ на контакты путевых реле ЭССО по цепи:

Для исключения отпадание якоря реле ПК, в случае неодновременности срабатывания рельсовых цепей и счетчиков осей, оно обладает замедлением на отпадание.Замедление на отпадание якоря реле ПК осуществляется благодаря конденсаторному блоку БКР-76.

Для обратного переключения используется схема реле КЗ, которое включается электромехаником при помощи установки восстанавливающего предохранителя в разъем ОП-В.

Контактами реле КЗ включается контрольное реле ПК с проверкой исправности и свободности рельсовой цепи участка П:

Общий повторитель ОПК включается фронтовыми контактами ЧПК, ПК, НПК всех контрольных реле переездных участков и переключает общие путевые реле обратно с ЭССО на РЦ:

Аналогично осуществляется резервирование рельсовых цепей участков ЧП и НП.

Резервирование свободности всей зоны переезда как одного участка целесообразно, когда допускается кратковременное ограничение функциональности АПС при возникновении неисправности, например в работе рельсовой цепи, а также для сокращения резервирующего количества оборудования на переезде там, где это возможно. В таких случаях на границах зоны переезда устанавливается по одному счетному пункту ЭССО (см. рис. 21, б) [2].

В случае переключения контроля участка извещения на ЭССО сигнализация на переезде включается при вступлении поезда на этот участок, а выключается после проследования поездом всей зоны переезда и освобождения участка извещения для встречного направления. Контроль свободности всей зоны переезда осуществляется основным ОПО и дополнительным ОПД путевыми реле ЭССО (рис. 23).

Схема контрольного реле аналогична рассмотренной ранее, за исключением того, что контролируется рассогласование работы путевого реле ЭССО и всех путевых реле РЦ. При переключении на ЭССО – в случаях неисправности РЦ – контрольное реле ОПК через свой повторитель ОПК1 переключает цепи управления обмотками включающего реле со счетной схемы на фронтовые контакты путевого реле ЭССО. Таким образом, при переключении на ЭССО включающие реле В1 переездной сигнализации выполняют функции повторителя путевого реле, контролирующего всю зону переезда, включая участки извещения на переезд.

Для обратного переключения на рельсовые цепи используется реле КЗ, которое включается электромехаником установкой восстанавливающего предохранителя в разъем ОП-В при условии свободности всех четырех путевых участков:

Рис. 23. Резервирование контроля зоны переезда
аппаратурой ЭССО при АПС-93

В цепи включения общего повторителя контрольных реле ОПК свободность участков проверяется фронтовыми контактами контрольных реле КПП1 и КПП2.

3.2. Работа схемы управления переездной сигнализацией
на однопутном участке

При использовании ЭССО для замены рельсовых цепей в действующих устройствах переездной сигнализации в существующих схемах переездной сигнализации контакты путевых реле РЦ заменяются контактами повторителей путевых реле ЭССО. Кроме того, в связи с отсутствием возможности «потери шунта» при использовании ЭССО, следует исключить из схемы включающего реле В термоэлемент и реле КТ. Расположение и подключение счетных пунктов ЭССО для переезда, расположенного на однопутном участке, приведено на рис. 24.

Рассмотрим работу схем автоматической переездной сигнализации при оборудовании переезда системой счета осей (рис. 25) [7]. Назначение и тип применяемых приборов в системе переездной сигнализации, выполненной по альбому АПС–93 с применением системы счета осей ЭССО, приведены в табл. 5. При отсутствии поезда на участках приближения к переезду реле контроля участков приближения , , , , а также контрольное реле СК находятся под током, а реле-счетчики С1, С2, ПС2, С3 и все блокирующие реле находятся в обесточенном состоянии. Через замкнутые фронтовые контакты реле участков приближения - происходит возбуждение включающего реле В, т.е. переезд открыт, и на светофорах горят лунно-белые мигающие огни [10].

