дов, индивидуального поведения, равно как и социокультурных процессов, в большинстве случаев, если не во всех, ограничено. Возьмем, например, физиологические, анатомические и социокультурные особенности и поведение индивидов. Продолжительность жизни; основные физиологические и психологические процессы; полный жизненный цикл, начинающийся детством и заканчивающийся старостью и смертью, хотя и варьируются от человека к человеку, но в определенных пределах. Не бывало представителя homo sapiens» который жил тысячу лет; не бывало и человека в обличье слона. Анатомическое строение организма и его физиологические процессы, по существу, одни и те же у всех человеческих существ и у всех рас. Есть только два нормальных пола плюс гермафродиты в качестве третьего. Основные психологические процессы — ощущения, восприятие, репродуктивное воображение, чувства, эмоции и идеи — в той или иной форме свойственны всем человеческим существам, сколь бы ни была велика разница между идиотом и гением. И так далее.
|
|
Не столь ясна ситуация с социокультурными процессами. И все-таки подавляющее большинство из них, если не все, по-видимому, ограничены сточки зрения возможности изменения. Все общества и группы осуществляют определенные процессы обеспечения своей жизнедеятельности и средств существования, воспроизводства, рождения и смерти; обладают определенной организацией — социальной, экономической, политической, религиозной и т. д. В том или ином виде осуществляется процесс познания и передачи знаний от поколения к поколению; в любом обществе есть определенная форма семьи и брака, магии и религии, политическая и экономическая структуры, искусство и наука, право и мораль — эти и другие основкы ^институты имеются практически во всех обществах. Так же обстоит дело и с таким явлением, как дифференциация и стратификация. Вряд ли когда-либо существовала социальная система без этих институтов и процессов.
Обратившись к изменению процессов, происходящих в рамках одной и той же сферы общества и культуры, мы снова сталкиваемся с узким пределом качественных типов каждого процесса, происходившего в самых разных социальных группах. Если мы обратимся к типам экономической организации, то обнаружим, что классификации, созданные историками экономической жизни, редко когда насчитывают больше пяти или шести главных экономических типов, существовавших когда-либо
830 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения
в истории: охотники и собиратели естественных продуктов природы, пастушеский, земледельческий, индустриальный9; или же разновидности таких классификаций, которые предлагают Хоб-хауз—Гинсберг—Уилер; Б. Гильдебрандт, К. Бюхер, Г. Шмол-лер, Э. Мейер, В, Зомбарт10 и др. Если к формам, выделенным в этих классификациях, добавить недавно возникшие (хотя все они, считающиеся новыми, — тоталитаризм, социалистические, коммунистические и анархистские формы организации экономики — неоднократно наблюдались и в прошлом), предел возможностей все равно останется ограниченным. По свидетельству историков семьи и брака, ограничен также набор форм семьи и брака (не говоря уже о любовных и сексуальных обрядах): классификация редко насчитывает больше 10-12 основных форм. То же самое справедливо и относительно биосоциальных форм проституции и «свободной любви».
|
|
Еще более ограничено, чем в рассмотренных сферах, число форм политической организации. Пять основных видов государственного устройства у Платона и шесть (правильных и отклоняющихся) у Аристотеля и Полибия охватывают практически все когда-либо существовавшие главные формы11. В классификациях текстов конституционного права их число зачастую еще меньше: монархия, республика, конституционная монархия и некоторые другие смешанные формы правления — вот почти все, что можно в них найти. Мало чем отличается ситуация и с религиозным процессом. Независимо от того, сколь бы различно ни классифицировались религиозные верования — тотемизм, анимизм, фетишизм, политеизм, монотеизм, атеизм12 и т. п., — имеющиеся классификации состоят из весьма небольшого числа основных форм религии. В искусстве во всех более или менее серьезных классификациях опять-таки предлагается ограниченный набор художественных стилей, форм, художественных образцов и канонов (идеациональное—идеалистическое—чувственное, классическое—романтическое, идеалистическое—реалистическое, архитектурное—скульптурное—живописное, восточное—западное, первобытное—древневосточное—античное—средневековое— современное, визуальное—символическое и т. д.).
История философской мысли есть не что иное, как история непрекращающегося повторения одних и тех же главных (и немногочисленных) тем, таких как идеализм — материализм, реализм — номинализм — концептуализм, эмпиризм — рационализм — мистицизм — фидеизм — скептицизм, детер-