Устная коммуникация

Используя определение «устная» коммуникация, мы невольно обедняем реальное содержание этого вида взаимодействия. Устная коммуникация, т.е. «проходящая через уста», не исчерпывается вербальным взаимодействием. Правильнее было бы называть ее биологической коммуникацией, так как она осуществляется посредством органов чувств и не предполагает наличие посредников, но предусматривает взаимопонимание субъектов общения, как живых существ.

Устная коммуникационная деятельность, по определению А.В.Соколова, есть ду­ховное общение социальных субъектов.Он обращает внимание на то, что эта дефиниция не противоречит определению коммуникационной деятельности как движения смыслов в социальном пространстве; ведь духовное общение соци­альных субъектов есть не что иное, как упомянутое дви­жжение.

Уже Аристотель предпринял одну из первых попыток, как мы сейчас говорим - моделирования коммуникативных процессов. В своей «Риторике» он начинает описание структуры публичной речи с утверждения, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается.

1.3.1.1. Структура устной коммуникации. Устная коммуникация может осуществляться с использованием различных способов и средств, являющихся ее элементами. Прежде всего, это осознанная речь, используемая для передачи значимой информации. Речь – это наиболее емкий канал передачи информации повышенной сложности. Так как язык – это результат развития социума, он позволяет использовать неоднозначность слов и аккумулятивный эффект словосочетаний. В процессе устной коммуникации происходит эффект «спуска сжатой пружины», когда передача коммуникатором единичного термина или понятия, способна вызвать у реципиента представление или понимание огромной информационной емкости.

Вместе с тем, одновременно с осознанной речью коммуникатор воспроизводит и неосознаваемую им совокупность вербальных сигналов. Часть из них является информационным шумом, который не имеет смыслового значения, и игнорируется реципиентом. Однако при устном общении зачастую происходят, так называемые оговорки, когда коммуникатор сообщает собеседнику или аудитории сведения, которые он передавать не планировал.

И последним элементом устного вербального взаимодействия является реакция на ответ реципиента (вербальный или невербальный). Она может быть пассивной и активной, враждебной, доброжелательно и нейтральной и т.п.

В устной коммуникации, кроме вербальной информации, важную роль играет визуальное сообщение. В процессе прямого общения визуальный контакт имеет не меньшее, если не большее значение, чем вербальный. Вместе с тем, если речь идет о передаче сложной информации, то визуальная информация имеет второстепенное, подчиненное значение. Визуальная информация также имеет различные формы. Прежде всего, это осознанное сообщение, дополняющее вербальную коммуникацию. Она используется для усиления рациональной коммуникации, посредством введения эмоциональной, чувственной компоненты. Невербальная коммуникация воспринимается правым полушарием, ее отсутствие вносит дисбаланс в процесс общения и переводит его в сугубо деловую плоскость, или создает впечатление скрытности и недоговоренности.

Кроме осознанной жестикуляции, позы и физиогномики, в устной коммуникации участвует и неосознаная, выдающая коммуникатора информация. Она осуществляется непроизвольно, реализуется спонтанно, но воспринимается реципиентом наряду с осознанной и не отделяется от последней. К третьей группе невербальной информации относится физиологическая внешность – свидетельствующая о физической силе и телесном здоровье, половой, возрастной, расовой или этнической принадлежности коммуникатора, которая иногда может оказать принципиальное воздействие на коммуникацию и ее последствия.

В цивилизованном обществе в понятие внешности преимущественно включают одеяние и атрибутику индивида. Отсюда пословица о том, что встречают по одежке. В традиционном обществе одежда в значительной степени исполняла знаковые и оповещательные функции и свидетельствовала о сословной принадлежности. В современном обществе в невербальный имидж вписаны не только фирменная одежда, но и автомобиль, часы, сотовый телефон и т.п.

В процесс устной коммуникации неразрывно вписано ландшафтное и социальное окружение коммуникатора или собеседника. Сюда могут быть отнесены природные элементы пейзажа, предметы и сооружения антропогенного происхождения, животное и человеческое окружение.

Обычно схему устной коммуникации представляют подобной элементарной схеме коммуникационной дея­тельности, где имеются три участника: говорящий (источник речи) — речевое сообщение — слушающий (приемник речи). На самом деле, по мнению А.В.Соколова, картина бо­лее сложная, потому что в устной коммуникации задей­ствованы одновременно два естественных канала: вербальный (речевой) и невербальный, использующие разные знаковые средства. В силу того, что вербальные и невербальные каналы работают параллельно, речь и жести­куляция дополняют друг друга, устная коммуникация оказывается двухканальной, а если учесть каналы обрат­ной связи, то и четырехканальной.

1.3.1.2. Жестовая природа устной коммуникации. Жестовая теория происхождения речив процессе эволюции человека предложена антропологом Г. Хьюзом (1973). Этой теории придерживаются и многие современные исследователи, например американский лингвист А. Кендон. Жестовая теория исходит из того факта, что моторный контроль речи и целенаправленного метания расположен в одной половине мозга (левой у большинства людей).

