Развитие в Индии капитализма в конце XIX и начале XX века проходило крайне медленно. В своем стремлении навсегда привязать Индию к метрополии англичане делали все, чтобы помешать народному хозяйству страны расти и развиваться. К началу Первой мировой войны основная масса индийского населения занималась сельским хозяйством.
Первая мировая война привела к заметному развитию промышленности в Индии, которое было вызвано уменьшением потока товаров из метрополии и стремлением Великобритании шире использовать в войне материальные и людские ресурсы Индии. Первые послевоенные годы характеризовались для Индии ростом фабрично-заводских предприятий, численности рабочего класса и подъемом национально-освободительного движения, активным участником которого становится пролетариат и Англия вынуждена была маневрировать.
Усиление борьбы индийцев против своих поработителей ускорило принятие английским парламентом в 1919 г. «Акта о конституции для Британской Индии». Акт этот представлял собой временную Конституцию Индии, рассчитанную на упрочение союза английской и индийской буржуазии, однако она не удовлетворила не только народные массы, но и индийскую буржуазию.
В начале 20-х годов начался новый подъем революционного движения. Борьба за независимость Индии развивалась под сильным воздействием учения Махатма Ганди, основными принципами которого были: умеренная оппозиция английскому правительству; организация пассивного сопротивления без насильственных актов.
В 1927 г. под влиянием непрекращающегося национально-освободительного движения правительство Великобритании создало комиссию во главе с либералом Саймоном для разработки новой Конституции Индии, которая длилась около 8 лет, и длилась бы еще очень долго если бы не массовая стачечная борьба 30-х годов.
Стремясь ослабить борьбу индийского народа, Англия «даровала» Индии новую Конституцию, которая вступила в действие спустя 2 года после ее утверждения в 1935 году.
Конституция 1935 г. не изменила существа колониального режима. Государственная власть по-прежнему принадлежала главе английской администрации в Индии – генерал-губернатору (вице-королю). Несмотря на неоднократные обещания, Индия так и не получила статуса доминиона.
Конституция 1935 г. оставляла в руках англичан важнейшие орудия господства: армию, полицию, суд и наиболее ответственные посты в государственном аппарате. Она открыто закрепляла за английскими предпринимателями экономические льготы, облегчавшие им эксплуатацию страны, и сохраняла нетронутыми условия, мешавшие развитию национальной индийской экономики.
Во время Второй мировой войны борьба народов Индии за свою независимость усилилась. В сентябре 1939 г. Индия была объявлена английским правительством воюющей стороной. Английский король призвал индийский народ оказать поддержку Великобритании.
К концу Второй мировой войны борьба индийского народа за свою независимость вступила в новую фазу своего развития. В ряде пунктов страны антианглийские настроения переходили в открытую борьбу рабочих, студентов, крестьян против английских войск и полиции. Игнорировать дальше стремление индийского народа к независимому существованию было опасно.
Английское правительство послало в Индию миссию в составе 3 министров для переговоров с лидерами двух крупнейших партий страны – Индийского Национального конгресса и Мусульманской лиги. В качестве компромиссной меры для урегулирования отношений между индусами и мусульманами был предложен следующий план: Индия получает права доминиона и превращается в союз провинций; провинции и княжества получают автономию; все провинции Индии разделяются на три зоны: провинции с большинством индусского населения, восточные провинции с мусульманским населением и западные провинции с преобладанием мусульман.
В целом, это был план расчленения страны и обострения религиозной розни.
В июле 1947 г. английское правительство выступило с заявлением «О передаче власти Индии»: страна разделялась на две части – Хиндустан и Пакистан; и им обоим предоставлялись права доминионов. Вскоре было сформировано правительство доминиона Индия, большинство членов которого являлись представителями партии Национальный конгресс.
Действующая и в настоящее время Конституция Индии была разработана и принята в 1949 г. Учредительным собранием и вступила в силу в 1950 г.
Конституция 1950 г., представляя собой самый объемный документ из всех известных конституционных актов в мире (25 частей, 491 статья и 13 приложений), является итогом борьбы индийского народа за независимость, которую Индия получила в 1947 г. Она во многом заимствовала основные положения, идеи, концепции, выработанные конституционным правом зарубежных стран.
Конституция 1950 г.:
- объявляет Индию «суверенной и демократической республикой»;
- устанавливает священность и неприкосновенность частной собственности;
- высшим законодательным органом республики определяет двухпалатный парламент (Народная палата и Совет штатов);
- предоставляет всеобщее избирательное право;
- президента, избираемого на 5-летний срок и обладающего правом законодательной инициативы, наделяет полномочиями главы государства (правом его избрания обладают коллегия выборщиков, состоящей из депутатов центрального парламента и парламентов штатов);
- исполнительная власть принадлежит правительству в лице Совета министров, советам которого должен следовать президент;
- в состав Индии входит три группы штатов: А, Б и С. К первой группе относятся штаты, имеющие наиболее высокий статус (их 2); ко второй группе – штаты, имеющие общий правовой статус, на которые без всяких оговорок распространяются конституционные нормы и, наконец, третья группа штатов, представляющая собой ряд мелких штатов, в которых проживают племена, находящиеся на низком уровне развития, их права весьма ограничены, однако одновременно только эта третья группа штатов имеет право отступать от федеральных законов и действовать в соответствии с местными обычаями.
В настоящее время в результате принятия в 1956 г. «Акта о реорганизации штатов» и многочисленных территориальных преобразований в Индии существует 35 штатов и 7 союзных территорий. Различие в правовом статусе штатов, наличие среди территориальных единиц кроме штатов еще и союзных территорий, говорит об асимметричном характере Индийской федерации.
Судебная система Индии является единой и строго централизованной, несмотря на ее федеральное устройство.
Судебная власть в Индии осуществляется Верховным судом, Высшими судами штатов и низшими судами. Все судьи, как Верховного суда, так и Высших судов штатов, назначаются президентом. Согласно Конституции только Верховный суд является судом первой инстанции по спорам: между правительством Индии и одним или несколькими штатами; между двумя и более штатами. Верховный суд выступает как апелляционная инстанция по отношению к Высшим судам штатов. Помимо того, Верховный суд обязан давать консультации президенту.
Высшие суды в штатах осуществляют руководство всеми судами и трибуналами на территории штата и могут требовать от них отчета, устанавливать общие правила для регулирования судопроизводства и устанавливать форму ответственности всех судов штата.
Кроме Высшего суда и Высших судов штатов в Индии действуют суды панчаятов (в сельской местности), народные суды (в городах), дополнительные суды, окружающие суды
Таким образом, со времени приобретения независимости Индия добилась не только заметных успехов в деле развития своей экономики, но и выступает на мировой арене как великая страна, борющаяся за мир во всем мире, проводя политику активного нейтралитета и выступает за разрядку международного напряжения и за мирное сосуществование.