том числе философии, этики и права. Содержание, предмет изучения, внутренняя структура, методология обусловлены здесь типом доминантной культуры, вероятно, еще в большей степени, чем в естественных науках. Поэтому социальные и гуманитарные науки флуктуируют во всех своих существенных чертах, может быть даже больше, чем естественнонаучные теории. Их долговременные и особенно краткосрочные трансформации выглядят весьма эффектно. Весь их «стиль», или «имидж» заметно изменяется даже в течение нескольких десятилетий. Еще более ярко выражены их долговременные трансформации.
Последние мы уже видели. Флуктуации вышеизученных первых принципов — не что иное, как первое тому подтверждение. Безусловно очевидно, что социальные и гуманитарные науки преимущественно идеационального или идеалистического периода должны отличаться — и действительно принципиально отличаются — от тех же наук периода преимущественно материалистической ментальное™. Когда доминирует рационалистическая ментальность, социальные и гуманитарные науки резко отличаются от того, что они представляют собой в периоды господства эмпиризма. Это положение было довольно подробно проиллюстрировано, когда мы исследовали динамику развития и взаимоотношения общефилософского номинализма и реализма и социологического универсализма и сингуляризма, а также концепций юридического лица. Мы уже видели, что во время господства онтологического реализма социологические и социальные теории приобретают универсалистский характер, который сильно отличается от сингуляризма, свойственного им в периоды господства номинализма. В эти два периода даже бытующие определения того, что есть «общество», принципиально отличаются друг от друга.
|
|
То же самое было показано и в отношении теорий юридического лица, а также и линейных и цикличных концепций социокультурного и исторического процессов. Точно так же было показано, что во время господства материализма и чувственной ментальное™ социальные и гуманитарные науки тоже становятся материалистическими — и в плане выбора исследуемых объектов, и по своему содержанию, и по своему методу. Человек, социокультурный мир и мир ценностей понимаются в такие времена преимущественно «материалистически», «физиологически», «рефлексологически», «эндокринологически», «экономически», «бихевиористски». Социальные науки абсолютно безразличны ко