Гердер - теоретик движения «бури и натиска»

Главным теоретиком движения бури и натиска был Гердер. В своих работах он создает теорию культурного развития, которая отмечена явным историзмом, Гердер отвергает незыблемость этического идеала (к которому были приверженны классицисты, видевшие его в античности) и утверждает, что каждая культурная эпоха обладает неповторимой самоценностью и у античности нет никаких преимуществ перед новым временем.

В статье "Шекспир" Гердер пишет: Софокл оставался верен природе, обрабатываю одно событие, протекавшее в одно время и в одном месте, а Шекспир мог оставаться верен природе только промчав свою мировое событие человеческую судьбу сквозь все эпохи и места, где они свершились.

В своих фрагментах «о новейшей немецкой литре» Гердер формирует новый подход к произведениям искусства. К произведению искусства нельзя подходить с заранее заготовленными мерками. Чтобы понять творение гения к нему нужно подойти, отрешившись от всех априорных мерок и оценок. Понять произведение гения можно только проникнувшись его поэтической атмосферой, только поняв замысел творца. Поэтому Гердер предлагает отрешиться от оценки произведения с точки зрения незыблемого жанрового канона. Надо анализировать каждое произведение в контексте окружающего пейзажа и на почве жизни определенного народа.

Итак, литра 18 века - это сложное динамическое целое, где переплетаются различные стилевые тенденции и их переплетения создают облик движения от классицизма 17 века к романтизму 19 века. Но есть и внутреннее единство - дробность восполняется процессом сближения и взаимопроникновения различных стилевых тенденции, происходит стирание четких границ, и наличием особых доминант.

Лекция # 12

3/12/2012

Лекция # 13

10/12/2012

На прошлой лекции:

Повести Вольтера - повествование мениппийного типа. Фил повесть Вольтера лишь маскируется под роман, а на деле... повествование этих повестей всецело подчиняется решению соц и фил проблем века таким образом, что возникает своего рода трехслойная структура произведения. То есть отдельные эпизоды авантюрной фабулы становятся тезисами как характеристики общественных нравов, так и решению опр фил проблемы.

Философские проблемы, которые сквозной нитью проходят почти через все фил повести Вольтера: проблема мирового зла, проблема совершенства мира и возникающая в связи с этой проблемой полемика Вольтера с теорией оптимизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: