Педагогическую технику определяют как систему умений человека, дающих возможность использовать собственный психофизический аппарат для достижения эффективных педагогических результатов.
Техника, которая дает возможность педагогу экономить свои силы и достигать необходимых результатов, называется психономической. Она представляет собой науку о психическом влиянии людей друг а друга и на самого себя и об искусстве управления этим влиянием. Эти психофизические умения позволяют оказывать психо-оздоровительное влияние сознательно и оптимально, то есть с наименьшей затратой энергии и времени.
В отличие от педагогической техники как умения использовать собственный психофизический аппарат в качестве инструмента педагогического влияния, умения эмоциональной регуляции, общения, культуры и техники речи, психономическая техника учителя не является прямым педагогическим влиянием, но опосредованно влияет на его эффективность. Кроме того, психономическая техника охватывает умения осознавать и учитывать закономерности подсознания (психологическую защиту, программы реагирования, потребности, мотивы и т. п.), высокий уровень наблюдательности, владение психотерапевтическими приемами саморегуляции, умения вербального и невербального эмпатического общения. Психономическая техника дает возможность достигать наивысших результатов в сжатый период, а главное – с наименьшей затратой психофизических сил.
|
|
Общение – это процесс контактов, обмена и взаимодействия между людьми. В процессе обучения и воспитания происходит передача знаний, способов деятельности, общественных ценностей, норм культуры, то есть общение является сущностью самой работы учителя.
К основным функциям общения относятся: обмен информацией, организация деятельности, познание людьми друг друга, достижение взаимопонимания. Кроме того, каждый человек испытывает потребность в самовыражении в процессе общения, получении эмоциональной поддержки (сочувствия, уважения к себе), признании своей личности. Учет этих потребностей имеет важное значение для педагога в ходе педагогического общения.
К коммуникативным умениям преподавателя относятся:
‒ социальная перцепция (умение «читать по лицу»);
‒ эмпатия (умение сочувствовать);
‒ толерантность (умение понимать чужие мысли, терпимо относиться к иным взглядам);
‒ самопрезентация (умение проявлять уверенность, свои лучшие качества в нужное время);
‒ установка на позитивное в людях;
‒ достаточный объем внимания и памяти (лица, имена, качества);
‒ оперативность формулирования мыслей;
|
|
‒ культура и техника речи;
‒ владение приемами эффективного общения.
Важным компонентом техники общения педагога является культура речи, включающая различные аспекты правильности речи:
√ лексическую (богатый словарный запас, особенно синонимов, метафор, эпитетов, отсутствие штампов и тавтологий);
√ грамматическую (построение предложений, использование слов иностранного происхождения, падежей, спряжений и т. п.;
√ орфоэпическую (ударение, произношение слов).
Эмпатическое общение – это целенаправленное взаимодействие, сориентированное на установление контакта, позитивных взаимоотношений, выяснение мысли собеседника. Проявляя сочувствие к партнеру, субъект не отказывается от своей позиции, а пытается найти понимание с собеседником. В ходе эмпатического общения могут использоваться такие приемы:
‒ подтверждение контакта соответствующими невербальными реакциями (взгляд, покачивание головой, поддакивание, наклон к собеседнику, открытые жесты);
‒ перефразирование чувств и мыслей партнера;
‒ тактичное прояснение скрытых или неосознанных мотивов собеседника, интерпретация, резюмирование и т. п.);
‒ демонстрация понимания мысли собеседника, подбадривание, поддержка собеседника.
Общение, направленное на осуществление прямого психического влияния на партнера, называется директивным. Оно включает выражение чувств, мыслей субъекта, аргументированные объяснения цели деятельности, будущих поступков и последствий, но без обидных оценок партнера.
Правила директивного общения:
1) искренность, открытость поведения, откровенный отказ от действий, не принимаемых субъектом;
2) активные целенаправленные действия, решительная защита себя от агрессивного поведения партнера;
3) четкое выявление своей позиции, намерений;
4) учет значимых потребностей партнера.
Во время критики необходимо избегать конфронтации (не вступать в спор, перенести беседу), получить дополнительную информацию о содержании претензий (попросить конкретизировать, выразить свои предположения относительно деталей замечания), перефразировать обидное критическое замечание, а только потом отвечать, спросить (без оценок), о последствиях своей деятельности (а что будет, если..?), частично согласиться с критикой (либо с фактами, либо с возможными последствиями, либо с принципами, либо с правом собеседника иметь свое видение ситуации).
Таким образом, эффективное общение возможно при таких условиях:
√ установление отношений доверия на основе признания других людей личностью;
√ безоценочное (некритическое) и безусловное (без «если, то…– и я тебя буду уважать») принятие другого человека;
√ искреннее проявление понимания и сочувствия;
√ конгруэнтность (соответствие мыслей чувствам, словам, невербальным действиям, ситуации) и аутентичность (открытость, искренность) собственного поведения;
√ обеспечение собеседникам свободы выражения собственных мыслей, чувств, участия в принятии решений и ответственности за их последствия.
Большую роль в ходе целенаправленного влияния на сознание и подсознание партнеров по общению играет стиль общения и приемы влияния, которые называют педагогическим тактом.
Он базируется на уважении к студенту, на учете его индивидуальных особенностей, качеств и психического состояния. Показателями педагогического такта являются:
– уравновешенность поведения педагога, выдержка;
– оптимистическое отношение к возможностям студента, ненавязчивый контроль;
– умение выслушать, проявить заинтересованность, снять напряженность в аудитории, выявить радость по поводу успехов студента или огорчение в связи с неудачей, игнорировать демонстративные негативные проявления в поведении студентов;
|
|
– недопустимость грубых замечаний по поводу внешности студента, его интеллектуальных способностей;
– умение разрешать конфликты без словесной агрессии, разрыва контактов, полных уступок и сдачи позиций.
Для того, чтобы успешно и не травмируя участников разрешить конфликт, необходимо использовать такие приемы:
1. Саморегуляция эмоций:
‒ осознание собственных мотивов («посмотреть на себя со стороны», осознать свои потребности, «мысленные игры» в этом конфликте);
‒ урегулирование собственного эмоционального состояния; концентрация на проблеме, а не на участниках.
2. Проявление позиций:
‒ «пассивное слушание», чтобы собеседник мог высказаться, «сбросить» свои эмоции;
‒ «активное слушание» с целью помочь собеседнику выразить чувства, сформулировать причины их возникновения, перефразирование;
‒ «Я-сообщение», суть которого состоит в том, чтобы рассказать о своих чувствах, состоянии здоровья, трудностях, не обвиняя партнера.
3. Анализ проблемы:
‒ объективация проблемы (рассмотрение по пунктам от простого к сложному);
‒ выделение в проблеме подпроблем, частей.
4. Предложение варианта решения проблемы:
‒ оценка каждой позиции, решение с точки зрения целесообразности, детализация, выбор тактики, путей решения (Кто? Когда? Как?);
‒ рефлексия своего поведения, решений;
‒ осмысление уроков (что было эффективным, что нужно усовершенствовать).
Кроме приемов разрешения конфликтов в педагогике активно используются приемы, которые создают позитивные качества и тормозят негативное поведение. Это убеждение, моральная поддержка и укрепление веры в собственны силы, вовлечение в интересную деятельность, организация успехов в обучении, доверие, авансирование позитивных качеств, проявление доброты и внимания, просьбы. Более эффективно эти приемы влияют, если их использование оказывается неожиданным для студентов.
Влияние должно быть незаметным и носить характер психопрограммирования, навеивания. Для этого используются такие приемы:
|
|
– «разрыв стереотипа»: сделать нечто необычное, чтобы прервать нежелательное поведение (неожиданный жест, громкий голос, привлекающая внимание поза и т. п.);
– «выбор без выбора» – стимуляция деятельности с помощью иллюзии самостоятельного выбора, навеивание полезной активности;
– «встроенная команда» – разбивка предложения на команды, приказы, маскировка сути в конце предложения, интонационное выделение главного;
– «присоединение» – незаметное отражение поведения собеседника, синхронизация ритмов дыхания, движений, имитация жестов, нюансов речи, а через определенное время – изменение пантомимики;
– «ведение» – описывание реакции, которую желательно вызвать («вы внимательно слушаете и все записываете»).
Непрямым приемом влияния или разрешения конфликта может быть использование юмора. Он занимает важное место в создании комфортной познавательной ситуации в учебной аудитории.
Юмор как эмоциональная черта характера имеет две разновидности:
1) остроумие, являющееся природным даром;
2) чувство юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств преподавателя таких как: эмпатия (способность сопереживать), доброжелательность, наличие оптимизма.
Юмор может быть не только чертой характера, но и выступать как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками педагогического общения различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным). Юмор связан с комическим эффектом, он способен активизировать учебно-воспитательный процесс.
К основным функциям юмора относятся следующие:
▪ информативно-познавательная функция: юмор является средством познания окружающего мира, позволяет полнее и адекватнее воспринимать различные стороны жизни, углубляет представление о ней;
▪ эмоциональная функция: юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации, позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям;
▪ мотивационная функция: юмор побуждает педагога отказаться от повторения негативных поступков, искать приемлемые формы поведения. Юмор может выступать в качестве своеобразного стимула самовоспитания, так как раздраженный преподаватель перестает следить за собственным поведением и речью, допускает несправедливость по отношению к учащимся;
▪ коммуникативная функция: человек с чувством юмора притягателен для окружающих, открыт для общения, он всегда привносит во взаимоотношения атмосферу приподнятости, жизнерадостности;
▪ развивающая функция: юмор обладает вполне определенной логикой, доказательностью, в силу чего способствует развитию интеллекта, критического мышления, творческих способностей, остроты видения мира, наблюдательности;
▪ диагностическая функция: И. В. Гете утверждал, что ни в чем так не проявляется характер человека, как в том, что он находит смешным. В. А. Сухомлинский отмечал, что по тому, что считает коллектив смешным, над чем и как смеются воспитанники, можно сделать безошибочный вывод о моральном здоровье коллектива;
▪ регулятивная функция проявляется в нормализации отношений человека к себе, к окружающим и окружающих – к человеку. Иногда, чтобы вступить в общение, педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться – это значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и, в какой-то мере, доверие. Юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан.
Существуют определенные требования к использованию юмора в педагогической деятельности:
1. Нельзя подвергать осмеянию личность ученика. Можно смеяться лишь над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием учащегося.
2. Нельзя смеяться над тем, что ученик не в состоянии исправить или изменить. Это может быть физическая слабость, заикание, необычная фамилия и т. д. Недопустимы шутки по поводу юношеской симпатии или любви.
3. Не рекомендуется первому смеяться над собственной шуткой с тем, чтобы не вызвать реакцию противоположную ожидаемой. Однако в некоторых случаях улыбка педагога стимулирует ответную реакцию учащихся.
4. Недопустимы грубая плоская шутка, кривляние, зубоскальство, которые являются следствием низкой культуры педагога, недооценки и неуважения личности учащегося, результатом назидательности, ничего общего не имеющего с остроумием.
5. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольных промах учащегося.
6. Шутку и юмор, особенно адресованные «трудным» учащимся лучше облечь в форму дружеской критики, мягкого упрека.
Не стоит сердиться, услышав шутку учащегося или увидев улыбку в свой адрес. Всегда надо быть готовым ответить на острое словцо, не бояться первому посмеяться над своей неудачей или промахом.
Таким образом, использование разнообразных психонимических и педагогических приемов влияния и общения на основе наблюдений, оперативно принятых решений, саморегуляции становится техникой педагога, дающей возможность работать оптимально, сохраняя психическое здоровье всех участников педагогического процесса.