Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
В коммуникационном процессе выделяют следующие элементы:
– отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
– сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
– канал – средство передачи информации;
– получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов, задача которых состоит в составлении сообщения и использовании канала для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.
Коммуникационный процесс состоит из четырех этапов (рис. 16):
1. Формулировка (зарождение) идеи. На этом этапе отправитель решает, какую важную идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Кроме этого отправитель должен четко определить, что именно должен понять получатель и насколько эти идеи уместны и адекватны конкретной ситуации.
2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен ее закодировать при помощи слов, интонации, жестов и т.д. Кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен выбрать канал (почта, факс, компьютерные сети), совместимый с типом символов, используемых для кодирования. Если канал связи не пригоден для физического воспроизведения определенных символов, передача информации будет невозможна или затруднена. Также очень важно, чтобы выбранный канал соответствовал идее и цели сообщения, иначе обмен информацией теряет эффективность. По возможности должно быть два и более каналов в сочетании. Это усложняет коммуникационный процесс, но повышает его эффективность.
3. Передача. На данном этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю.
4. Декодирование (расшифровка). Это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если реакции на идею не требуется, то коммуникационный процесс на этом завершается.
Не всегда, но в большинстве случаев появляется еще одна составляющая коммуникационного процесса – обратная связь. Она используется для повышения эффективности обмена информацией. Это реакция получателя на послание, показывающая, понята или не понята информация.
|
|
|
|
Рис. 16. Процесс коммуникации как система
Коммуникационный процесс в организациях часто затрудняют следующие барьеры:
1. различия в восприятии (у людей разные системы ценностей и предпочтений);
2. семантические барьеры (несовпадение способов использования слов и их значений);
3. невербальные преграды;
4. нерациональная организационная структура (дублирование функций, полномочий => параллельные потоки информации, искажение информации и замедление движения информации);
5. информационные перегрузки (перегрузки каналов коммуникаций, избыточность информационных потоков);
6. искажение сообщений (фильтрация информации);
7. плохая обратная связь;
8. неумение слушать.
Любой менеджер должен стремиться к созданию эффективной системы коммуникаций в организации. Поэтому проблема совершенствования коммуникаций и коммуникационных процессов является актуальной.
Совершенствование коммуникаций в организациях может осуществляться по следующим направлениям:
- создание систем обратной связи;
- регулирование информационных потоков;
- разработка управленческих действий, способствующих формированию «восходящих» и «боковых» ветвей информационных обменов;
- системы сбора предложений;
- печать материалов информационного характера для использования внутри организации;
- применение достижений современных информационных технологий в коммуникационных процессах.