Подобные опыты привели Франца Антона Месмера (1734—1815) к такому выводу: «Для того чтобы вызвать соответствующий эффект, не требуется никакого небесного, минерального или железного магнетизма». Для «магнетизации» больного достаточно «флюидов», идущих от него самого. Месмер придумал термин «животный магнетизм», и его именем открывается современная история
12 КУП И ИИЕРВАЙН
гипноза. Месмер переносил этот «флюид, дотрагиваясь до человека и как бы гладя его сверху донизу. Это были знаменитые «месмеровские поглаживания». В 1775 году Месмер разослал во все известные академии мира письмо, в котором изложил 27 тезисов своей теории.
Среди врачей Месмер нажил немало влиятельных врагов, особенно после поразительного случая исцеления пианистки, которая ослепла, когда ей было от роду 4 года. Месмеру пришлось даже бежать из Вены в Париж, где он нашел много друзей и восторженных поклонников. Среди его пациентов были даже Мария Антуанетта и придворные. Любопытно отметить, что Месмер меньше значения придавал собственно усыплению, а больше всего тому, чтобы вызвать в человеке кризисное состояние, способствующее исцелению.
|
|
На его оздоровительных сеансах больные сидели кружком вокруг бассейна, заполненного «магнетизированной водой». Из бассейна торчали железные прутья. Месмер заставлял больных брать эти прутья в руку, и таким образом магнитные потоки направлялись от одного человека к другому.
Очевидно, напряжение ожидания вызывало самовнушение и тем самым способствовало «оздоровительному кризису». Как только один больной впадал в это кризисное состояние, оно передавалось и другим.
По распоряжению короля в 1784 году Французская академия наук создала комиссию, перед которой была поставлена задача проверить учение Месмера. В комиссию входили врачи Гильотин, Жори и Саллен Д'Орсэ, а также делегированные академики Бейли, де Бори, Франклин и Лавуазье. Эта комиссия сочла учение Месмера ложным, а теорию о «флюидах животного магнетизма» ненаучной. Ученые сделали вывод, что все случаи излечения в результате месмеризма основаны на самовнушении.
ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА
Сторонники Месмера пытались указать на то, что комиссия оставила вне рассмотрения важнейший факт: животные, которых нельзя заподозрить в самовнушении, подвергшиеся процедуре по методу Месмера, испытали такой же лечащий криз.
Комиссия не только запретила французским врачам заниматься «месмеризмом», но и пригрозила лишить диплома тех, кто станет даже обсуждать эту тему.
Между тем правители других стран не остались равнодушными к этому поразительному способу лечения. Король Баварии, датский король и даже русский царь просили своих врачей заняться теоретической и практической проверкой учения Месмера, и таким образом этот ученый, хоть и руководствовался исходно ложными положениями, стал предтечей современной психотерапии.
|
|
Аббат Фариа
Начало современному учению о самовнушении положил португальский аббат Фариа (1755 — 1819). I'. 1813 роду он переехал из португальской колонии I па м Париж. В Индии Фариа изучал случаи гипноза п пришел к убеждению, что для засыпания вовсе нет необходимости во флюидах, которые исходили бы от гипнотизера, как полагал Месмер. Решающую роль Фариа отдавал внушению.
Выступления Фариа, а также вышедшая в 1819 году работа «Ье 1а сайке йи зоттеП 1ис1с1е еп ёЧийе киг 1а иатге йе ГЬотте» («Вызывание ясного сна и его илияние на природу человека») вызвали немалый интерес. В своей книге аббат называл гипнотизера «концентратором», гипнотизируемого — «концентрируемым», а гипнотический сон — «концентрацией», или «ясным сном».
Метод аббата Фариа заключался в следующем: <>п просто подходил к больному, пристально смот-рсч на него, а потом вдруг вскрикивал «Эогтег!» («Засыпайте!»), и почти половина подопытных сле-допали этому призыву. Таким образом, перед нами
14 КУРТТЕППЕРВАЙН
начальная форма того гипноза устрашения, которым впоследствии врач Шарко широко пользовался в больнице «Ла Сальпетриер».
Джеймс Брейд
Решающий шаг в дальнейшем развитии гипноза сделал английский офтальмолог Джеймс Брейд (1795—1860) из Манчестера. В 1841 году он наблюдал за экспериментами швейцарского фокусника Ла-фонтена. То, что увидел, показалось Брейду невероятным, и он решил основательно проверить все трюки Лафонтена и разоблачить лжеца.
Эксперименты Брейд ставил на собственной жене, на друге Уокере и на своем слуге. Брейд держал у них перед глазами на уровне носа блестящую ручку ланцета (как глазной врач, он знал: если фиксировать внимание больного "длительное время на сверкающем предмете, он устает). И каково же было его удивление, когда все трое заснули!
Он назвал этот искусственный сон гипнозом — от греческого слова Нурпоз (сон). Основываясь на собственной теории, он разработал довольно простой метод, чтобы погружать людей и животных в состояние гипноза. На высоте крыльев носа он подносил к лицу примерно на расстояние 20 см блестящий предмет, например стеклянную призму. Уже через несколько минут без какого-либо словесного воздействия ему удавалось погрузить подопытного человека в состояние гипноза. В 1842 году появился главный труд Брейда — книга «Нейрогипнология, или Рациональный нервный сон, рассмотренный относительно животного магнетизма». Коллеги отнеслись к этому произведению без должного уважения.
Огюст Амбруаз Льебо
Парижский врач Огюст Амбруаз Льебо перепроверил эксперименты Брейда и подтвердил их. Уже в 1861 году он опубликовал работу об этом под
ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА
названием «Искусственный сон и аналогичные состояния». И этот труд не получил признания среди коллег.
Иполит Бернгейм
Лишь через несколько лет на труды О.А. Льебо обратил внимание профессор из университета Нанси Иполит Бернгейм. Он занимался этой проблемой в течение многих лет, а в 1886 году написал книгу о внушении и его применении и ввел этот метод лечения в практику медицинской клиники в Нанси. Совместно с Льебо он основал «школу в Нанси», где и заложил основы современного применения гипноза.
Зигмунд Фрейд
Одним из учеников школы в Нанси был Зигмунд Фрейд — основатель психоанализа. В те же годы здесь работали такие известные врачи, как Опост Форель, Эмиль Куэ и Кр. Бодуэн.
Эмиль Куэ
Эмиль Куэ (1857—1926) разработал теорию самовнушения. Он понял, что в конечном счете гипноз — не что иное, как самовнушение. Гипнотизер вызывает в подопытном человеке лишь более или менее сильно выраженное представление о предпочитаемом действии, а больной непосредственно осуществляет его путем самогипноза. Коэ утверждал: «Побудительной причиной наших действий является отнюдь не воля, а интенсивность воображения».
|
|
Из этого Куэ делал вывод, что каждый человек может загипнотизировать самого себя, и объяснял (юльным, как они могут вылечиться самовнушением. Он говорил: «Учитесь лечить самих себя, вы это можете. Сам я не излечил никого и никогда. Вы таите в себе эту возможность. Позовите на помощь спой дух, пусть он будет подспорьем душе и телу, и нам станет хорошо. Вы выздоровеете, будете сильными и счастливыми».
КУРТ ТЕППЕРВАЙН
Он заставлял своих пациентов утром и вечером по двадцать раз произносить фразу: «День ото дня мне во всех отношениях все лучше и лучше».
Жан Мартин Шарко
Жан Мартин Шарко (1825—1892) был главным врачом в парижской лечебнице «Ла Сальпетриер» и профессором патологической анатомии. Как нейро-лог он был всемирно известен. Его работы по нервным болезням составили целую эпоху в медицине.
Парижская школа
Шарко был активным оппонентом «школы Нанси», и представленное им направление в гипнозе называлось «парижской школой». Может быть, все дело в том, что в «школе Нанси» лечились обычные люди, в то время как в Парижской школе находились психические больные.
В частности, Шарко сделал вывод, будто гипноз — не что иное, как искусственно вызванная истерика. Шарко пользовался различной техникой гипноза, но прежде всего прибегал к испугу как средству введения в гипноз. Он применял, например, взрывчатую хлопковую вату, или внезапно загоравшийся «холодный свет Драммонда», или резкий удар гонга. Испуганные психбольные группами погружались в состояние гипноза.
Шарко изрекал: «Вера — вот что лечит».
Иван Павлов
Исследование других возможностей гипноза — заслуга русского исследователя Ивана Петровича Павлова (1849—1936). Он экспериментировал с животными. В знаменитых опытах на собаках ему удалось прояснить, что происходит в организме собаки. Павлов доказал, что гипноз и внушение — совершенно нормальные жизненные процессы, и тем освободил гипноз от флера мистики.
|
|
ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА
Павлов выполнял следующий эксперимент: клал перед собакой большой кусок мяса и отмечал, что она реагирует на это повышенным слюноотделением. Одновременно звонил звонок, и весь процесс повторялся заново. Через некоторое время одного только звонка оказывалось достаточно, чтобы вызвать у собаки слюноотделение. Мяса уже не требовалось.
После серии дальнейших опытов Павлов приходит к выводу: «Любое длительно или систематически повторяющееся раздражение, которое по соответствующим нервным путям попадает в определенную точку в коре головного мозга, раньше или позже приводит к сонливости, а затем ко сну либо к гипнозу».
При этом Павлов проводил отчетливую грань между врожденными «безусловными рефлексами» и приобретенными в течение жизни «условными рефлексами». С помощью павловской теории об условных рефлексах экспериментально удалось исслсдо-вать автоматизированные механизмы высшей нер| ной деятельности человеке.
Иоганн Шульц
Говоря об исследованиях в этой области прежде всего следует упомянуть ученого Иоганна Шульца. Он разработал особый метод самогипноза — «аутогенную тренировку». Взятое из греческого слово «аутогенный» означает «самогенерирующий». Первой задачей такого тренинга является концентративное саморасслабление, другими словами, расслабление, вызванное концентрацией и самовлиянием.
Главное же влияние оказывают повышенная концентрация, спокойствие, самовоспитание и повышенная производительность. При дальнейшем тренинге человеку удается все больше оказывать действие на собственные функциональные и органические расстройства, ведь многие из них — следствие чажатости и внутреннего беспокойства. Профессор Шульц разработал шесть основных упражнений:
КУП И I и и ГВАЙН
1. Упражнения по снятию тяжести (синий напряжения с мышц);
2. Упражнения по изменению теплового билапса (снятие напряжения с сосудов);
3. Тренировка сердца (внесение спокойного ритма в деятельность сердца);
4. Тренировка дыхания (успокоенное дыхание);
5. Тренировка солнечного сплетения (регулирование органов брюшины);
6. Концентративная тренировка головы (охлаж
дение лба).
Очень точно обрисованы Шульцем положения тела для выполнения аутогенной тренировки: лежа; прислонившись к стулу; так называемая «поза кучера».