При изготовлении паяных каркасов дуговых протезов моделирование из воска отдельных их деталей осуществляется на рабочей гипсовой модели, которая должна отличаться повышенной твердостью. Наиболее удобными для этого являются комбинированные модели, в которых зубной ряд и отдельно стоящие зубы отливают из высокопрочного гипса. Это связано с необходимостью предотвратить возможное при работе с воском или при последующей припасовке готового каркаса повреждение модели.
Перед моделированием каркаса дугового протеза места расположения креплений для пластмассового базиса и дуги покрывают специальным бюгельным воском толщиной 1— 1,5 мм. В местах расположения дуги прокладку из воска делают чуть тоньше — 0,5—0,8 мм, а на поверхности беззубой альвеолярной части (отростка), наоборот, чуть толще — до 1,5—2 мм. Это, во-первых, предупреждает погружение дуги в подлежащие ткани протезного ложа, а во-вторых, способствует более надежному укреплению пластмассового базиса.
Моделирование элементов каркаса из воска проводится путем использования стандартных восковых заготовок или их изготовления с помощью специальной силиконовой матрицы ("Формодент").
|
|
Для предупреждения прилипания воска к гипсовой модели поверхность опорных зубов необходимо смазать касторовым маслом. Соответственно рисунку каркаса, предварительно нанесенному на гипсовую модель, устанавливают восковые детали в определенной последовательности: дуги, крепления для пластмассовых базисов, опорно-удерживающие кламмеры. После моделирования каждую деталь снимают с гипсовой модели и направляют в литейную лабораторию для замены воска металлом. Отлитые детали каркаса припасовываются на комбинированной модели с помощью копировальной бумаги, устанавливаются в точном соответствии с рисунком, склеиваются липким воском и снимаются с модели для последующей их спайки. Каркас протеза припасовывают на рабочей модели.
Как отмечают В.С.Погодин и В.А.Пономарева (1983), недостатками паяных каркасов дуговых протезов являются неточности соединения, обусловленные снятием восковых деталей с модели, и их возможная деформация, неизбежная усадка металла при отливке, а также наличие припоя, способствующего у некоторых больных появлению в полости рта гальванических токов. Кроме того, сюда следует отнести и возможность смещения деталей каркаса относительно друг друга как в момент склеивания их липким воском, так и при паянии, что в целом также приводит к деформации каркаса. Термическая обработка деталей каркаса при пайке приводит к нарушению их эластических свойств, особенно необходимых кламмерам для надежной фиксации протеза на опорных зубах.