Коммуникационные сети и коммуникационные стили

В организациях, где в коммуникационных процессах участвует более двух человек, коммуникационные каналы объединяются в коммуникационные сети, которые связывают элементы управленческой структуры в единое целое.

Коммуникационные сети – это соединение определенным образом участвующих в данном процессе субъектов с помощью информационных потоков.

В организациях существуют три основных типа коммуникационных сетей: последовательная, веерная и круговая.

1. Последовательная сеть:

2. Веерная сеть:

3. Круговая сеть:

Рисунок – Типы коммуникационных сетей

Эффектность коммуникаций во многом определяется количеством каналов связей в сети и ее характером.

Идеальными по количеству каналов связей являются последовательная и веерная сети, но на практике фактически присутствует круговая сеть, в которой наряду с официальными (формальными), присутствует большое количество неформальных коммуникаций. Особенности коммуникационных сетей менеджер должен учитывать при формировании и развитии организационной структуры.

Устоявшиеся образцы коммуникационных сетей в группах:

а) из трех человек б) из четырех человек
                       
         
 
     
 
 
 
 


«колесо» «всеканальная» «вертушка» «колесо» «цепочка» «всеканальная»

в) из пяти человек

       
 
   
 


«колесо» «У.» «кружок»

           
   
   
 
 
 


«всеканальная» «цепочка «Х»» «альфа»

«цепочка»

Таблица 1 - Характеристика коммуникационных сетей

Характеристика Тип коммуникационной сети
  «кружок» «цепочка» «колесо»
скорость точность организованность лидерство медленно плохая слабая отсутствует быстро хорошая средняя проявляется быстро хорошая сильная четко выражено

В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника.

Сети типа «У» называются централизованными и могут быть эффективны при решении простых проблем.

В сетях типа «цепочка» появляются горизонтальные связи, которые являются элементами децентрализации.

«Всеканальные» сети - это полностью децентрализованные группы. Они используются при участии всех членов группы в решении сложных проблем.

Не менее интересным явлением в информационных обменах выступает коммуникационный стиль.

Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого человек предпочитает строить отношения по данному поводу с другими.

В основе выделения коммуникационных стилей две составляющие:

n открытость по отношению к другим (включает раскрытие себя для других и принятие ответной реакции от других на нас и наши действия);

n адекватность обратной связи (показывает степень, с которой мы делимся с другими нашими мыслями и чувствами о них).

  Высокая 1 2 Открытие себя Реализация себя
 
 


Открытость в «Торговаться»

коммуникации за себя

Замыкание в себе Защита себя

Низкая 3 4

Низкая Адекватность обратной связи Высокая

1. Стиль «открытие себя» - характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи. Индивид идет на это, концентрируя внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение.

2. Стиль «реализация себя» - характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы могут изменить его на другой.

3. Стиль «замыкание в себе» - характеризуется низким уровнем открытости и обратной связи. Индивид как бы изолирует себя, не давая другим узнать его. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений и чувств к другим.

4. Стиль «защита себя» - характеризуется низким уровнем открытости и высоким уровнем обратной связи. Этот стиль широко используется тогда, когда надо лучше узнать других или более правильно оценить их. Люди, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Постоянно высказываясь о других, они проводят защитную тактику в отношении себя.

5. Стиль «торговаться за себя» - характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемые друг на друга в процессе межличностной коммуникации.

Практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором человек реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Однако на протяжении жизни коммуникационный стиль может меняться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: