Назначение, конструкция | Разрушающая нагрузка, не менее кгс | Масса погон, м, г |
Специальная, 0 11 мм. ТУВ198)002)00472070)97. Оплетка и сердечник - капрон | ||
Специальная, 0 11 мм, для скоростного спуска на большую глубину. Оплетка усилена нитью арамидного волокна, сердечник - капрон | ||
Специальная. 0 10,5 мм, повышенной прочности. Сердечник из арамидного волокна, оплетка - капрон «Комби». ТУ 15)1 1)441)95 | ||
Специальная, 0 11 мм, повышенной термостойкости. Сердечник и оплетка из арамидного волокна | ||
Специальная, 0 6 мм, повышенной компактности. Структура - сквозное плетение, без оплетки. ТУ15)1 1)443)95 | ||
Шнур плетеный арамидный ШАП)9 | ||
Веревка вспомогательная, 0 11 мм. ТУ)62)3931)76 или ТУ)1 5)03)951)89 |
В качестве вспомогательных используются либо основные веревки, либо специальные меньшего диаметра - репшнуры. За рубежом производятся репшнуры диаметром 4, 5 и 7 мм. Реп) шнур, выпускаемый в России,имеет диаметр 6 мм, он использу) ется только для вспомогательных целей. Данные по некоторым моделям и типам веревок, отвечающим требованиям стандарта УИАА (Международного союза альпинистских объединений), при) ведены в табл. 2.2.
|
|
spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 23
Таблица 2.2 Тактико3технические данные веревок стандарта УИАА
0, мм | Тип, модель | Харак) теристика | Вес 1м, г | Разруша) ющая нагрузка без узла (в узле), кгс | Удли) нение при раз) руше) нии, % | Выдер) живает рывки, раз | На) груз) ка при рывке, кг | Уд) лине) ние при рыв) ке, % |
11,4 | ЮМБО | Одинарная | 3040/1855 | 12-14 | 21,5 | |||
11,5 | Бавария | Одинарная | 2950/1860 | 23,5 | ||||
Классик | Одинарная | 2255/1630 | 6-8 | |||||
Диналок)М | Одинарная | 69,5 | 2475/1650 | 21,8 | ||||
Диналок | Полуверевка | 1785/1480 | 19-20 | 20,7 | ||||
Классик | Цвиллинг) техник | 1250/1015 | ||||||
10,5 | Аропро Маммут | Одинарная | 7-9 | |||||
Аромеццо Маммут | Полуверевка | — | — | 10-12 | — | |||
8,5 | Аротвин Маммут | Цвиллинг) техник | 20-22 | |||||
11,9 | Элитсупер) драй Нордланд | Одинарная | 3100/- | 10-11 | ||||
Элит) Эвридрай) МЗО Нордланд | Одинарная | 2600/- | 8-9 | |||||
10,7 | Элит)пинки Нордланд | Одинарная | 2580/- | |||||
Элит) Эвридрай Нордланд | Полуверевка | 1900/- | 9-10 | |||||
8,7 | Ультралайт Эдельвейс | Цвиллинг) техник | ||||||
Джентл Эдельвейс | Цвиллинг) техник | — | — | — | ||||
Экстром Эдельвейс | Одинарная | — | — | 7-9 | — |
Некоторые данные по веревкам пятого поколения, испытывае) мым на кромке радиусом 1 мм, приведены в табл. 2.3.
spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:
|
|
Page 24
Веревки для АСР должны обеспечивать безопасность в случае рывка, т.е. мягко амортизировать даже очень сильные рывки при срыве спасателя, а при минимальной нагрузке (менее 200 кг) и при спусках по веревке - не очень сильно вытягиваться.
Таблица 2.3 Тактико3технические данные веревок пятого поколения
0, мм | Модель, фирма | Характерис) тика | Вес 1м, г | Разруша) ющая нагрузка, удлинение | Число рывков | Нагруз) ка при рывке | Число циклов на истира) ние |
Стратос Эдельвейс | Одинарная | 5-7 | 38 000 | ||||
8,7 | Элит)дуо Суперлайт Нордланд | Цвиллинг | 1510/- | 10-11 | |||
9,2 | Элит)дуо Супер) стронг Нордланд | Цвиллинг | 1695/- | 12-14 |
Веревки должны обладать оптимальными эксплуатационными качествами: возможно лучше скользить и держаться в руке, быть легкими, удобными в работе, хорошо завязываться в узлы. Они не должны быть ни очень шероховатыми, ни очень тугими, ни очень мягкими; должны сохранять свои качества в течение дли) тельной эксплуатации.
Противонаправленные скручивающие напряжения возникают в веревке при скоростных подъемах и раскручиваниях, в резуль) тате вращения спасателя вокруг собственной оси, вследствие протягивания веревки через выступы и карабины таким образом, что ось веревки располагается под углом к плоскости перегиба. Согласно современным требованиям УИАА основная альпинист) ская веревка должна выдерживать не менее 5 стандартных рыв) ков (сбрасывание груза весом 80 кг с превышением 2,5 м над точ) кой закрепления с интервалом 5 мин).
При оценке прочности веревки нужно учитывать и ее рабочий износ и старение. Для веревок, применяемых при горовосхожде) ниях, существуют рекомендации по количеству часов их исполь) зования на маршрутах средней сложности (табл. 2.4).
spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 25
Таблица 2.4 Рекомендации УИАА для определенного типа веревок
Число тестовых срывов | Срок службы в часах лазания |
600-800 |
Данные табл. 2.4 можно использовать в качестве ориентировоч) ных при выполнении АСР на ВГПО. При выполнении спасательных работ веревка подвергается нагрузке в основном за счет спусков по ней. Поскольку в России отбраковка основных веревок еще не нормирована, то можно воспользоваться данными, разработанны) ми немецкими специалистами: рабочую (несущую) и страховочную веревки следует заменять через 3 года или не позже, чем через 400 спусков (речь идет о веревках зарубежного производства). После этого веревки можно использовать до полной отбраковки еще в течение года в качестве вспомогательных и транспортных. Затем они должны быть отбракованы окончательно.
Номинальная прочность веревки в эксплуатации существенно уменьшается под действием следующих факторов: на перегибах -до 30% и более (например, при прохождении через карабин); в узлах - до 30%; при намокании - до 30%.
Существенным фактором, влияющим на уменьшение прочно) сти веревки, является старение. Даже при хранении в прохлад) ном затемненном помещении через 4-5 лет прочность ее умень) шается в несколько раз. Измерение статистической прочности репшнура, например, показало, что через два года хранения она составляет 480 кгс вместо первоначальной 700 кгс, а через 3 года -уже 280 кгс. Процесс старения ускоряется, если веревка хранит) ся на свету (и особенно под прямыми солнечными лучами). Поэтому нормативный срок эксплуатации или хранения в нор) мальных условиях отечественной веревки 11 мм - 2 года. Безу) словным фактором отбраковки веревки является срыв со свобод) ным падением и повисанием на ней спасателя. Отбракованную после срыва веревку использовать уже нельзя никоим образом (нельзя, например, делать из обрезков этой веревки оттяжки для страховки и т.д.).
Срок службы веревки может быть максимальным при правиль) ном обращении с ней. Это относится к механическим воздействи) ям: веревку нужно защищать от трения на перегибах, от падения на нее различных предметов (например, строительного мусора), не ходить по ней, не ставить на нее тяжелые (особенно металли)
|
|
spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 26
ческие) предметы. Не менее важна защита от физико)химиче) ских воздействий, загрязнения и от длительного воздействия пря) мых солнечных лучей. При сильном загрязнении веревку можно стирать с помощью нейтральных моющих средств в слегка теплой воде.
Хранить веревку следует либо в бухтах, либо в смаркирован) ном виде (рис. 2.1) (маркировка не должна быть слишком тугой), подвешенной в прохладном темном помещении. Концы разрезан) ной веревки должны быть оплавлены, чтобы предотвратить даль) нейшее их распускание.
Рис. 2.1. Способы маркировки веревок
С двух сторон от места разреза веревка плотно обматывается изоляционной лентой (лейкопластырем), затем разрезается острым ножом, а торцы оплавляются на примусе, газовой горел) ке, с помощью свечки и т.д.
Тросы
В ряде случаев в зависимости от принятой технологии выпол) нения АСР на ВГПО или других условий следует использовать не веревки, а стальные тросы.
Основные преимущества стальных тросов: большая прочность и износостойкость, меньшая упругость, огнестойкость, независи) мость от воздействия ряда химических и физических веществ, солнечного излучения.
Диаметр троса зависит от способа применения. Самый тонкий трос, который можно использовать в качестве грузового и для одного человека, - это трос, входящий в штатный комплект спа) сательного снаряжения. Его характеристики:
• трос стальной, оцинкованный, диаметр 5 или 5,1 мм;
• выдерживаемая нагрузка - 1900-2000 кгс;
• выпускается концами по 100 и 30 м, снабженными коушами.
Этот трос можно использовать для спуска спасателя или
пострадавшего, а при необходимости - двух человек с помощью лебедки, а также для самостоятельного спуска спасателя с помо) щью специального тормозного устройства.
|
|
Оптимальный диаметр троса для работы с противовесом также не менее 5 мм.
spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:
Page 2 7
Для различных целей при организации точки страховки или точек закрепления могут быть использованы стропы из сталь) ного троса длиной 2-6 м с коушами на концах. Диаметр строп обычно составляет 10-12 мм, но он может быть и меньшим. В частности, при поперечной нагрузке натянутого троса (работа в «подполах» - нижних поверхностях площадок на высотных конструкциях) его диаметр не должен быть меньше 8,8 мм.
Для вспомогательных целей можно использовать трос диа) метром 3 мм из спасательного комплекта. Им можно, напри) мер, увязывать седушку.
Уход за тросами заключается в тщательной проверке их после использования, легкой смазке и последующей протирке ветошью перед намоткой на катушку. При работе троса необходимо следить, чтобы на тросе не образовывались «барашки». Хранить тросы следует на катушке в сухом поме) щении в смазанном состоянии. Стропы можно хранить подве) шенными за коуши. Отбраковка тросов производится при обнаружении разорванных прядей.