При вступлении поезда на участок АП на выходе блока приемников ЭССО реле АП выключается и своим контактом обрывает цепь питания реле . Разомкнувшимся фронтовым контактом реле обрывается цепь питания реле В, это приводит к закрытию переезда и выключению лунно-белых мигающих огней на переездных светофорах и включению красных мигающих огней.

Возбуждённым реле С1, через тыловой контакт реле 1У, фиксируется занятие поездом первого участка приближения к переезду:

В данной цепи фронтовым контактом реле СК проверяется исправность реле схем переездной сигнализации, а фронтовыми контактами реле , и – свободность соответствующих участков приближения.

Реле С1 включает блок выдержки времени ПВВ типа БВМШ (рис. 26), настроенный на выдержку времени 15 с, которое необходимо поезду на проследование первого участка приближения к переезду с максимальной расчетной скоростью, равной 140 км/ч. По истечении 15 с на выходе блока выдержки времени ПВВ срабатывает реле С1з. Реле С1 также включает комплект реле СМ, СМ1 и СМ2, обладающих совместным замедлением на отпускание якоря, равным 3 с.

Таблица 5

Назначение реле и контактных групп в схемах
автоматической переездной сигнализации

Обозначение в схеме Реле и его назначение Тип прибора
АП, 1П, 2П, БП Путевые реле – контролируют свободность участков приближения методом счета осей ПЛЗУ-73/1000
АН, БН Повторители реле направления – осуществляют коммутацию участков приближения к переезду НМШ1-560
1У, 2У, 3У, 4У Реле контроля свободности участков приближения к переезду – осуществляет контроль свободности соответственного первого, второго, третьего и четвертого по ходу движения поезда участка приближения независимо от направления движения НМШ1-1440 или РЭЛ1-1600
В Включающее реле – является повторителем реле контроля свободности участков приближения первого, второго, третьего и четвертого и повторителем блокирующего реле МБ, шунтирующего участок 4У, и реле МБВ, шунтирующего участок 3У НМШ2-1500
С1 Реле счетчик – фиксирует занятие первого участка приближения при свободности второго, третьего и четвертого участков приближения АНМШ2-310
С2 Реле счетчик – фиксирует занятие второго участка приближения не ранее времени, заданного блоком выдержки времени ПВВ и реле 1Сз НМШ1-560
С3 Реле счетчик – фиксирует занятие третьего участка удаления в интервалах времени порядка 3 с, задаваемого контактами реле СМ, СМ1 и СМ2 НМШ1-560
С1з Реле выдержки времени – совместно с блоком выдержки времени ПВВ задают поезду время следования по первому участку приближения, которое определяется исходя из максимальной расчетной скорости движения по участку НМШ3-460/400
СК Контрольное реле – контролирует выключенное состояние реле С1з, СМ2, ПС2, С3 и МБВ НМШ2-4000 или РЭЛ2-2400
БВ, ПБВ, МБВ Реле, задающие время следования поезда по участку 3У до вступления на участок 4У. Время нахождения МБВ под током зависит от длины участка 3У, принятой при проектировании НМШ2-12000 НМШ2-12000 АНШМ2-620

Окончание табл. 5

Обозначение в схеме Реле и его назначение Тип прибора
Б, ПБ, МБ Блокирующие реле – фиксируют занятие поездом четвертого участка удаления, которое должно осуществляться, не позднее времени, задаваемого работой пульс-пары БВ, ПБВ и их повторителя МБВ НМШ2-12000 НМШ2-12000 АНШМ2-310
ПС2 Реле, фиксирующее освобождение участка 2У при условии занятия участка 3У АНШМ2-310
СМ, СМ1, СМ2 Комплект реле выдержки времени – определяет время, не ранее которого должен освободиться участок удаления 3У АНШМ2-310 АНШМ2-310 НМШМ1-560
Б1 Реле, контролирующее отпадание якоря реле Б АНШМ2-620

При вступлении поезда на участок выключается реле и своим фронтовым контактом разрывает цепь питания реле счетчика С1, который выключает реле СМ2 и С1з. Через тыловой контакт реле за время замедления на отпадание якоря реле СМ2 и С1з (обеспечивается замедлением на отпадание якоря реле С1) срабатывает счетчик С2, который затеем самоблокируется через собственный фронтовой контакт:

В данной цепи фронтовыми контактами и проверяется свободность впереди расположенных участков приближения. Фронтовым контактом реле С1 выключается питание комплекта реле СМ, СМ1, СМ2, затем реле СМ2, спустя 3 с, обесточивается. По условиям работы схемы проследования поезда через переезд, занятие третьего участка приближения должно происходить после занятия второго участка приближения, т.е. не ранее чем через 3 с (время проследования поездом второго участка приближения с максимальной скоростью). При вступлении поезда на участок реле выключается, затем за время замедления на отпадание якоря реле С2 срабатывают реле С3 и ПС2 и встают на блокировку через свои фронтовые контакты:

Конденсатор С1, расположенный в блоке БК3 типа БКШ-1 (рис. 26), через фронтовые контакты реле С3 разряжается за время замедления на отпадание якоря реле С2, и под ток встает реле БВ:

После того как сработает реле БВ, оно через тыловой контакт возбуждает реле ПБВ, при этом заряжается конденсатор С2, расположенный в блоке БК3, который подключен параллельно обмотке реле ПБВ:

Реле ПБВ, сработав, отключает конденсатор С1, расположенный в блоке БК3, от реле БВ. Реле БВ, после времени замедления на отпадание якоря, обусловленного диодом Д, размыкает цепь заряда конденсатора С2 в блоке БК3, который подключен параллельно обмотке реле ПБВ. Реле ПБВ, после времени замедления на отпадание, своим ты­ловым контактом подключает конденсатор С1 в блоке БК3 к обмотке
реле БВ, затем оно встает под ток, после этого цикл работы реле БВ и ПБВ продолжается в режиме пульс-пары.

После занятия поездом участка БП реле выключается, образуя при этом цепь заряда конденсатора С3, расположенного в блоке БК1, а реле Б возбуждается:

Занятие участка приближения БП должно произойти не более чем через 30 секунд с момента занятия участка (время следования поезда по участку со скоростью 50 км/ч). Выдержка интервала времени, равного 30 с, обеспечивается работой реле БВ, ПБВ и МБВ. Реле С3 и ПС2 остаются под током через фронтовой контакт МБ. Дальнейший порядок работы пульс-пары Б и ПБ аналогичен работе реле БВ и ПБВ. Периодичность работы реле Б и ПБ будет продолжаться 110 с. Это время, необходимое поезду длиной 1350 м на освобождение первого, второго и третьего участков приближения при его движении с расчетной скоростью 50 км/ч.

После освобождения участка за время замедления на отпадание реле ПС2 произойдет вторично заряд конденсатора С1 в блоке БК3 и возбуждение реле БВ:

Через фронтовые контакты 1У, 2У, С3, МБВ и МБ реле В возбуждается, красные мигающие огни на переездных светофорах выключаются:

Не позднее 30 секунд с момента освобождения участка (проверяется возбужденным состоянием реле МБВ) т.е. за время замедления на отпадание якоря реле С3 замыкается цепь заряда конденсатора С3 в блоке БК1, который обеспечивает работу реле Б, ПБ в течение времени, необходимого поезду на освобождение участка БП при скорости движения 50 км/ч:

Если за время работы комплекта реле Б и ПБ поезд освободит участок удаления БП, то блокирующие реле Б, ПБ и МБ обесточатся и все элементы схемы вернутся в исходное положение. В случае если время движения поезда по участку будет больше, чем предусмотрена выдержка времени работы реле Б и ПБ, то реле МБ и В также обесточатся, при этом произойдет выключение лунно-белых огней на переездных светофорах и включение красных мигающих огней.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ
И ПРИНЦИПОВ ДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВ СЧЕТА ОСЕЙ

Цель исследования: изучить принцип контроля состояния участков пути методом счета осей на базе аппаратных средств устройств счета осей типа ЭССО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: