Культ чувства

Культу разума сентименталисты противопоставили культ чувства. В чувстве сентименталисты усматривали единственный верный способ познания мира и определения достоинства человека. Именно в чувстве они видели подлинное средоточие человечности. Исходя из равенства людей в сфере чувства, сентименталисты утверждали внесословную ценность человека и равенство всех людей.

В сфере творчества сентименталисты тяготели к иделлическому хронотопу и изображению внутр мира человека. При этом для них был характерен углубленный психологизм, внутр мир даже обычных людей они изображали необычайно сложным, противоречивым, самому себе не тождественным.

Отсюда в "Сентиментальном путешествии" Стерна стремительные взаимопереходы от возвышенного прекраснодушия к низменному себялюбию. Стремление героя-повествователя Пастора Йорика всегда быть добрым и хорошим временами как бы наталкивается на непреодолимую преграду, непроизвольные эгоистические движения собственной души. Пастор Йорик - не только иронический автопортрет писателя, но и ироническое переосмысление оптимистического канона чел природы.

В сфере эстетики сентименталисты активно противопоставляют себя классицистам. Они отвергали нормативность и условность, не признавали законы и правила. Они утверждали нестесняемую творческую свободу поэта. В этом отношении можно сказать что в сентиментализме присутствует уже предромантическая тенденция.

Особенно эта предромантическая тенденция сильна в немецком варианте сентиментализма - в штюрмирском движении бури и натиска (1770-е годы).

Общее штюрмеров и сентименталистов:

Штюрмерам как и сентименталистам был свойственен и культ чувства, и культ природы. Они также считали чувства высшим критерием достоинства человека и они также склонным были противопоставлять природу, величественную, вечно живую, миру соц неравенства, бессердечию, своекорыстию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: