Каково место и функции философии религии в ряду конкретных наук?

Если философия представляет собой мировоззрение и методологию, то эти характе­ристики относятся и к философии религии. Однако с сущест­вен­ным уточнением: филосо­фия религии – это одна из специальных философий. Она рассматривает своеобразное сущее в мире – религию – в контексте це­локупного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в плане “человек – мир”, обеспечивает виде­ние религии в ракурсе пре­дельных изме­рений (аспектов) взаимоотношений человека и мира, в связи конечного и бесконечного. В контексте философского знания в целом фило­софия рели­гии конкрети­зирует идеи метафизики, онтологии, гносеологии, социальной философии и других разде­лов философии применительно к анализу религии и, в свою очередь, дает им знания о своеобразном сущем. Поэтому можно утверждать, что филосо­фия религии по отноше­нию к конкретным наукам, изучающим религию в своем аспекте и с помощью собствен­ных методов, выступает в качестве метатеории и методологии, а также выполняет ми­ровоззренческую функцию.

Рассмотрим теперь соотношение философии и теологии. В европей­ской тра­диции оно исторически менялось и понималось по-разному.

Термин “теология” появился в ан­тичной Греции и вначале не нес фило­софской на­грузки, а использовался для обозначения мифологических повест­вований о богах. Слово прилагалось и к поэмам о богах, а авторов этих поэм – Гомера, Гесиода, Орфея – называли теологами. Так же именовали последо­ва­телей Эвгемера из Мессины, которые учили, что боги – это всего лишь обожествленные люди. Аристотель совершил поворот в истолко­вании тер­мина, употребив его для обозна­чения части философии. Он обозначил этим словом “первую философию”, “высшую со­зерцательную науку”. Теоретиче­скую филосо­фию Аристотель разделил на математиче­скую, физическую и теологическую. Последней он отдал приоритет перед первыми двумя. Она – важнейшая по значению, это наука о бы­тии как таковом и о первых началах и при­чинах всего сущего. Это учение о Боге – “пер­вом движущем”, о непод­вижном перводви­гателе, источнике и цели мирового бытия. В дальнейшем смысл термина приобретал раз­личные значения.

Христианство отнеслось к античной философии, в том числе и к тео­логии в аристо­телевском смысле, двойственно. С одной стороны, шло от­торжение античной культуры и философии, защита нового воззрения от язы­ческой критики, с другой, – ос­воение фило­софского наследия античности, его понятий, языка. Но главное – происхо­дило переос­мысление этих поня­тий, идей под углом зрения формировавшегося христиан­ского миро­воззре­ния, христианской догматики. Пересматривались также понятия теоло­гии и фило­софии. В начале учителя церкви под теологией понимали языческое уче­ние о богах. Позднее ею стали считать само Откровение – Священное Писа­ние – слово о Боге и от Бога. Затем к теологии, кроме Священного Писания, Откровения, данного человеку сверхрационально, стали относить рационали­стическое учение о христианских истинах. И только в XI – XIII вв. этот тер­мин закрепился применительно к концептуализированному богословию. Тео­логия была господствующим концептуализированным сознанием средневе­ковья (теология Откровения и естественная теология). Философию стали от­личать от теологии, первая мыслилась как служанка последней, и исследова­ние религии представало как теология религии.

В новое время философия освобождается от диктата теологии. Фило­софия начи­нает понимать себя в качестве высшего вида познания: все должно быть подвергнуто фи­лософ­скому рассмотрению, познанию разумом, в том числе и религия. Такая позиция часто предполагала и критическую ус­тановку по отношению к религии и теологии, дис­танциро­вание от них.

В XX в. многие теологи осознали кризис традиционной теологии, воз­никла потреб­ность призвать на помощь философию. Стали разрабатывать понятия философской тео­логии, философского теизма, философской догма­тики и использовать язык и понятия фи­лософского знания для презентации теологии. Но, тем не менее, теологию ныне вряд ли право­мерно включать в состав светской философии религии, даже если теология высту­пает в форме философ­ского теизма или философской теологии. В случае религиозной фи­лософии религии такое включение воз­можно.

Выясним, наконец, из каких источников черпает философия рели­гий исход­ный мате­риал, необходимый для решения стоящих перед ней задач.

Прежде всего, это данные дру­гих разделов философии: метафизики, он­тологии, гно­сеологии, логики, философии языка, философской антрополо­гии, эстетики, этики, фило­софии права, философии политики, фи­лософии науки. Используются и достижения дру­гих разделов религиоведения: социо­ло­гии, психологии, феноменологии, истории, геогра­фии, экологии религии. Привлекаются результаты исследований в конкретных науках. Естествен­ные – физика, химия, биология, космология, астрономия и т. д. дают мате­риал о картине природы; общественные – все­общая история, археология, эт­нология, культуро­логия, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, юриспруденция, политология и др. – обращаются к анализу человека и обще­ства. Нельзя обойтись и без материалов теологии и ее истории в тех рели­гиях, где теология разрабатывается, без доктринальных, кредовых, вероучи­телъных концепций других религий, в которых теология не представ­лена. Весьма “питательны” для филосо­фии религии искусство и художественная лите­ратура в их разнообразных видах – живо­пись, архитектура, музыка, ли­тературные произ­ведения, затрагивающие религиозную те­матику и т. д. Фи­лософия религии черпает также данные из истории философии и прежде всего ис­тории философии религии, ос­мысляя религию как способ освоения человеком мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: