Комментарии к с. 462-467

'* Написана в сотрудничестве с И.О. Лосским и И.И. Лапшиным.

2 К числу таких «детерминистских теорий» принадлежит философское учение Б. Спинозы, для которого «камень» вообще является своеобраз­ным символом и излюбленным примером для сравнения. В письме к Г.Г. Шуллеру (октябрь 1674 г.) Спиноза писал: «Представьте себе, что ка­мень, продолжая свое движение, мыслит и сознает, что он изо всех сил стремится не прекращать этого движения. Этот камень... будет думать, что он в высшей степени свободен и продолжает движение не по какой иной причине, кроме той, что он этого желает. Такова же та человечес­кая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не сознают причин, коими они детерминируются» (СпинозаБ. Избранные произведения в 2-хтт. М., 1957, т. II, с. 592).

3 См. прим. 2 к главе 4.

4 В «Критике чистого разума» И. Кант писал: «...Если бы мы могли исследовать до конца все явления воли человека, мы не нашли бы ни одно­го человеческого поступка, которого нельзя было бы предсказать с досто­верностью и познать как необходимый на основании предшествующих ему условий» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 336).

Дальнейшее развитие эта идея Канта получила у П.С. Лапласа (что впоследствии дало право историкам философии говорить о «канто-лап-ласовском детерминизме»}: «Ум, которому были бы известны для како­го-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относи­тельное нахождение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движени­ями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908, с. 9). 5 Интеллигибельный (лат. — mtelligibilis) и ноуменальный (греч. noumenon — умопостигаемый, познаваемый, мыслимый) — философ­ские термины, обозначающие объекты, постигаемые умом и не доступ­ные чувственному познанию. Обычно противопоставляются терминам «сенсибильный» и «феноменальный» (обозначающим чувственно пости­гаемый объект). По Канту, человек обладает характером умопостигае­мым и эмпирическим. Если в сфере чистого разума свободы нет, то в сфере разума практического свобода (интеллигибельная) является необ­ходимым условием нравственности. «Итак, я говорю, — пишет Кант в "Основах метафизики нравственности", — каждое существо, которое не может поступать иначе, как руководствуясь идеей свободы, именно по­этому в практическом отношении свободно, т. е. для него имеют силу все законы, неразрывно связанные со свободой, точно так же как если бы его воля, значимая и сама по себе, и в теоретической философии была при-

знана свободной. Я утверждаю, таким образом, что каждому разумному существу, обладающему волей, мы необходимо должны приписать также идею свободы и что оно действует, только руководствуясь этой идеей» (Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995, с. 106.).

6 Fatum (лат. — предопределение) — приговор судьбы, определенный богами, неотвратимая судьба. «С торжеством Римской империи судьба ос­мысливается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчуж­денная от конкретного бытия человека, — "фатум". От "фатума" также невозможно уйти, как от администрации Рима, и так же мало, как власть цезарей, он считается с органичной жизнью человека или народа. Со времен Посейдония идея судьбы все еще связывается с теорией и практикой астроло­гии: человеческая несвобода доходит уже не до рубежей империи, но до звез­дных сфер» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983» с. 663).

Мойры — греческие богини судьбы, которые определяют срок жизни человека; дочери Зевса и Фемиды; иногда их изображали в образе старух. Наиболее известны три из них: Клото (прядет жизненную нить), Лахесис (определяет участь человека), Атропос (перерезает жизненную нить).

Е1|лорЦ£УГ1 (греч.) — Геймармене, неотвратимая судьба, рок; понятие, введенное в философию Гераклитом и тождественное в его учении Логосу, позднее — центральный пункт стоической философии.

7 Crescendo — см. прим. 45 к главе 12; diminuendo — см. прим. 4 к

главе 15.

8 См. прим. 31 к главе 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: