Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. При­емке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине долж­на осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производствен­но-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров на­родного потребления по качеству». Установ­ленные этими инструкциями нормы применяются во всех случа­ях, если в стандартах, технических условиях или других обяза­тельных правилах не предусмотрен иной порядок приемки това­ров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных до­кументов, то на фактически поступившее их количество состав­ляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а по­ступившие товары принимают на ответственное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определенные сро­ки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или повреж­денной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количе­ству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте — од­новременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропор­тящиеся товары — не позднее 24 ч с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других рай­онов досрочного завоза установлены более продолжительные сро­ки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольст­венных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольствен­ных (кроме скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропор­тящихся товаров — не позднее 48 ч после поступления.

Количество поступивших товаров определяют в тех же едини­цах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандар­тами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с мас­сой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров — не­медленно после ее освобождения, если иные сроки не определе­ны в договоре. В акте о результатах проверки массы тары ука­зывают также массу нетто товаров.

Выборочная проверка количества товаров с распространени­ем ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными обязательными правилами и договорами.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то при­емку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших то­вар.

В случае несоответствия массы брутто отдельных мест мас­се, указанной в транспортных или сопроводительных докумен­тах либо на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упа­ковку.

Для участия в окончательной приемке товаров и составления дву­стороннего акта следует пригласить представителя одногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, вызы­вают представителя одногороднего изготовителя. Представитель ино­городнего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это преду­смотрено договором. Представитель одногороднего отправителя (из­готовителя) должен прибыть не позднее, чем на следующий день по­сле получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по ско­ропортящимся товарам — в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обя­зан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором.

Вызов представителя отправителя (изготовителя) направля­ется по телеграфу или телефону не позднее 24 ч, а по скоропор­тящимся товарам — немедленно после обнаружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество недостающей продукции.

При неявке представителя поставщика в установленные сро­ки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальней­шую приемку проводят с участием представителя общественно­сти организации, в ведении которой находится магазин. Пред­ставитель общественности выделяется решением профсоюзного комитета. Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпус­ком материальных ценностей, не могут быть представителями общественности, выделяемыми для участия в приемке товаров в магазине. Нельзя выделять в качестве представителя обществен­ности предприятия-получателя: руководителей магазинов или их заместителей, даже если они не являются материально ответст­венными лицами; бухгалтеров, товароведов, работа которых свя­зана с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей; работников юридической службы.

По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количест­ва товара проводилось на исправных весах или другими измери­тельными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установ­ленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделен­ного для участия в приемке товаров представителя, и другие ма­териалы, предусмотренные правилами приемки товаров.

Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.

Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в установленные договором с ним сроки.

Если товары поступили в таре-оборудовании с исправными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопроводительных доку­ментах, а также исправность тары-оборудования и чехлов и со­ответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удо­стоверившись в исправности тары-оборудования и чехлов, ра­ботник магазина, принимающий товары, делает отметку в со­проводительных документах о том, что товары приняты за ис­правной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществля­ется без участия лица, доставившего товар.

При нарушении целостности пломбы или неисправности та­ры-оборудования составляют акт, в котором указывают расхож­дения по всей поступившей партии товаров с сопроводительны­ми документами. Акт составляют по установленной форме в че­тырех экземплярах.

Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся — в течение 24 ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам — ос­тается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся това­ров — не позднее 48 ч с момента их поступления в магазин.

В эти же сроки следует составить акты о результатах про­верки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.

Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногороднего от­правителя (изготовителя) или, если это предусмотрено догово­ром, представитель иногороднего отправителя (изготовителя). Вызов представителя отправителя (изготовителя), а также его ока для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке това­ров по количеству.

Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке — с участием представителя общественности, назначенно­го в установленном порядке. Проверку качества товаров в одно­стороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения:

- наименование и адрес магазина-получателя товаров;

- номер и дату составления акта;

- место приемки товаров, время начала и окончания приемки;

- фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, место их работы, зани­маемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству;

- наименование и адрес изготовителя (отправителя) и постав­щика;

- дату и номер уведомления о вызове представителя изготови­теля (отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;

- дату и номер договора на поставку товаров и сопроводи­тельных документов;

- дату прибытия груза на станцию назначения, время его вы­дачи транспортной организации, время вскрытия транспортного средства, время доставки груза в магазин;

- номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если он был составлен при полу­чении товара;

- условия хранения товаров на складе магазина до составле­ния акта;

- состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров;

- исправность пломб и правильность оттисков на них.

Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленных к осмотру и фактически проверенных то­варов с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствую­щем документе. Отмечают, на каком основании товары перево­дятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым прове­рялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.

В акт могут быть внесены и другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров.

О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гаран­тийным сроком службы, акт составляют в течение пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантий­ного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров.

Магазин обязан принять на временное хранение недоброка­чественные или некомплектные товары до принятия поставщи­ком решения об их дальнейшем использовании.

Претензия о несоответствии качества (некомплектности) то­варов должна быть заявлена поставщику в сроки, предусмотренные договором. К претензии должен быть приложен акт и все другие документы (сопроводительные и т. д.).

Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключе­нием магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: