Образование представляет собой один из самых сложных институтов социализации. Именно через образование общество обеспечивает свое развитие.
Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к осознанному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.
Цель образования – приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализовываться. Образование, по сути, представляет собой создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование. Нормативным идеалом образования выступает человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.
|
|
Основными содержательными аспектами понятия «образование» являются следующие:
• образование как ценность – ценность образования состоит в единстве личностной, государственной и общественной составляющих;
• образование как система (институт) – образование как система включает в себя различные по уровню и профилю государственные и негосударственные учебно-воспитательные организации и заведения, дошкольные и внешкольные учреждения, различные формы самообразования и другие звенья социальной системы общества. Основными функциями общества как системы являются: передача подрастающему поколению накопленных человечеством знаний; участие в процессах социализации личности, обеспечение преемственности социального опыта; усвоение ценности человеческой культуры; влияние на социальную мобильность и формирование социально-профессиональной структуры общества;
• образование как процесс – в образовании как процессе передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также формирования разносторонней личности выделяют два взаимосвязанных структурных компонента: процесс обучения и процесс воспитания;
• образование как результат – образование как результат оценивается на индивидуально-личностном и общественно-государственном уровнях. На индивидуально-личностном уровне его результат обуславливается достижением обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) и удостоверением этого соответствующим документом.
|
|
Образование – это социальный феномен в совокупности всех его социальных характеристик:
– вид социальных отношений;
– cоциальный институт;
– cоциальная организация;
– социальный процесс;
– социальная система.
Основными характеристиками образования являются следующие:
▪ социокультурный феномен: цели и задачи его определяются обществом, и одновременно образование выступает важным фактором общественного развития, является составным компонентом культуры;
▪ открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
▪ целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
▪ достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.
Существуют три составляющих образовательного процесса:развитие, воспитание, обучение.
Содержание образования определяется образовательной потребностью общества, а также личностной потребностью в образовании. Система образования создает возможности развиваться личности обучаемого в двух основных направлениях:
1) развитие социально значимых качеств личности: формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;
2) формирование профессиональной компетентности: развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности в современном социуме.
Образование выполняет в обществе следующие функции:
1) развивающая – в ходе образовательного процесса человек развивает логическое мышление, приобретает необходимые знания, навыки и умения, совершенствует свои личностные качества;
2) социологизаторскую – усвоение и воспроизводство социального опыта;
3) социального контроля – воспитание законопослушных граждан. Уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в быту, в пользовании транспортом; при этом школа осуществляет и прямой социальный контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;
4) социальной мобильности – предоставление возможностей отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий; для современного человека не все виды образования достижимы, политика протекционизма осуществляется либо на государственном уровне, либо через сословные учебные заведения;
5) социальной селекции – образование служит механизмом закрепления личности за определенной группой;
6) культуросозидательную – сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования; образование выступает в роли генератора и хранителя культурного достояния общества;
7) гуманитарную – сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности.
По мере перехода к информационному обществу образование все в большей степени будет превращаться в самообразование, а главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности.
Всеобщее образование – это получение всеми детьми школьного возраста определенного уровня образования, установленного законодательством страны.
Для украинских граждан обязательным уровнем образования является полное общее среднее образование, которое может быть получено в учебных заведениях различных типов. Государство гарантирует право на получение полного среднего образования и в соответствии с Конституцией Украины финансирует его за счет своего бюджета.
|
|
В более широком социальном контексте всеобщее образование – это результат овладения основами наук, необходимых человеку для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. При этом всеобщее образование является основой для получения профессионального (специального) образования.
Важнейшими путями всеобщего образования является обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни всеобщего образования – начальное, неполное среднее и среднее.
Одним из основополагающих принципов современной системы образования является вариативность образования. Он сформировался в результате осознания обществом, государством, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 1980-х гг. унификации и единообразия в образовательной сфере.
Вариативность образования представляет собой перспективное направление развития современной системы образования в условиях трансформации общества, плюралистических подходов к образованию и воспитанию личности в изменяющейся социокультурной среде.
Вариативность образования по сути оказывается нацеленностью на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Это способность системы образования предоставить обучающимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора (осмысленного и адекватного запросам обучающихся) такой траектории.
Существует множество путей и способов реализации идеи вариативности образования:
‒ многообразие образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений;
‒ плюрализм и гибкость учебных программ, учебников;
‒ вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий.
|
|
Образование выступает как автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование – это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией Украины. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности.
Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.
Образование нацелено на воплощение национальной идеи, воспитание патриота Украины. Оно призвано формировать национальные интересы как главные приоритеты мировоззренческой культуры личности и вместе с тем способствовать овладению богатством мировой культуры. Все граждане должны иметь одинаковый доступ к образованию; критерии и показатели качества образования определяются национальными стандартами; на обеспечение качества направлены материальные, финансовые, научно-методические ресурсы.
Потребность в формировании человека нового тысячелетия – это серьезный вызов всей системе образования. Насколько четко и адекватно удается определить его цели и содержание и решить задачи, настолько эффективно образование выполнит этот исторический заказ.
Цель государственной политики относительно развития образования состоит в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитании поколения людей, способных эффективно работать и учиться на протяжении жизни, оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составную европейского и мирового сообщества.