Фальсификация (от лат. та1з№со - подделываю) - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Термин «фальсифицированная продукция (пищевые продукты, материалы и изделия)» определен в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» как «умышленно измененные (поддельные) и/или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной».
В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для использования по назначению свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности.
Понятие «фальсифицированные товары» иногда путают с понятиями «товары-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары». Это не случайно, так как заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом получателю и/или потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.
|
|
Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке или в товарно-сопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождения (например, кофейные напитки с указанием их вида не являются фальсификатами кофе).
Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, так как фальсификация – один из двух возможных результатов идентификации.
При фальсификации обычно подвергается подделки одна или несколько характеристик товара, позволяет выделить несколько видов фальсификации:
- ассортиментная (видовая);
- по качеству;
- количественная;
- стоимостная;
- информационная.
Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товаров.
При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Признаки, характерные для отдельных разновидностей ассортиментной классификации, представлены на рис 2.
Для заменителей характерны определенные особенности: значительная дешевизна по сравнению с натуральными товаром, пониженные потребительские свойства, идентичность (сходство) наиболее характерных признаков (внешнего вида, цвета, вкуса и запаха, консистенции).
|
|
В зависимости от средства фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:
- частичная замена продукта водой;
- добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт;
- замена натурального продукта имитатором.
Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые.
Пищевые заменители – более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.
В качестве средств ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители:
- воду – для жидких продуктов;
- другие имитаторы натурального продукта, схожие по определенным, наиболее характерным признакам.
Вода – наиболее распространенный заменитель жидких прозрачных продуктов, особенно таких, как спирт, водка. Водка как заменитель натурального продукта часто используется при качественной фальсификации, когда натуральный продукт разбавляется водой незначительно либо увлажняется тем или иным способом (например, сахар, сухофрукты и другие сухие продукты помещаются во влажное помещение).
Ассортиментная фальсификация
Использование заменителей
По происхождению по сходству по безопасности
заменителей признаков
заменители по упаковке опасные
непищевые
заменители по органолеп- безопасные
пищевые тическим пока-
зателям
Одного вида по внешнему виду
или группы в т.ч. цвету
но другого
наименования
другого вида по вкусу и запаху
Вода по консистенции
Имитаторы по внутреннему
строению
Рис. 2. Средства ассортиментной фальсификации продукции
К пищевым заменителям, используемым для фальсификации, относятся также различные имитаторы, т.е. продукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольственных товаров. Примером могут служить кофейные напитки на основе зерновых, цикория и т.п., концентраты, сиропы, соки и напитки с использованием синтетических красителей, кислот, ароматизаторов.
При ассортиментной фальсификации происходит частичная или полная замена натурального продукта его заменителем. Возможна также частичная или полная замена высокоценных товаров другим менее ценими товаром, относящимся к другой или той же однородной группе, но иного вида. Так, довольно часто картофельный крахмал фальсифицируется пшеничной мукой или кукурузным крахмалом. Распространенным видом фальсификации является подмена сливочного масла маргарином.
Непищевые заменители относятся к объектам органического или минерального происхождения и непригодны для пищевых целей. Многие из них могут нанести вред здоровью человека, а иногда привести и к смертельному исходу.
В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют мел, гипс, известь, золу для примеси к муке, крахмалу.
При заготовках картофеля и корнеплодов распространенным способом фальсификации является примесь сверх установленных норм земли, корней, растительных остатков.
Фальсификация но качеству- подделка товаров с помощью пищевых или не пищевых добавок для улучшения органолептических свойств ли замена товара высшей градации качества низшей.
Средствами этого вида фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопроводительных документах, но низшей градации.
Способы качественной фальсификации:
- использование добавок, имитирующих улучшение качества;
- пересортица.
Эти средства качественной фальсификации показаны на рис. 3.
|
|
Фальсификация продукции по качеству
Заменители
Продукты того же наименования
Добавки Пересортица
Непищевые Пищевые Товары низшего сорта
Опасный продукт Безопасность
не утрачивается
Рис 3. Средства фальсификации продукции по качеству
Добавки - это вещества или сырье, добавляемые к пищевым продуктам для улучшения их потребительских свойств.
Пищевые добавки широко используются в промышленности и общественном питании, так как предусмотрены рецептурой изготавливаемых продуктов питания. На маркировке многих отечественных и импортных товаров, особенно западно-европейских, указываются разрешенные пищевые добавки, которые согласно «Кодекс алиментарную» маркируются знаком «Е» с порядковым номером пищевой добавки (например, Е 300 - лимонная кислота).
Использование таких пищевых добавок нельзя относить к фальсификации. Фальсификацией по качеству считается применение запрещенных добавок, непредусмотренных рецептурой, с целью введения в заблуждение потребителя относительно истинных потребительских свойств товара.
К фальсификации по качеству относится подкрашивание или ароматизация пищевых продуктов, не предусмотренные рецептурой и технологией производства и предназначенные для придания продукту свойств, позволяющих имитировать их повышенную пищевую ценность. Конечная цель фальсификаторов - создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания видимости повышенных потребительских свойств.
Примером такой фальсификации по качеству в общественном питании может служить подкрашивание ягодного желе, киселя, напитков пищевыми красителями, если это не предусмотрено технологией приготовления. Применение даже разрешенных пищевых добавок, несвойст-мнных продукту определенного наименования и непредусмотренных рецептурой его приготовления, при отсутствии информации об изменении состава и рецептуры должно считаться фальсификацией с целью обмана потребителей. Информированный потребитель вправе сам сделать выбор товара, исходя из личного отношения к пищевым добавкам. Применение запрещенных добавок совершенно недопустимо, так как товар может оказаться опасным для потребления. Кроме того, на него не будет выдан санитарно-эпидемиологическое заключение и сертификат соответствия.
|
|
Разновидностью качественной фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация спитого чая под видом натурального продукта, кофе натурального без кофеина. В последнем случае продукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны назначение и состав (отсутствие кофеина).
Таким образом, в зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицированным продуктом, различают две разновидности качественной фальсификации:
- безопасная для жизни и здоровья потребителя;
-опасная.
При безопасной фальсификации потребителю наносится материальный и моральный ущерб, а при опасной - кроме того, вред жизни и здоровью. Поэтому для двух разновидностей фальсификации должны применяться разные меры административной и уголовной ответственности,
К качественной фальсификации следует отнести и пересортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространенных разновидностей качественной фальсификации.
Пересортица - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими. Так, кофе Робуста 1-го сорта может быть реализован как Арабика высшего сорта.
Пересортица может быть вызвана объективными и субъективными причинами. К фальсификации относится пересортица, обусловленная объективными и субъективными причинами, что характерно для сырьевого, технологического или комбинированного принципов деления товаров на сорта.
Пересортица мяса, колбас, муки, крахмала, кофе при реализации в торговле является фальсификацией, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении.
Вместе с тем есть значительная группа товаров, качество которых при хранении существенно изменяется. При этом снижаются и показатели качества, определяющие товарный сорт. В этом случае возникает пересортица, носящая объективный характер, также являющаяся фальсификацией, так как потребитель получает продукцию пониженного качества по сравнению с той, что приведена на маркировке или в меню. Примером могут служить чай, сыр, сливочное масло, маргарин.
Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта (рис. 4).
Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые, неповеренные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.).
Неточные или фальшивые средства измерений - наиболее распространенный способ количественной фальсификации. При этом используются фальшивые меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т.п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических служб.
Отсутствие поверочных клейм служит признаком фальсификации средства измерения и легко проверяется.
Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.
Количественная фальсификация
Уменьшение количественных характеристик товара
Способы фальсификации
Неточные или фаль- Неправиль- измерение
сифицированные ные методы товаров при
средства измерений измерений отпуске
меры приборы
По массе без по массе нетто применение
учета массы с утяжеленной дополнительных
упаковки упаковкой грузов
Рис. 4. Средства количественной фальсификации продукции
Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших равров.
Этот вид фальсификации - самый распространенный, так как совмещается со всеми другими видами фальсификаций. Более того, имение стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль путем незаконного повышения цен. В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются нерегулируемые цены, стоимостная фальсификация применяется либо для фальсифицирования низкокаче-«л минных или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, и частности для создания потребительских предпочтений с помощью пониженных цен.
Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре. В противномслучае фальсификация легко выявляется.
При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:
- наименование товара;
- страна происхождения товара;
- фирма-изготовитель;
- количество товара.
Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные виды фальсификации и ее способы, характерные для отдельных видов товаров.
Наряду с этой классификацией видов и способов фальсификации можно выявить еще две группы способов фальсификации в зависимости от места ее осуществления:
- технологическая;
- предреализационная.
Технологическая фальсификация - подделка товаров в процессе технологического цикла производства. Примером может служить использование технического спирта при приготовлении водок, вин, ликероналивочных изделий или подкрашивание чая жженым сахаром, или кипячение его с содой и т.п.
Например, в чае-заварке легко обнаружить жженый сахар. Обнаружение жженого сахара основано на том, что дубильные вещества чая (в отличие от жженого сахара) образуют осадок с раствором уксуснокислой меди. Еще более простой экспресс-метод - реакция с лимоном.
Чай со жженым сахаром по внешнему виду полностью имитирует настоящий чай, однако, если добавить в него лимон, его цвет не изменится, в то время как натуральный чай посветлеет.
Для повышения экстрактивное™ чая в воду добавляют соду, которая смягчает ее и повышает выделение танинов из чайного листа. Выявить наличие соды можно с помощью лакмусовой бумажки, цвет которой изменится в присутствии щелочи.
Примесь цикория в молотом кофе можно обнаружить экспресс - методом, основанном на реакции напитка с раствором Люголя. Метод основан на содержании в цикории крахмала, который реагирует с раствором Люголя вызывает изменение цвета фальсифицированного напитка от синего до фиолетового.
Предреализационная фальсификация - подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Это, например, реализация маргарина, выдаваемого за сливочное масло, замена этикеток на низкоценных консервах этикетками с наименованием высокоценных, отпуск мяса низших категорий и сортов по цене и с указанием более высоких градаций.
В этом случае применяются уже указанные ранее способы фальсификации (использование заменителей, добавок, дефектной продукции, недовес и т.п.).
Методы обнаружения фальсификации применяются те же, что и при идентификации, поскольку фальсификация является лишь альтернативным результатом идентификации.
К числу наиболее часто фальсифицируемых пищевых продуктов относится алкогольные напитки: водка, ликероводочные изделия, коньяк, вина; безалкогольные напитки: природная минеральная вода (Боржоми и Ессентуки - 70% от всего объема продаж), соки, квас, сливочное масло; молочные и мясные консервы; чай, кофе; шоколад, шоколадные изделия; растительное масло (особенно часто оливковое и кукурузное), колбасные изделия и мясокопчености. Фактически в этом перечне представлены почти все группы продовольственных товаров.