1. Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. 08.08.2001).
3. Постановление Правительства РФ от 14.08.92 №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (ред. 26.07.2000).
4. Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
5. Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности. Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
6. Перечень видов вооружения охранников. Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
7. Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств. Приложение № 4 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
8. Вандышев В.В., Ярославский А.Б. Частная детективная и охранная деятельности: правовая регламентация и порядок осуществления. СПб., 1993.
9. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов н/Д., 2001.
10. Кваша Л.Ф., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие. В 2 ч. М., 2000.
11. Комментарий к закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» / Отв. ред. А.Ю. Шумилов. М., 1995.
12. Крысин А.В. Частные сыскные и охранные агентства за рубежом: практика создания» функционирования и подбора кадров. Екатеринбург, 1992.
13. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С. И. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. СПб., 2002.
14. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М., 2004.
15. Солянов В.М., Черняев В.В. Частная охранная деятельность в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 1999.
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Важнейшим направлением развития современной российской государственности является оптимизация деятельности правоохранительных органов. Идет поиск путей наиболее эффективного участия судов, прокуратуры, силовых ведомств, других органов правоохраны в защите и укреплении демократических устоев российского государства, защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечения жизнедеятельности государства и общества.
Специфика курса определяется высоким динамизмом развития правовой базы деятельности правоохранительных органов, уточняющей их организацию, полномочия, взаимоотношения с другими публичными структурами государства. За последнее время произошли существенные изменения законодательного регулирования деятельности правоохранительных органов России.
Проводимые в рамках административной реформы новые подходы к организации федеральных органов исполнительной власти уточнили полномочия ряда министерств и ведомств, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Под общим руководством Министерства юстиции РФ созданы три федеральные службы: Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов; Федеральная регистрационная служба.
В Министерстве внутренних дел РФ - Федеральная миграционная служба.
Федеральная таможенная служба переподчинена Правительству РФ, вместо Министерства экономического развития и торговли.
Упразднена Федеральная служба налоговой полиции, на ее базе создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
Идет реформирование Федеральной службы безопасности РФ. Упраздненная Федеральная пограничная служба вошла структурно в состав органов ФСБ РФ, создаются пограничные управления береговой охраны ФСБ РФ. Термин «пограничные войска» утратил свое значение. На данном этапе пограничные войска, с учетом выполняемых задач, стали именоваться «пограничными органами».
Созданы апелляционные арбитражные суды, и соответственно арбитражные суды составляют теперь четырехзвенную структуру.
Все это диктует необходимость своевременного обновления учебного материала, исключение старых и включение новых пластов нормативных правовых актов по изучаемой дисциплине.
В юридической литературе не стихает полемика об отнесении (либо не отнесении) органов судебной власти к правоохранительным. В настоящее время организация и деятельность органов судебной системы изучается в контексте предмета «правоохранительные органы».
Особая роль суда в системе правоохранительных органов определяет его значение и место в государстве. В соответствии с конституционным принципом разделения властей суд самостоятельно осуществляет возложенные на него полномочия, не подконтролен и не подчинен каким-либо органам государства и обеспечивает судебный контроль за их деятельностью.
С учетом бурно меняющейся экономической ситуации, меняется и нормативно правовая база. На данном этапе разрабатываются новые государственные образовательные стандарты, в том числе и по юриспруденции. Вполне возможно, что будет пересмотрен и обязательный стандарт набора тем по предмету «правоохранительные органы».