Философия Древней Индии

Большей частью индийская философия сконцентрирована на высшей реальности.

Страдание, спасение и высшая реальность – это основные “камни” индийской философии.

Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов, много голосов.

Существовало множество богов, легенд, мифов, которые на протяжении столетий заложены в гимны и тексты, известные как Веды (“знание”).

Развитие индийской философии можно разделить примерно на 6 главных этапов.

1. Доисторический и мифологический – эпоха первобытных верований.

2. Эпоха вторжения дравидов (2000 г. до н.э.)

3. Ведический период (1500 до 700 до н.э.), когда были составлены Веды. Упанишады также были написаны в этот период и иногда называются Ведантой (окончание Вед). Упанишады “сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний. В “Упанишадах” полностью разработаны понятия атмана и брахмана.

4. Эпический период (800 – 200г до н.э.), связан с эпическими поэмами “Махабхарата”, “Рамаяна”.

5. Эпоха сутр, 400 – 500 г. до н.э., Сутр – речения, которые легко заучивать.

6. Эпоха толкований (400 – 1700), когда основные школы формируются на основе тщательных толкований различных сутр. Главной фигурой здесь становиться Санкара.

Самое главное в индуизме и ИФ заключено в том, что они не провозглашали единого учителя, единую истину, единую мудрость – только множество.

Арийские веды. Индуизм вышел из древних ведических религий, которые были принесены в Индию народом, арийцами. До 4 в. до н.э. в Индии не существовало письменности. Веды передавались устно в форме магических заклинаний. “Ригведа”, самая древняя (1500)- она древнее любого другого философского или религиозного текста.

Карма и система каст. Мы знаем, что с древнейших ведических времен в Индии сложилась система каст. Система каст – это свод правил в отношении социальной группы, к которой вы принадлежите, в отношении того, с кем вы можете разговаривать и работать. Принадлежность к определенной группе зависит от вашей предшествующей жизни, от состояния вашей кармы.

В основе своей эта система была придумана арийцами, когда они вторглись в Индию и назвали всех местных жителей DASAS (рабами).

Кармическая иерархия. На вершине располагались брахманы (жрецы), а в самом низу шудры, или слуги. Между ними войны (кшатрии) и торговцы (вайшии). Существуют также неприкасаемые, которые полностью в изоляции.

Основной вопрос о высшей реальности. “Упанишады”, которые иногда называют Ведантой, “окончанием Вед”, является наиболее полным философским выражением главного течения внутри индуизма. В этих текстах наиболее полно представлены понятия атмана и брахмана.

Индийская философия была философией жизни, в которой вы должны жить, пытаясь найти избавление.

Ортодоксальные индийцы очень рано пришли к теории четырех стадий, а именно: ученик, глава семьи, лесной житель и отшельник.

Существуют так называемые ашрамы, или места уединения, духовного очищения. Стадия отшельник имеет отношение к святым людям, ищущим относительного уединения леса, чтобы созерцать и медитировать.

Стадия ученика – период интенсивного обучения, главным образом “Вед”.

Стадия главы семьи – супружество, создание семьи, она ведет к материальному благополучию и наслаждению.

Лесной житель – отказ от наслаждений и развлечений повседневной жизни, а также уход в созерцание и духовное пробуждение.

Конечная стадия – полностью отдача духовному развитию. Цель этой стадии – обретение мокши, или духовного сознания. Чтобы достичь этого человек должен полностью сосредоточиться на высшей реальности. Поиск абсолютной реальности не направлено против мира, а является стремление к истине, или мокше.

Высшая реальность, которая располагается в сердце Вселенной, называется Брахман. Все боги и все явления являются всего лишь проявлениями единого высшего бытия – Брахмана. Атман – это Брахман. Ваша истинная сущность есть абсолютная реальность.

Некоторые принципы философии ВЕДАНТЫ. Дхарма означает закон или истину, а также утверждение. Вся вселенная управляется дхармой. Она охватывает все и всех, от богов до животных и управляет этическим поведением каждого.

Мокша – подлинное духовное пробуждение, или истинное просветление. Она также означает освобождение от бесконечного цикла рождений и смертей (самсары). Это цель, к которой ведут различные пути и которую буддисты называют нирваной.

Карма. Ваша карма – это результат ваших предшествующих действий, от которых зависит ваше будущее. Ваша карма – это вы сами. Карма подразумевает перемещение души и необходимость, в конечном счете, достичь мокши. Она закон вселенной. Она универсальная справедливость и истина.

Самсара – это постоянный поток перемен всего сущего или колесо жизни, смерти и возрождения.

Самсара – это тюрьма, в которой страдание и боль являются нормой и из которой бежать можно лишь по прошествии длительного времени и накопления кармы. Только через конечную реализацию своей истинной природы, или атмана, человек может избежать самсары.

Бхагавадгида буквально означает “песнь господа”. В центре стоит Арджуна, который готов вступить в битву, но охвачен сомнением. Его возничий, Кришна, переодетый бог, разрешает его сомнения путем объяснения дхармы. Большую часть поэмы составляют рассуждения Кришны о смерти, реальности, долге.

Все школы Веданты отстаивают монистическую точку зрения, все есть Брахман.

Эпоха СУТР и шесть школ. Прежде всего, название сутр связано с сутрами – краткими изречениями, которые легко было вспомнить.

5 индуистских школ:

1. Ньяя (основатель Гаутама)

Отстаивала строго логические правила суждения. (Ньяя – определение верного слова). В действительности они занимались в основном, самим познанием. Ньяя утверждает, что существует четыре источника знаний. Восприятие, вывод, сравнение и надежное доказательство.

2. Вайшешика (Канада)

Утверждала, что физическая реальность состоит из невидимых, неразрушимых атомов, которые имеют четыре разновидности. Атман – это Брахман.

3. Санкхья (Капила)

Отстаивала дуалистическую концепцию Вселенной. Отделение истинного Я от того, каким оно кажется.

Во вселенной имеются две категории - Пуруша и Пракрити. История мира – это история двух этих начал. Пуруша (дух или атман), Пракрити (материя или первозданная природа)

4. Йога

Эта школа считает двигателем вселенной персонального бога. Философия и деятельность сочетаются в практике, стремящейся к гармонии. Разработанная йогой система медитации – это реальный практический путь к достижению Просветления. Цель – чистая реальность (Самадхи). Существует 8 ступеней к достижению (самодисциплина, достойное поведение, правильная поза, правильное дыхание, подавление ощущений, самоконцентрация, медитация, самадхи).

5. Веданта

Веданта означает “окончание Вед”, Адвайта – монизм, согласно которому реальность едина и неделима. Все, что существует, есть Бог. 3 основных текста: Брахма Сутра, Упанишады, Бхагавад-гита. Брахман – это высшая реальность, чистое сознание, невыразимое. Шанкара утверждал, что Брахман и Атман – это одно и тоже и что Брахман является причиной мира, а сам мир – только проявление этой причины.

Джайнизм. Эта школа была основана Вардхаманом Махавирой (599-527 до н.э.). В основе ее абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия, или Ахинса. Все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищены. Правила поведения, определенные Джайной, имели целью освободится от колеса жизни (самсары) и включали в себя Три алмаза: Правильная вера, правильное учение, правильное поведение. Существовало также пять заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: