Лекция 9. Статус, предмет, уровни знаний и методы исследования

Социология религии

План

Статус, предмет, уровни знаний и методы исследования

1.1. Статус

1.2. Предмет и уровни знаний

1.3. Методы исследования

Религиозные деятельность, отношения, организации

2.1. Деятельность

2.2. Отношения

2.3. Организации

Место, функции и роль религии в обществе

3.1. Место

3.2. Функции и роль

Религиозность, нерелигиозность и их типы

4.1. Критерии религиозности

4.2. Типы религиозных и нерелигиозных индивидов

Статус, предмет, уровни знаний и методы исследования

Статус

Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. на пе­ресечении двух исследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования: социологии и религиоведения. Движение мысли в на­правлении обоих потоков было неразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии, философии истории, истории, этно­графии и этнологии, культурантропологии, социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религии источников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии, истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Болинброка, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоми­навшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.

Ныне социология религии имеет междисциплинарный статус. Она пред­ставляет собой важный раздел религиоведения и в то же время может быть рассмотрена в контексте социологического знания.

Трудность определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще не решенным. Однако большинство социоло­гов единодушны в признании того, что социология изучает групповое взаи­модействие, социальные отношения, социальные организации, системы со­циального действия, социальные группы, формы человеческих общностей; а социальное трактуется как совокупность общественных отношений данного общества — экономических, политических и пр. В этом смысле термины “социальное” и “общественное” близки по смыслу. Кроме указанных упот­ребляется и термин “социе-тальное” для характеристики общества, всей сис­темы общественных отношений в целом. Структура социологического зна­ния является многомерной и может быть описана по трем измерениям: объ­екту — общая и отраслевая социология, функции — фундаментальная и при­кладная, уровню — теоретическая и эмпирическая социология. Общие со­циологические теории описывают и объясняют общество в целом; специаль­ные — занимаются изучением функционирования и развития социальных общностей (отношений, взаимодействий и пр.), отраслевые — исследуют различные сферы жизни общества2. Социология предстает как отрасль науки, дифференцированная по “вертикали” (по уровням общности: общая социоло­гическая теория; теория определенной общественной системы; специальные социологические теории) и по “горизонтали” (по предмету изучения: социо­логия города, деревни, труда, культуры и т. д.). С этой точки зрения социоло­гия религии может рассматриваться как одна из специальных и отраслевых социологии.

Статус социологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. Как было упомянуто, в религиоведении базовой дисциплиной является фило­софия религии, которая задает тодологические принципы, в том числе и для социологии лигии. По отношению к другим разделам религиоведения психо­логии, феноменологии и т. д. — социология религии нимает равноположный статус; она интегрирована в систему религиоведческого знания об одном — общем — объекте, рамках социологии она соседствует со многими социоло­гичес-кими дисциплинами — социологией города, деревни, брака семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры, профессий, малых групп, массовых явлений, образования воспитания, массовых коммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделах социо­логического знания. В практике социологических исследований 6 указан-ных разделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствую­щим углом зрения; полученные знания носят прикладной характер.

В социологии религии Сложился ряд направлений: понимающая социо­логия социального действия, компаративно-типологическая, структурно-функциональная, феноменологическая, формальная социология, интеграль­ная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории; эмпирически-дескрептивная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: