Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) — русский философ, естествоиспытатель, социолог, культуролог.
Изложенная Данилевским в книге «Россия и Европа» (1869) теория культурно-исторических типов оказала исключительное влияние на современную западную философию культуры и во многом предвосхитила книгу О. Шпенглера «Закат Европы». В современной философии и культурологии имя Данилевского упоминается первым в ряду таких мыслителей, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Нортроп, П.А. Сорокин. Он считается основоположником теории множественности и разнокачественности человеческих культур, «пионером», заложившим популярный на Западе подход пространственно-временной локализации явлений культуры.
Выдвигая теорию структуры и динамики культурно-исторических типов, Данилевский стремился объяснить более узкую проблему, почему Европа (Запад) враждебно относится к России. «Европа видит в Руси и в славянстве не только чуждое, но и враждебное начало...» По мнению автора, эта враждебность сохраняется, несмотря на большие жертвы и услуги, которые Россия оказывает Западу. Например, Россия никогда не нападала на Европу, не вела захватнических войн, в то время как Запад не раз посягал на просторы России, вынуждая ее защищаться и изгонять агрессора. Не видя рациональной основы для объяснения такой враждебности, Данилевский говорит о «... неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их к неведомой цели, ибо в общих, главных очертаниях история слагается не по произволу человеческому, хотя ему и предоставлено разводить по ним узоры», — таков вывод философа.
Реальную же причину антагонизма Данилевский видит в том, что Россия и Европа принадлежат к различным культурно-историческим типам.
Европа, по мнению автора, есть поприще романо-германской цивилизации. Это одна из нескольких великих цивилизаций в человеческой истории. Отождествление европейской цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке зрения, благодаря которой лишь одна цивилизация рассматривается как прогрессивная и созидательная в противовес остальным, статическим и несозидательным. Данилевский осуждает господствовавшие исторические теории за неправильное понимание отношения национального к общечеловеческому, за разделение истории на древнюю, среднюю и новую. «Какое дело Китаю, Индии до падения Западной Римской империи?» — пишет Данилевский.
Основная мысль его культурологической теории: «Формы исторической жизни человечества... не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но и разнообразятся по культурно-историческим типам».
Каждый культурно-исторический тип развивается подобно живому организму. «Народы, — пишет автор, — нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают — и умирают не только от внешних причин, которые лишь ускоряют смерть больного...» Таким образом, цветение культуры не вечно; так как в развитии человека можно различить три возраста (несовершеннолетие, совершеннолетие, старость) или четыре (детство, юность, возмужалость, старость), так же и культуры зарождаются, развиваются, цветут и умирают по своим внутренним законам. Сами культурно-исторические типы загерметизированы.
Таким образом, по мнению Данилевского, Рим, Греция, Индия, Египет и другие культуры имели свой древний, средневековый, современный периоды. Стало быть, существует множество цивилизаций, которые все вместе выражают бесконечно богатый гений человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные морфологические формы и ценности, и затем погибает вместе с ними.
Философ делит все народы на три основных класса:
1. Позитивные творцы истории, создавшие культурно-исторические типы (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский);
2. Негативные творцы истории, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций;
3. Племена, которым не суждено ни созидательного, ни разрушительного величия. Они составляют этнографический материал, используемый творческими народами для разнообразия и обогащения своих цивилизаций.
Данилевский называет основные законы возникновения, роста и заката цивилизаций:
1. Всякое племя или семейство народов, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
2. Чтобы цивилизация могла зародиться и развиться, необходимо народам, принадлежащим к ней, пользоваться политической независимостью.
3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествующих или современных цивилизаций.
4. Цивилизация тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, составляющие его, когда они составляют федерацию, или политическую систему государств.
5. Ход развития культурно-исторических типов подобен одноплодным растениям, у которых период роста неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.
Прогресс, по Данилевскому, состоит не в том, чтобы идти в одном направлении (в таком случае он скоро прекратился бы), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества. Поэтому ни одна цивилизация не может претендовать на то, чтобы она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами. Большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская — в религиозной, римская — в области права и политической организации, т.е. являются одно- или двухсоставными.
Философ надеется, что славянский культурно- исторический тип в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности человечества, т.е. станет четырехосновным культурно-историческим типом. «Особенной чертой его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворительное решение общественно-экономической задачи... На обширных равнинах Славянства, — считает Данилевский, — должны слиться два потока всемирной истории в один обширный водоем».