По мнению Г. Хьюза, обезьяны обладают необходимыми задатками для жестового языка. Эксперименты по обучению шимпанзе и горилл жестовому языку свидетельствуют о том, что при наличии адекватной социальной и культурной среды обезьяны способны не только понимать связь между знаком и предметом или действием, но и строить простые предложения, понимать смысл определенной последовательности слов в предложении. Наконец, они способны путем комбинации известных им знаков создавать новые значения и понятия, а также пытаются общаться жестовым языком с сородичами.

Г. Хьюз полагает, что первый язык состоял из иконических жестовых сигналов, имитирующих действия с орудиями. Семантическая продуктивность жестов в рамках анатомических и интеллектуальных способностей у австралопитеков могла быть исключительно высокой. Процесс латерализации мозга (асимметрии между правым и левым полушариями) может рассматриваться как следствие точного манипулирования орудиями и ростом общего разнообразия ручного жестового языка. Латерализация могла предшествовать появлению речи. Анализ строения черепов ископаемых гоминид и реконструкция их вокального тракта свидетельствуют о том, что процесс перехода к звуковой членораздельной речи происходил чрезвычайно медленно. Морфологические перестройки, связанные с развитием речевого аппарата, завершились, по-видимому, лишь с появлением современного человека, около 120–100 тыс. лет назад. Г. Хьюз полагает, что жестовую природу имеет также происхождение чисел (счета). Использование пальцев для счета – одна из человеческих универсалий.

Под "жестом" в ряде научных дисциплин понимается не просто какое-либо телодвижение, а любой воспринимаемый звук или движение, которое служит показателем внутреннего переживания человека. Движения и звуки становятся жестами только в социальном контексте, когда они служат показателями состояния человека и таким образом предоставляют другим какую-то основу для соответствующих реакций.

Более того, не только интонация или мимика, движение или поступок, но и вещь, рисунок, предмет или звук природного мира, оказавшись вплетенными в акты общения, могут приобрести знаковую функцию и таким образом из внешних элементов, каковыми они выступают по отношению к собственно речевому акту, превращаются в элементы передаваемой информации.

Жестовая теория, однако, наталкивается на ряд ограничений. Самое принципиальное из них то, что язык требует развития концептуального мышления, причем принципиально иного, нежели то, что требуется для метания орудия. Жестовый язык менее практичен по сравнению со звуковым. Для передачи жестовых сигналов необходимо находиться на достаточно близком расстоянии от партнера, необходим зрительный контакт и, следовательно, освещение и т.п.

1.3.1.3. Социальная обусловленность устной коммуникации. Важно, что сама структура устной коммуникации является моделью мира участвующих в ней индивидов и отображает специфическую, принятую в их обществе практику общения. Идеальная цель общения - полное тождество сознаний недостижима в общении уже потому, что в этом процессе складывается новая действительность, изменяющая смысл самого намерения к общению. Тем самым образуется внутренняя бесконечность и незавершенность коммуникации, свидетельствующая об ее социальной функциональности и коллективной заданности.

Чешский исследователь С. Бречка, предусматривает следующие возможные влияния группы:

· формирование предрасположений индивида. Социальный опыт группы передается индивиду, способствует приобретению им своего личного опыта, выработке мировоззрения, которое определяет интерпретацию фактов, событий, явлений;

· группа способствует сохранению имеющихся взглядов индивида. Если содержание сообщения не соответствует взглядам и убеждениям группы, возникает барьер, или «давление», препятствующее проникновению данной информации в сознание индивида, ее воздействие ослабляется. В этом случае устная коммуникация создает отпор внешнему влиянию, «вынуждая» реципиента сохранять первоначальное состояние;

· группа влияет на подтверждение взглядов индивидов. Информация, находящаяся в соответствии с взглядами и убеждениями, господствующими в данной группе, принимается положительно, группа оказывает ей поддержку. Наиболее активные члены группы, ознакомившиеся с сообщением, «транслируют» его, помогая утвердить официально распространяемое мнение.

Эти варианты на практике в чистом виде вряд ли могут наблюдаться, скорее можно предположить их сложное переплетение при преобладании какого-либо из вариантов. Конечный эффект, безусловно, будет определяться субъективными свойствами людей. В частности, Г.И. Хмара отмечает важную роль степени конформизма, присущего каждому члену группы. При высокой степени конформизма личность склонна менять свое мнение под воздействием собеседника, даже если его авторитет у нее не слишком высок. При низкой степени конформизма перемена мнения зависит от устойчивости собственной личности и степени авторитетности собеседника.

Таким образом, устная коммуникация представляет сложное логическо-психологическое взаимодействие субъектов, в котором задействованы все органы чувств, логические и интуитивные ресурсы. Устная коммуникация является базовым социальным взаимодействием, без которого невозможная любая другая его форма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: