1. Данный метод наиболее информативен для выявления изменений умственной работоспособности, поэтому необходимы по крайней мере две пробы, выполняемые через временной интервал одними и теми же испытуемыми. Эти пробы можно выполнять в начале и в конце урока, большой перемены, рабочего дня, либо в течение суток через равные промежутки времени.
2. Участникам исследования следует раздать таблицы В. Я. Анфимова (см. ниже) и дать инструкции.
3. По команде "Начинайте!" в течение 2 мин. по секундомеру испытуемым следует зачеркивать буквы, указанные при инструктаже, допустим "а" и "н".
4. По команде "Стоп!" следует отметить место, где был. закончен просмотр.
5. Затем задание усложняется. В течение последующих 2 мин. испытуемым следует продолжать вычеркивать буквы "а" и "н", но определенные сочетания этих букв с другими подчеркнуть, допустим, буквосочетания "са" и "ен".
6. Задание с дифференцировкой (усложненное задание) в отдельных случаях может опускаться.
7. Подсчитать количество просмотренных знаков и допущенных ошибок по всей работе и отдельно в каждой части. Под ошибкой следует понимать незачеркнутые заданные буквы, а также неподчеркнутые заданные буквосочетания или подчеркнутые незаданные буквосочетания.
Результаты занести в таблицу на бланке.
8. Для каждой пробы подсчитать коэффициент подвижности нервных процессов (К). Чем больше К, тем больше подвижность нервных процессов. Результаты занести в таблицу (см. ниже).
К = Х / (X - У) = ____ / ____ = ____ / ____
9. Рассчитать коэффициент продуктивности работы (Q) для каждой пробы, результаты занести в таблицу. С - количество просмотренных строк.
Q = C2 / (C + X1 + Y1) = ____ / ____ = ____ / ____
Х - качество всех просмотренных знаков в обоих заданиях (простом и с дифференцировкой);
Y - количество всех просмотренных знаков в задании (простом и с дифференцировкой);
X1 - количество ошибок в обоих заданиях (простом и с дифференцировкой);
Y1 - количество ошибок в задании с дифференцировкой;
Х(500) - частота ошибок в обоих заданиях в пересчете на 500 знаков,
Y(200) - частота ошибок в задании с дифференцировкой в пересчете на 200 знаков.
10. Оценить результаты, полученные в ряде проб с помощью оценочной таблицы (см. табл. 3).
11. Сделать вывод об изменении работоспособности за период наблюдений, о причинах наблюдаемых процессов.
Вывод: _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Бланк для исследования состояния высшей нервной деятельности
по методике Анфимова
Опыт № _________ 20___ г. Дата _________ Время ____________
Фамилия, И., О. ___________________________ Возраст ________
Условия _________________________________________________
Задание № 10. Исследование вегетативной нервной системы.
Проводится с помощью проб с изменением положения тела в пространстве.
1. Ортостатическая проба. При переходе из положения лежа в положение стоя отмечаются изменения в ЧСС.
Пробе предшествует отдых в течение 5 минут в положении лежа, в конце которого считают ЧСС за 15 сек., затем испытуемый медленно встает, считая ЧСС за первые 15 сек. Разница в показателях не должна превышать 12-18 ударов.
Учащение пульса более чем на 18 ударов говорит о превалировании симпатического отдела вегетативной нервной системы; менее, чем на 12 ударов - о повышении тонуса парасимпатического отдела. В тренированном организме эти отделы находятся в состоянии динамического равновесия.
2. Проба Кремптона (вариант ортостатической пробы). Испытуемый из положения лежа переходит в вертикальное положение и сразу в течение 2 мин. измеряется ЧСС и АД. Результат подсчитывается по формуле:
3,15 + РА = Sc / 20,
где РА - систолическое АД,
Sc - частота сердечных сокращений.
Если получен результат менее 50, реакция квалифицируется как недостаточная, 50...70 - слабая, 75...100 - средняя, выше 100 - отличная.
3. Клиностатическая проба. При переходе из положения стоя (ортостатика) в положение лежа (клиностатика) пульс урежается на 4-12 ударов.
Методика: испытуемый стоит в течение 5 минут, за последние 15 сек. подсчитывают пульс. Затем он медленно ложится, пульс считается за первые 15 сек. Урежение пульса менее указанных цифр говорит о преобладании парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
4. Индекс Кердо (ИК) свидетельствует о состоянии вегетативной нервной системы, рассчитывается по формуле:
ИК = 1 - Д / П ґ 100,
где Д - диастолическое давление, П - пульс.
У здорового человека он равен нулю, т. е. симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы находятся в состоянии динамического равновесия.
При преобладании симпатического тонуса индекс увеличивается, а при преобладании парасимпатического - снижается, становится отрицательным.
Особенно информативен этот показатель в игровых видах спорта, где высокое нервно-психическое напряжение. Имеет значение возраст, пол, функциональное состояние, спортивная квалификация.
4. Исследование дермографизма (дерма - кожа, графика - рисование). Проводят тупым предметом с небольшим усилием по коже груди прямую линию. Отмечают появление следовой реакции в виде розовой полосы через 2-3 сек. (нормальный тонус обоих отделов вегетативной нервной системы). В других случаях возможно длительное сохранение белой полосы (превалирование симпатического отдела) или появление ярко-красной полосы (преобладание парасимпатического отдела) или появление отечности в месте исследования.
По окончании тестирования нервной системы следует сопоставить все полученные результаты с нормативными значениями, провести объективный анализ состояния этой системы, выявить возможные причины негативных показателей, увязать их с двигательным режимом и дать рекомендации по его коррекции.