double arrow

Лекция 2. «Государство и право стран Древнего Востока»

План

1. Образование государств в странах Древнего Востока.

2. Социальная структура стран Древнего Востока.

3. Государственный строй стран Древнего Востока.

4. Право Древнего Востока.

/. Образование государств в странах Древнего Востока

Первые очаги человеческой цивилизации появились в регионе Ближ­него Востока, т.е. в Северо-Восточной Африке и Юго-Западной (Передней) Азии. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и первые в истории государства.

Переход к земледелию и скотоводству, рост производительности тру­да вели к появлению излишков продуктов, усилению торгового обмена ме­жду племенами, появлению городов как центров торговли. В V-IV тыс. до н.э. первые государства сформировались в Южной Месопотамии на берегах рек Евфрат и Тигр (Шумер) и в долине реки Нил (Египет). Их не случайно называли «цивилизациями великих рек». Ирригационное земледелие на пло­дородных землях в условиях жаркого климата позволяло получать высокий прибавочный продукт, что усиливало общественную дифференциацию ме­жду людьми. Усложнились функции общественного управления, которые стали переходить в руки вождя и его помощников, окружения.

Организация строительства и содержания оросительных систем, сбор части общинников на общественные ирригационные работы стали одной из важнейших задач ранних государств, первой формой которых были но-

мы (земли нескольких общин, объединенных вокруг центра-города). Такие города-государства и возникли в V - IV тыс. до н.э. в нижнем течении реки Нил (номы Египта) и в южной части междуречья Тигра и Евфрата (шумер­ские города Ур, Урук, Лагаш и др.). В конце IV - начала III тыс. до н.э. но­мы Египта и Шумера стали объединяться в централизованные государства под властью самого сильного нома и его правителя.

Примерно подобным же образом в III тыс. до н.э. появились государ­ства в долине реки Инд (индийская цивилизация), а в II тыс. до н.э. - в до­лине реки Хуанхэ (китайская цивилизация).

Наиболее типичными государствами Древнего Востока можно счи­тать Древний Египет, Древний Вавилон (в Месопотамии), Древнюю Ин­дию и Древний Китай, хотя, безусловно, известны и другие крупные госу­дарства Древнего Востока (Ассирия, Хеттское царство, Персия, Элам, Урарту и др.).

2. Социальная структура стран Древнего Востока

Ирригационное земледелие на Востоке диктовало необходимость го­сударственной собственности на землю и сохранения общинных отноше­ний взаимопомощи и коллективной ответственности. Частная собствен­ность существовала, но она всегда была ограничена в пользу государст­венной и общинной.

Поэтому на Востоке не сложилось гражданского общества, общества полноправных граждан-собственников, имеющих равные права и обязан­ности, участвующих в управлении государством, обладающих развитым гражданским и политическим самосознанием. Патриархальная община и стоящее над ней государство всецело контролировали поведение людей, тормозили развитие индивидуалистических проявлений.

Хотя классы на Востоке не оформились четко, все можно в любой из стран этого региона можно население разделить на три крупные социаль­но-классовые группы: 1) господствующий слой, куда входили родопле-менная знать, высшие чиновники, жрецы, богатые торговцы и др., которых раньше в марксистской историографии было принято звать рабовладель­цами; 2) мелкие свободные производители - крестьяне-общинники и ре­месленники, живущие своим трудом, обладающие небольшой собственно­стью (дома, наделы земли, орудия труда, скот, ремесленные мастерские и т.п.) и лично свободные; 3) зависимое несвободное население, лишенное средств производства. К этому слою относились и рабы, сами превращен­ные в собственность. Между этими большими социально-классовыми группами существовали и многочисленные промежуточные категории и слои населения.

При этом надо иметь в виду, что социально-классовый статус чело­века, часто зависящий от размеров собственности, не совпадал с его юри­дическим, правовым статусом, который определялся уже не богатством

(которое можно было как приобрести, так и потерять), а только рождени­ем, происхождением. Такой правовой статус нельзя было изменить даже за деньги, он передавался только по наследству и определял место человека в обществе. Неизменность сословного, правового статуса человека закреп­лялось и в праве, и в религии, и в традиционной морали. Особенно нагляд­но это было заметно в Законах Ману в Древней Индии, которые объясняли неравенство между людьми волей богов, которые изначально создали лю­дей различными из разных частей тела главного бога Брахмы.

При наличии общих черт в социальной структуре всех стран Древне­го Востока все же в отдельных странах были конкретные особенности, ко­торые надо учесть при подготовке ответа на экзамен.

3. Государственный строй стран Древнего Востока

Наиболее типичной формой правления в данном регионе была мо­нархия в виде так называемой «восточной деспотии». В таких государст­вах власть и собственность были неразделимы. Правитель — монарх не только имел неограниченную власть, но и являлся верховным собственни­ком всей земли, контролировал через своих чиновников правильное ис­пользование земли частными лицами.

В условиях деспотии происходило обожествление монарха, который сам считался живым богом или прямым потомком богов. Монарх должен был строго сохранять традиционный правопорядок, якобы установленный богами и потому считавшийся неизменным. Эта задача царя считалась важнейшей в глазах его подданных. В общественном сознании стал фор­мироваться идеальный образ правителя-отца, защитника справедливости, который заботится о благе всех подданных. Не случайно, что именно на Древнем Востоке появились древнейшие концепции происхождения госу­дарства - теологическая и патриархальная теории.

Большую роль в управлении любой страной Древнего Востока играл разветвленный бюрократический аппарат, где существовали строгая су­бординация, четкая система рангов.

Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведом­ства государственного управления, среди которых особо важную роль иг­рали: 1) финансовое ведомство, занимавшееся прежде всего, сбором нало­гов с трудового населения (как его иронически называл К. Маркс, «ведом­ство по ограблению собственного народа»); 2) военное ведомство, обеспе­чивавшее оборону страны, охрану царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий (по словам К. Маркса, «ведомство по ограб­лению других народов»), и 3) ведомство общественных работ, занимав­шееся организацией строительства крайне необходимых для стран Древне­го Востока оросительных систем и регулярным поддержанием их в рабо­чем состоянии, сбором населения на эти работы, обеспечением его мате­риалами, инструментами, питанием из государственных хранилищ, учетом

выполненной работы, а также строительством дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п. В условиях ирригационного земледелия роль государ­ственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика, что и обеспечивало исключительное место управляющей вер­хушке в восточном обществе. Поэтому практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов царя, рабов государ­ства. Можно даже говорить о «поголовном рабстве» на Древнем Востоке.

Подавляющая масс населения к власти не была допущена и была обязана не только платить налоги государству, но и выполнять государст­венные повинности - общественные работы. Такой взгляд на положение народа и царя закреплялся многовековой традицией и религией. Даже на­родные восстания в Древнем Китае, Египте и других странах, свергавшие правящие династии, не приводили к появлению нового типа государства, не уничтожали рабство, не разрушали сложившуюся государственную традицию, а, наоборот, воспроизводили ее заново. Так, вождь крестьянско­го восстания становился новым царем, его помощники — новыми вельмо­жами, и т.д., а бывшие придворные обращались в рабство.

Необходимо, далее, учесть особенности организации высших и ме­стных органов власти в каждой из стран Древнего Востока.

4. Право Древнего Востока

Право в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. Оно было открыто и прямо закрепляло классовое и сословное неравенство людей -рабов и свободных, полноправных и неполноправных сословий.

Право Древнего Востока неразрывно было связано с религией и ре­лигиозной моралью. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали.

Основным источником права были обычаи, которые передавались в устной традиции и памяти. Первые памятники права в основном закрепля­ли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную прак­тику. Отсюда и казуистический характер правовых норм, которые фикси­ровались не в абстрактной форме, не в виде правовых обобщений и юри­дических категорий и понятий, а в виде конкретного случая (казуса).

В праве долго сохранялись нормы родоплеменного строя, например, принцип коллективной ответственности членов семьи или рода (кровная месть) или даже соседей-общинников (круговая порука), принцип эквива­лентного возмездия (талион), патриархальные устои семьи.

В древневосточном праве не было четкого деления на отрасли права. Правовые документы были изложены как бы безо всякой системы и струк­туры, однако внутренняя логика изложения в них все же присутствует.

Наиболее яркими памятниками права Древнего Востока являются за­коны вавилонского царя Хаммурапи (первая половина XVIIIв. до н.э.) и за­коны Ману, записанные в Древней Индии в период с II в. до н.э. по II в. н.э.

Самостоятельная работа

Основные этапы развития государства в Древнем Египте. Высшие и местные органы управления. Организация армии. Судебная система.

Правовое положение населения в Вавилонском царстве. Авилумы и мушкенумы. Организация высших и местных органов управления.

Особенности возникновения государства в Древней Индии. Империя Маурьев. Сословно-варновое деление населения. Своеобразие форм госу­дарственной власти. Военная и судебная системы.

Образование и развитие государства в Древнем Китае. Особенно­сти общественного и государственного строя централизованного Китая.

Закрепление сословно-варнового строя Древней Индии в законах Ману.

Регулирование имущественных, договорных и семейных отноше­ний. Уголовное право и процесс.

Вопросы для самопроверки

Почему самые первые государства на Земле возникли на Востоке?

Как природно-климатические условия повлияли на организацию общества и государства на Древнем Востоке?

Какие взгляды на происхождение и сущность государства сложились в странах Древнего Востока?

Какие ведомства государственного управления и высшие государст­венные должности были особо важными в странах Древнего Востока?

Чем отличалась монархии Древнего Востока от монархий других стран мира (например, средневековой Европы)?

Какую ответственность законы Хаммурапи и законы Ману устанав­ливали за неисполнение обязательств? За причинение вреда?

Какие способы доказывания своей правоты на суде допускались за­конами Хаммурапи и Ману? Что общего у них было с доказательствами по Русской Правде?

Как в законах Хаммурапи и Ману отражалось сословное и классовое неравенство разных групп населения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: