Отделка каркаса дугового протеза

Каркас дугового протеза обрабатывают карборундовыми камнями или головками "Абразив" так, чтобы восстановить его первоначальные контуры, созданные при моделировании. В первую очередь удаляют с поверхности сплава наплывы, искажающие форму деталей каркаса. Затем тщательно осматривают внутреннюю поверхность опорно-удерживающих кламмеров и других элементов, прилегающих к зубам. При обнаружении искажений следует осторожно исправить внутренний рельеф отливки карборундовым камнем. Особенно внимательно оценивают точность отливки плеч кламмеров. Они должны иметь типичную форму рога. Кончик плеча должен быть закруглен и максимально охватывать губную или язычную поверхность опорного зуба вплоть до межзубного промежутка. Положение же его на опорном зубе должно точно соответствовать нанесенному ранее рисунку. Внутреннюю поверхность кламмера обрабатывают лишь в том случае, если она имеет наплывы или гребешки с четко очерченными границами. При чистой отливке внутренняя поверхность кламмера считается неприкосновенной. Окончательная коррекция точности прилегания кламмера к опорному зубу проводится врачом при проверке каркаса в полости рта больного.

Дуге каркаса также следует уделить большое внимание. Поскольку она имеет плоско-выпуклую форму поперечного сечения, край дуги не должен быть острым. Кроме того, необходимо оценить и точность ее положения по отношению к рисунку, толщину и качество отливки. Наличие пор или раковин, особенно открывающихся при шлифовке поверхности сплава, будет свидетельствовать о недоброкачественном литье и может служить в последующем причиной перелома дуги при пользовании протезом. Так, по данным A.J.Lewis (1978), в большинстве отливок каркасов дуговых протезов при радиографическом исследовании обнаруживается внутренняя пористость. Она возникает прежде всего в результате усадки или неравномерного остывания сплава и локализуется в месте прикрепления литников или связана с неравномерной толщиной отдельных деталей каркаса.

Затем оценивается точность отливки других элементов каркаса: крепления для пластмассового базиса, ответвлений, непрерывного кламмера, когтевидных отростков и др. Форму профиля поперечного сечения, толщину отдельных участков каждой детали, места перехода одного элемента каркаса в другой уточняют и при необходимости исправляют шлифованием карборундовыми камнями или специальными абразивными головками. При этом следует стремиться к точному воспроизведению конфигурации отдельных элементов каркаса, заданной при моделировании его из воска.

Закончив отделку каркаса, его проверяют на гипсовой модели. Каркас должен накладываться на гипсовую модель без значительных усилий при соблюдении выбранного ранее пути введения протеза. При большой усадке или деформации при обработке каркас может не накладываться на гипсовую модель. Одним из признаков нарушенной точности его может быть повреждение гипсовых зубов или их отлом. Наложив каркас на модель, следует убедиться в точности изготовления его отдельных деталей. В первую очередь проверяют положение элементов опорно-удерживающих кламмеров. Плечи их должны плотно прилегать к поверхности зуба и соответствовать рисунку. Кончик их должен заходить в межзубный промежуток и как можно больше охватывать опорный зуб. Укорочение плеча кламмера при моделировании или отделке готового каркаса приводит к потере им пружинящих свойств и, следовательно, к нарушению фиксации дугового протеза.

Положение окклюзионной накладки также должно соответствовать рисунку, обозначенному на модели. Смещение ее в сторону или изменение в размерах может быть причиной увеличения межальвеолярного расстояния и нарушения окклюзионных взаимоотношений при различных движениях нижней челюсти.

После этого необходимо проверить расположение дуги каркаса. Она не должна касаться поверхности модели, просвет между ней и моделью будет свидетельствовать о точности отливки каркаса. Так, недостаточное удаление дуги от поверхности модели может быть причиной в последующем, после наложения готового протеза, травмы подлежащей слизистой оболочки. Особенно это опасно при рыхлой, легко податливой слизистой оболочке, покрывающей альвеолярный отросток, имеющей тенденцию к усиленной атрофии, как это, например, бывает при генерализованных воспалительных или дистрофических заболеваниях пародонта. Неравномерный просвет между дугой и протезным ложем может быть следствием чрезмерной усадки каркаса после его отливки. Слишком большой просвет затрудняет привыкание к дуговому протезу, вызывает неудобства при пользовании, способствует обильному скоплению пищи, нарушению гигиены и речи.

Дуга должна находиться строго в пределах очерченных границ. Смещение ее на нижней челюсти вниз от рисунка недопустимо, так как это может привести к травме уздечки языка, а высокое ее расположение, наоборот, может резко нарушать рельеф язычного ската альвеолярного отростка и зубов, что существенно влияет на привыкание к протезу.

Дуга на верхней челюсти также может быть расположена неправильно. Чрезмерное смещение ее вперед приводит к нарушению речи, а слишком заднее ее положение затрудняет акт глотания. Если дуга далеко отстоит от слизистой оболочки, нарушается также и привыкание к протезу.

Расположение других элементов каркаса также должно соответствовать рисунку на гипсовой модели. Отклонение от него приводит, как правило, к разного рода осложнениям, которые могут быть поводом для переделки всего каркаса.

Оценка точности изготовления каркаса может проводиться только при условии его правильного наложения. Для этого необходимо сохранить на гипсовой модели изолирующие прокладки. Плотное прилегание каркаса к ним будет свидетельствовать о точности отливки. Удаление прокладок лишает крепления для базиса необходимой опоры. Это в свою очередь, особенно при наличии концевых изъянов, может быть причиной вращения каркаса вокруг опорных зубов. Смещение же его в вертикальной плоскости и закрепление этого положения при изготовлении воскового или пластмассового базиса проявляется прежде всего в виде балансирования протеза.

Особое внимание при проверке каркаса на гипсовой рабочей модели следует уделить оценке точности расположения тел кламмеров в области поднутрений. Разрушение гипса в этих местах будет свидетельствовать о неточной их изоляции перед подготовкой модели к дублированию. В этом случае при наложении каркаса тело кламмера попадает в зону поднутрения под межевой линией только после разрушения гипса над межевой линией. Для исправления этого недостатка следует в соответствующем месте кламмера осторожно выбрать лишний металл, обеспечив тем самым беспрепятственное наложение каркаса в полости рта.

Убедившись в точности изготовления всего каркаса, необходимо еще раз обратить внимание на качество его отделки. При этом нужно еще раз проверить плавность перехода отдельных деталей каркаса друг в друга. Образовавшийся между деталями острый угол крайне нежелателен, так как эти участки, во-первых, трудно обрабатываются, полируются и плохо очищаются от остатков пищи, во-вторых, такая конструкция каркаса нарушает характер распределения упругих напряжений, вызывая нарушение биомеханики протеза в целом.

Заканчивают проверку каркаса на рабочей модели изучением его окклюзионных взаимоотношений с зубами-антагонистами, Здесь следует убедиться в том, что окклюзионные накладки и другие детали каркаса не изменяют межальвеолярную высоту и не мешают боковым движениям нижней челюсти. Последнее проверяют после фиксации модели в артикуляторе.

После оценки точности изготовления каркаса его поверхность подготавливается к полировке. Для этого сначала производят шлифовку резиновыми эластичными кругами, изготовленными из абразивов на вулканитовой основе. Полировку каркаса осуществляют с помощью мягких нитяных щеток и полировочных паст до зеркального блеска. Это делает протез гигиеничным, прочным и предупреждает травму мягких тканей полости рта. Полированию подвергаются все поверхности каркаса, кроме плеч кламмеров со стороны, обращенной к опорным зубам, и креплений для пластмассового базиса.

Полировку каркаса дугового протеза можно выполнить электролитическим способом (Погодин В.С., 1983). Для этого в фарфоровый сосуд объемом примерно 120 мл, высотой 150 мм помещают катод (пластинка из нержавеющей стали размером 76х38х0,8 мм); анодом служит каркас протеза. В сосуд наливают электролит (1—1,5 л), в состав которого входят этиловый спирт (120 г), дистиллированная вода (120 г), ортофосфорная кислота (120 г), этиленгликоль (540 г), кислота серная концентрированная (120 г). При приготовлении раствора серную кислоту приливают к этиленгликолю.

В качестве источника тока служит силовой выпрямитель ВС-24, дающий ток силой до 6 А, напряжением до 24 В. После шлифования каркас дугового протеза укрепляют в сосуде на расстоянии 40 мм от катода и в процессе полирования постепенно перемещают его таким образом, чтобы сделать открытыми все самые труднодоступные участки. Электрополировка осуществляется в следующем режиме: сила тока — 2А, время — 10—15 мин с последующим промыванием в проточной воде. Готовый каркас передают в клинику для проверки в полости рта больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: