С помощью вертолетов

Основными преимуществами ведения АСР с помощью верто) летов являются: оперативность, возможность работать в трудно) доступных для других средств транспорта и механизмов местах (высотные объекты, сложный рельеф местности, водная, снежная поверхность, непосредственная близость к эпицентру катастро) фы и т.д.), наличие специального поисково)спасательного обору) дования.

К основным недостаткам относятся определенная зависи) мость от погодных условий и относительно высокая стоимость.

В настоящее время в России создались объективные условия для организации работы по внедрению авиационно)спасательных технологий. И, прежде всего, в связи с резким увеличением коли) чества автомобилей возросла загрузка улиц и магистралей, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение опасности ДТП и уменьшение шансов бригадам «скорой помощи» своевременно прибыть на место аварий.

Изменилась архитектура городов: возросла плотность застройки, увеличилась высота зданий. Это создало дополни) тельные сложности для сотрудников АСФ при эвакуации людей с верхних этажей.

При использовании вертолетных технологий пострадавших эвакуируют в транспортной кабине, на носилках, а также на тросе лебедки при использовании специальных носилок. На борту име) ются комплекты средств оказания первой медицинской помощи.

При спуске на тросе с помощью бортовой лебедки все манипу) ляции с ней осуществляет бортмеханик, которому помогает атте) стованный выпускающий.

Командир вертолета совместно с выпускающим, приняв реше) ние о спуске спасателей с помощью лебедки или веревки, дает команду бортмеханику открыть дверь и начать спуск, который производится в следующей последовательности:

• выпускающий определяет точку приземления спасателей и
координирует вертолет над ней;

• застрахованный спасатель с рюкзаком садится в дверном
проеме, пристегивает свою беседку к карабину троса лебед)
ки и по команде выпускающего снимает самостраховку;

• бортмеханик производит необходимые манипуляции с лебед)
кой (поворачивает стрелу лебедки наружу), при этом спаса)
тель должен свободно повиснуть на тросе лицом к вертоле)


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 116

ту, при необходимости предохраняясь от корпуса вертолета руками;

• во время спуска спасатель должен внимательно осмотреть
место предстоящего приземления, а при необходимости
подает руками сигналы бортмеханику и пилоту, одновремен)
но следя за тем, чтобы тросик коснулся земной поверхности
раньше его ног (для снятия статического заряда электриче)
ства);

• после приземления организует самостраховку в случае ее
необходимости. Дождавшись ослабления натяжения троса,
отстегивает карабин и подает бортмеханику знак «ОК» к
поднятию троса, осуществляя за ним наблюдение, чтобы он
не зацепился за камень или какие)либо другие предметы,
лежащие на земле.

Спуск спасателей на тросе с помощью лебедки занимает много времени. Поэтому для спуска большого числа спасателей и сокращения времени применяются одинарная веревка диаме) тром не менее 11 мм, спусковые устройства, разработанные в последние годы, включая штатные для вертолетов.

К выполнению АСР со спусковыми устройствами (СУ)Р) допу) скаются лица, признанные медицинской комиссией годными по состоянию здоровья к спускам, сдавшие зачеты по десантной подготовке, технике безопасности и прошедшие медицинский контроль перед спуском.

Допуск лиц к выполнению АСР со спусковыми устройствами оформляется приказом руководителя предприятия, организую) щего спуски по представлению инструктора после прохождения ими теоретического курса обучения и медицинской комиссии.

Отработка всех элементов спуска производится с вышек)тре) нажеров. Перед выполнением тренировочных спусков с вертоле) та спускающиеся и выпускающий проходят наземную тренировку непосредственно на вертолете.

К выполнению спусков (подъемов) на спуско)подъемных устройствах допускаются лица, прошедшие специальную подго) товку к выполнению данного вида работ, допущенные приказом по предприятию и прошедшие медосмотр перед вылетом на десантирование.

Спуск спасателей производится в следующей последователь) ности:

• выпускающий подвешивает заранее приготовленную верев)
ку к карабину лебедки, иначе пилот в случае необходимости
не сможет быстро сбросить ее с вертолета;

• бортмеханик открывает дверь;

• выпускающий сбрасывает веревку вниз. Вертолет при этом


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 117

должен находиться только в режиме висения, иначе веревка может попасть в хвостовой винт. В случае, если сброшенная веревка не достигла поверхности земли, ее тотчас втягивают в кабину вертолета или докладывают командиру вертолета о необходимости снизиться. Далее навешивается и сбрасыва) ется вторая, заранее приготовленная веревка большей длины;

• первый спасатель, на котором беседка с двумя тормозными
устройствами и карабинами, самостраховка, рюкзак за спи)
ной, на руках перчатки, садится в дверной проем, вкладыва)
ет веревку в оба тормозных карабина и поднимает их наверх
непосредственно под узел навески;

• второй спасатель, приготовившись к спуску, отцепляет само)
страховку первого спасателя;

• по команде бортмеханика первый спасатель плавно нагружа)
ет веревку и, повернувшись лицом к корпусу вертолета,
начинает спуск, который должен проходить без рывков;

• приземлившись, спасатель в случае необходимости органи)
зует самостраховку, отстегивает веревку и подает знак «ОК»
для спуска следующего спасателя;

• спустившийся спасатель остается на месте для оказания воз)
можной помощи следующему спасателю, осуществляющему
спуск;

• после приземления крайнего спасателя веревка сбрасывает)
ся вниз бортмехаником или оставшимся на борту спасате)
лем.

Организация и спуск спасателей в режиме висения вертолета на большой высоте проводится во всех спасательных службах, как правило, по приведенной выше схеме. В зависимости от типа вертолета и установленного на нем дополнительного оборудова) ния спуск спасателей может осуществляться поочередно на одной из двух веревок, что значительно ускоряет высадку спаса) телей, так как в момент приземления первого спасателя второй начинает спуск по второй веревке. При спуске используются раз) личные тормозные устройства, что позволяет осуществлять одно) временное десантирование до четырех спасателей.

Существует также способ высадки десанта путем спуска спаса) теля на основной веревке при помощи специального тормоза, зак) репленного непосредственно в вертолете. Этот метод спуска более медленный и применяется только в исключительных случаях.

Носилки спускают с помощью бортовой лебедки. К ним следу) ет привязать репшнур, чтобы легче было их принять внизу.

Подъем пострадавшего с помощью лебедки. При невоз) можности приземления вертолета в месте происшествия или


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 118

поблизости от него применяют специальные альпинистские носил) ки или носилки типа «Акья» для подъема пострадавшего на борт вертолета в режиме зависания. После оказания пострадавшему первой медицинской помощи его, если вызван вертолет и ориен) тировочно известно время прилета, подготавливают к транспорти) ровке, для чего надевают теплые вещи, укладывают в спальный мешок или заворачивают в палатку (это зависит от степени имею) щихся травм и погодных условий), укладывают на носилки, если они имеются. В случае их отсутствия ожидают вертолет и спуск носилок.

В случае если пострадавший и спасатели или участники груп) пы находятся на высотном объекте, необходимо для носилок с пострадавшим организовать страховку, а самим спасателям или участникам группы применить самостраховку, чтобы не быть сброшенными воздушным потоком от винтов вертолета.

При подъеме пострадавшего с помощью лебедки соблюдается следующая последовательность:

• по прибытии вертолета бортмеханик приводит в действие
лебедку и опускает трос;

• спасатель или участник группы, находящийся рядом с постра)
давшим, после того как заземляющий тросик коснется зем)
ной поверхности, берет в руки карабин лебедки и прицепляет
его к подвесной системе носилок, снимает страховку и, еще
раз убедившись, что все в порядке, дает команду для их
подъема на борт вертолета, при этом поддерживает рукой,
желательно в резиновой перчатке, карабин лебедки до тех
пор, пока трос не натянется. После этого спасатель придер)
живает носилки до того момента, пока они не окажутся на
вертикальной линии под вертолетом, одновременно не допу)
ская вращения носилок вокруг вертикальной оси троса. Поло)
жение носилок регулируется оттяжками, пристегнутыми к
носилкам, а веревкой с земли, прикрепленной к носилкам в
районе ног пострадавшего, спасатель предотвращает раскру)
чивание носилок и появление «маятникового эффекта»;

• бортмеханик и спасатель, находящиеся в вертолете, подни)
мают носилки и втаскивают их в кабину вертолета.

Возможен вариант подъема носилок с пострадавшим в сопро) вождении одного из спасателей в целях оказания помощи постра) давшему во время его подъема в кабину вертолета, а также для предохранения носилок от ударов о вертолет.

Сопровождающий регулирует длину своей «слабины» с таким расчетом, чтобы иметь возможность не только вести постоянное наблюдение за пострадавшим во время подъема носилок, но и ока) зать ему срочную помощь при резком ухудшении его состояния.


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 119

При этом варианте в кабине вертолета сначала размещаются носилки с пострадавшим, а потом сопровождающий.

При этом и другом вариантах следует помнить, что подвесную систему носилок необходимо делать короткой. Ориентировочное расстояние между лебедочным карабином и нижней частью носи) лок - 80-90 см. Не следует забывать и об общем весе пострадав) шего с носилками и сопровождающего, так как максимально допустимая масса груза не должна превышать 300 кг.

Носилки с пострадавшим нужно вносить в кабину вертолета тем концом, где находится голова пострадавшего. Как только носилки покажутся в дверном проеме, их следует застраховать, пристегнув к ним карабин от страховочной петли, прикрепленной к одному из колец пола вертолета.

Наряду с указанными вариантами пострадавшего, если позво) ляет состояние его здоровья, можно поднять на борт вертолета в его личной обвязке. Все действия по его поднятию осуществляют) ся аналогично поднятию носилок с пострадавшим. В момент появления пострадавшего в дверном проеме карабин от страхо) вочной петли, прикрепленной внутри вертолета, пристегивается к обвязке пострадавшего. Таким же способом поднимают на борт вертолета членов спасательного отряда, принимавших участие в спасательной операции. Предварительно, в целях экономии вре) мени, на каждом спасателе должна быть одета беседка с пригото) вленным страховочным карабином, грудная обвязка и самостра) ховка. Рюкзак надет на плечи. Страховочный карабин крепится к карабину лебедки. Репшнуром от беседки к страховочному кара) бину осуществляется страховка таким образом, чтобы не допу) стить опрокидывания туловища при подъеме на борт вертолета.

При приеме носилок и спасателей на борт вертолета бортме) ханик и помогающий ему спасатель должны быть на самостра) ховке.

Подъем пострадавшего с помощью подвесного сиденья (люльки). Подвесное сиденье (люлька или стульчик) также могут использоваться для подъема пострадавшего. Стульчик крепится к металлической раме, к которой присоединяется крюк лебедки.

Пострадавшего усаживают на стульчик на земле, привязыва) ют веревкой, присоединяют крюк лебедки и начинают подъем.

Не рекомендуется использовать стульчик для подъема постра) давшего, который после случившегося с ним несчастья психиче) ски расстроен и испытывает страх, его необходимо эвакуировать только в сопровождении спасателя.

Транспортировка пострадавшего на внешней подвеске. В силу сложившихся обстоятельств возможна транспортировка пострадавших на внешней подвеске вертолета или же на лебед)


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 120

ке с использованием специальных альпинистских носилок или носилок типа «Акья». Носилки могут находиться на подвеске вер) толета.

В зависимости от конструктивных особенностей вертолета (т.е. мест крепления веревок на борту) возможна одновременная эвакуация двумя подготовленными спасателями 4)х пострадав) ших тяжелых (на носилках) и до 8 легких (с использованием спе) циальных косынок). При первом заходе к месту ЧС десантирует) ся 1 спасатель с комплектом косынок и приступает к подготовке пострадавших к эвакуации. Вертолет уходит и наблюдает за сиг) налами с земли. При обследовании пострадавших спасатель подает сигнал о заходе вертолета за пострадавшими. При нали) чии тяжелых пострадавших на втором заходе ему десантируют с помощью лебедки носилки. Затем, убрав трос лебедки, сбрасы) ваются веревки, к которым он крепит карабины косынок с эваку) ируемыми, скрепляет их вместе с помощью страховочных петель и дает сигнал о подъеме до высоты 0,5-1 м. Проверяется надеж) ность фиксации и страховки и подается сигнал на перенос эваку) ируемых в безопасное место. При зависании в безопасном месте к эвакуируемым десантируется второй спасатель, производит отцепку карабинов с косынками и страховочных петель, фиксиру) ет все имущество и дает сигнал на перенос его к месту ЧС. При готовности к эвакуации тяжелых пострадавших два спасателя производят перенос)эвакуацию 2)х пострадавших в безопасное место, оставив спецкосынки легким пострадавшим для самостоя) тельного одевания. Оставив тяжелых пострадавших на попече) ние легких, два спасателя переносятся к месту ЧС и повторяют эвакуацию до завершения АСР или выработки топлива вертолета.

Сигналы, передаваемые движениями человеческого тела, т.е. различными положениями его фигуры и конечностей легко раз) личимыми с вертолета. Член ПСО (ПСС) или маршрутной группы, подающий сигнал, должен выбрать по возможности открытую, хорошо освещенную площадку.

Сигналы вертолету должен подавать один человек. Желатель) но, чтобы его одежда была яркой и контрастной по отношению к окружающей местности. Если сигнальное полотнище имеет яркую и контрастную окраску по отношению к окружающей мест) ности, то для подачи сигнала следует расстелить на поверхности полотнище яркой стороной кверху. Сигнальщик, встав в центре, подает сигналы вертолету. Один из возможных вариантов набора сигналов, передаваемых движениями человеческого тела, и их значений, приводится в табл. 5.1 и на рис. 5.1.


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 121


Таблица 5.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: