Контент-анализ – метод изучения документов, используемый в различных социальных исследованиях, в том числе и в исследованиях МК. Документ – любая информация, зафиксированная в печатном тексте, на фотографии, магнитной ленте, кинопленке или каким-либо другим способом. Процедура контент-анализа предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном содержании текста. Главная задача, которая решается посредством контент-анализа, – выяснить связь текста с «внетекстовой реальностью» (реальными событиями, фактами, настроениями, установками, интересами и другими характеристиками коммуникатора, реципиента и самого процесса коммуникации).
Контент-анализ включает несколько этапов:
1. Определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. Выбор объекта исследования. При контент-анализе документов, специально составленных для целей исследования (текстов ответов на открытые вопросы анкеты, тексты интервью и т. д.), анализируются все данные документы. При контент-анализе текстов массовой коммуникации вначале выбирается орган МК, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (например, рубрики, типы публикаций и т. п.).
|
|
Единицы контент-анализа делятся на две большие группы: качественные и количественные. Качественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, что надо считать в тексте. Количественные единицы отвечают на вопрос, как надо считать. К качественным единицам относятся категории и их индикаторы в тексте,
Категориями контент-анализа служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования: различные виды деятельности, социально-демографические группы, социально-психологические характеристики коммуникатора, персонажа сообщения, аудитории и т. д. Категории могут подразделяться на более мелкие единицы — подкатегории, например, категория «индивидуальные характеристики» может подразделяться на внешние и внутренние характеристики и т. д.
Индикаторы категории – те единицы содержания, которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий (слова, словосочетания, суждения, темы и т. д.).
Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета. Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицей контекста может служить предложение, статья, ответ на вопрос анкеты, интервью и т. д. Единицы счета выражают количественную меру соотношения различных элементов текста, определяют частоту и объем упоминаний категорий контент-анализа. Объем упоминаний категорий контент-анализа может измеряться различными способами: подсчетом числа строк, печатных знаков, квадратных сантиметров площади, посвященных данной категории и т. д. Для радио и телевидения обычно подсчитывается время, отведенное освещению определенного события, или метраж израсходованной магнитной пленки. Количественные единицы должны поддаваться объективному, надежному и проверяемому измерению.
|
|
2. Составление кодировочной инструкции. Осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными содержательными элементами текста, т. е. происходит отыскание в тексте индикаторов выбранных категорий исследования. Все категории и подкатегории контент-аналитического исследования кодируются, т. е. им даются определенные цифровые или буквенные обозначения, что составляет код данного исследования.
3. Пилотажная кодировка текста. Осуществляется кодировка части исследуемого массива текстов с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции. После проведения пилотажного исследования в кодировочную инструкцию вносятся соответствующие изменения для устранения выявленных помех.
4. Кодировка всего массива исследуемых текстов. Осуществляется процесс квантификации, т. е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов. Регистрация частоты и объема упоминания категорий и подкатегорий контент-анализа производится либо в заранее подготовленных таблицах, либо в отдельных карточках или перфокартах.
5. Статистическая обработка полученных количественных данных. Здесь обычно используются процентные и частотные распределения, разнообразные коэффициенты корреляций и т. д.
6. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования.
Опрос
Исследователь задает ряд вопросов респондентам с тем, чтобы выявить отношение к тем или иным передачам, мотивы обращения к различным каналам МК и т. д. В зависимости от способа получения информации различают два основных вида опроса: анкета и интервью. Анкета – письменная форма опроса; определенным образом организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкеты обычно раздаются или рассылаются опрашиваемым, и респонденты сами письменно отвечают на содержащиеся в ней вопросы.
По форме вопросы обычно разделяются на открытые и закрытые. Вопрос называется открытым, или свободным, если ответ на него может быть дан в любой форме. Например: «Чем Вам нравится та газета, которую Вы обычно читаете?» Чтобы выявить в таких ответах общие тенденции, используется контент-анализ. Закрытый вопрос задается в такой форме, что его формулировка предполагает выбор из ответов, указанных в анкете. В закрытом вопросе респонденту заранее дают альтернативу возможных ответов. Полузакрытые вопросы – вопросы, в которых после перечисления возможных ответов задается дополнительный вопрос: «А что еще?», т. е. вопрос, который бы дал возможность респонденту высказать какое-либо дополнительное мнение, если оно у него имеется.
Для фиксации не только содержания мнения, по и его интенсивности в формулировку вопроса обычно включают различные шкалы интенсивности оценок. Интенсивность суждений может быть выражена и в «биполярных шкалах» семантического дифференциала.
Интервью – устная форма опроса; метод получения информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Респондент отвечает на вопросы исследователя устно, и сам исследователь фиксирует его ответы либо по памяти после интервью, либо с помощью звукозаписывающих устройств (в этом случае обязательно необходимо предварительное согласие респондента), либо каким-либо другим удобным для исследователя способом. У исследователя обязательно имеется либо заранее разработанный вопросник, которому он следует в процессе интервью (стандартизированное интервью), либо план интервью, который в ходе беседы с респондентом может меняться, но в целом соответствовать основным целям исследования (нестандартизированное интервью).
|
|