В системах допечатной подготовки изданий для контроля качества обработки и цветоделения изображений кроме цифровой цветопробы, получаемой с помощью различных цветных принтеров, может применяться аналоговая цветопроба. Аналоговые виды цветопробы используют информацию об изображениях, содержащихся на вещественном носителе - цветоделенных фотоформах или печатных формах.
Аналоговая цветопроба без изготовления печатных форм. Этот вид цветопробы целесообразно применять в допечатных системах, реализующих технологию Computer-to-Film и обеспечивающих изготовление комплектов цветоделенных фотоформ. Для получения цветных изображений с фотоформ используются специальные цветопробные материалы.
Аналоговые цветопробы подразделяются на так называемые «сухие» и «мокрые». Отличие заключается в том, что в процессе получения оттиска на «сухих» цветопробах не используются какие-либо химические растворы: пигмент с пробельных элементов удаляется механическим способом. В случае «мокрых» цветопроб происходит проявление, т.е. разрушение и вымывание элементов, которые приобрели растворимость. Процессы «сухой» и «мокрой» цветопробы достаточно разнообразны, но их отличие в основном обусловлено свойствами применяемых цветопробных материалов. При рассмотрении различных технологий можно выделить три основных этапа процесса получения пробного отпечатка:
- Ламинирование (приклеивание пигментного слоя к основе под воздействием температуры).
- Экспонирование (воздействие на пигментный слой УФ-из-лучением).
- Проявление (удаление пигментного слоя с пробельных эле-мс| (тов. предусмотренное в технологиях «мокрой» цветопробы).
Изготовление цветопробы «сухим» способом производится в несколько этапов.
Сначала на лист плотной бумаги - основы со специальным покрытием - при помощи ламинатора наносится слой светочувствительного материала с защитной пленкой сверху. Затем поверх защитной пленки крепится фотоформа.
Ламинированная бумага с фотоформой помещается в копировальную раму и подвергается кратковременному (от 5 до 30 с) экспонированию с помощью ультрафиолетового источника света. Происходящий при этом фотохимический процесс является основой формирования изображения. Светочувствительный слой, который был клейким по всей поверхности до экспонирования, полимеризуется и теряет клейкость в тех местах, где на него попал свет, т.е. на пробельных элементах. Там же, где свет был перекрыт печатающими элементами - растровыми точками, полимеризации не происходит.
Использование материала, чувствительного только к ультрафиолетовой части спектра, позволяет выполнять все операции на свету.
После экспонирования фотоформа снимается, защитная пленка удаляется. Бумага с воспринявшим изображение светочувствительным слоем пропускается через валики, где по ней прокатывается покрытая слоем пигмента фольга. Процесс, происходящий при этом, достаточно прост: слабо держащийся на поверхности фольги пигмент прилипает к оставшимся клейкими печатающим элементам. В результате на участках бумаги, соответствующих черным местам фотоформы, создается изображение.
Для получения цветного изображения описанный выше процесс повторяется четырежды с использованием фотоформ для голубой, пурпурной, желтой и черной красок. Каждый раз берется фольга с соответствующим пигментом. Совмещение красок производится вручную.
После нанесения последней краски готовый оттиск покрывается защитным ламинатом для придания устойчивости к внешним воздействиям.
Технология изготовления цветопробы обеспечивает имитацию фиксированной величины растискивания растровой точки 17-20%. Основу красителей составляют пигменты офсетных красок, что обеспечивает точное соответствие тиражным оттискам.
Безусловными преимуществами аналоговой пробы является не только хорошее соответствие офсетным оттискам, но и возможность полностью проконтролировать качество готовой фотоформы - не только цвет, но и качество растрирования векторных элементов, совмещение красок и даже (отчасти) оптическую плотность экспонированной пленки.
Основной недостаток систем аналоговой пробы - высокая себестоимость оттиска. Трудоемкость изготовления аналоговой пробы достаточно высока, и, что немаловажно, большое влияние на качество пробы оказывает квалификация оператора (существенно как качество ручного совмещения красок, так и аккуратность при прикатке ламината). Еще один недостаток -невозможность работы на тиражной бумаге и настройки на параметры конкретного печатного процесса. Цвет тиражной бумаги может имитироваться лишь цветом основы (известны 2-3 варианта).