План
1. Образование государств в странах Древнего Востока.
2. Социальная структура стран Древнего Востока.
3. Государственный строй стран Древнего Востока.
4. Право Древнего Востока.
/. Образование государств в странах Древнего Востока
Первые очаги человеческой цивилизации появились в регионе Ближнего Востока, т.е. в Северо-Восточной Африке и Юго-Западной (Передней) Азии. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и первые в истории государства.
Переход к земледелию и скотоводству, рост производительности труда вели к появлению излишков продуктов, усилению торгового обмена между племенами, появлению городов как центров торговли. В V-IV тыс. до н.э. первые государства сформировались в Южной Месопотамии на берегах рек Евфрат и Тигр (Шумер) и в долине реки Нил (Египет). Их не случайно называли «цивилизациями великих рек». Ирригационное земледелие на плодородных землях в условиях жаркого климата позволяло получать высокий прибавочный продукт, что усиливало общественную дифференциацию между людьми. Усложнились функции общественного управления, которые стали переходить в руки вождя и его помощников, окружения.
|
|
Организация строительства и содержания оросительных систем, сбор части общинников на общественные ирригационные работы стали одной из важнейших задач ранних государств, первой формой которых были но-
мы (земли нескольких общин, объединенных вокруг центра-города). Такие города-государства и возникли в V - IV тыс. до н.э. в нижнем течении реки Нил (номы Египта) и в южной части междуречья Тигра и Евфрата (шумерские города Ур, Урук, Лагаш и др.). В конце IV - начала III тыс. до н.э. номы Египта и Шумера стали объединяться в централизованные государства под властью самого сильного нома и его правителя.
Примерно подобным же образом в III тыс. до н.э. появились государства в долине реки Инд (индийская цивилизация), а в II тыс. до н.э. - в долине реки Хуанхэ (китайская цивилизация).
Наиболее типичными государствами Древнего Востока можно считать Древний Египет, Древний Вавилон (в Месопотамии), Древнюю Индию и Древний Китай, хотя, безусловно, известны и другие крупные государства Древнего Востока (Ассирия, Хеттское царство, Персия, Элам, Урарту и др.).
2. Социальная структура стран Древнего Востока
Ирригационное земледелие на Востоке диктовало необходимость государственной собственности на землю и сохранения общинных отношений взаимопомощи и коллективной ответственности. Частная собственность существовала, но она всегда была ограничена в пользу государственной и общинной.
Поэтому на Востоке не сложилось гражданского общества, общества полноправных граждан-собственников, имеющих равные права и обязанности, участвующих в управлении государством, обладающих развитым гражданским и политическим самосознанием. Патриархальная община и стоящее над ней государство всецело контролировали поведение людей, тормозили развитие индивидуалистических проявлений.
|
|
Хотя классы на Востоке не оформились четко, все можно в любой из стран этого региона можно население разделить на три крупные социально-классовые группы: 1) господствующий слой, куда входили родопле-менная знать, высшие чиновники, жрецы, богатые торговцы и др., которых раньше в марксистской историографии было принято звать рабовладельцами; 2) мелкие свободные производители - крестьяне-общинники и ремесленники, живущие своим трудом, обладающие небольшой собственностью (дома, наделы земли, орудия труда, скот, ремесленные мастерские и т.п.) и лично свободные; 3) зависимое несвободное население, лишенное средств производства. К этому слою относились и рабы, сами превращенные в собственность. Между этими большими социально-классовыми группами существовали и многочисленные промежуточные категории и слои населения.
При этом надо иметь в виду, что социально-классовый статус человека, часто зависящий от размеров собственности, не совпадал с его юридическим, правовым статусом, который определялся уже не богатством
(которое можно было как приобрести, так и потерять), а только рождением, происхождением. Такой правовой статус нельзя было изменить даже за деньги, он передавался только по наследству и определял место человека в обществе. Неизменность сословного, правового статуса человека закреплялось и в праве, и в религии, и в традиционной морали. Особенно наглядно это было заметно в Законах Ману в Древней Индии, которые объясняли неравенство между людьми волей богов, которые изначально создали людей различными из разных частей тела главного бога Брахмы.
При наличии общих черт в социальной структуре всех стран Древнего Востока все же в отдельных странах были конкретные особенности, которые надо учесть при подготовке ответа на экзамен.
3. Государственный строй стран Древнего Востока
Наиболее типичной формой правления в данном регионе была монархия в виде так называемой «восточной деспотии». В таких государствах власть и собственность были неразделимы. Правитель — монарх не только имел неограниченную власть, но и являлся верховным собственником всей земли, контролировал через своих чиновников правильное использование земли частными лицами.
В условиях деспотии происходило обожествление монарха, который сам считался живым богом или прямым потомком богов. Монарх должен был строго сохранять традиционный правопорядок, якобы установленный богами и потому считавшийся неизменным. Эта задача царя считалась важнейшей в глазах его подданных. В общественном сознании стал формироваться идеальный образ правителя-отца, защитника справедливости, который заботится о благе всех подданных. Не случайно, что именно на Древнем Востоке появились древнейшие концепции происхождения государства - теологическая и патриархальная теории.
Большую роль в управлении любой страной Древнего Востока играл разветвленный бюрократический аппарат, где существовали строгая субординация, четкая система рангов.
Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведомства государственного управления, среди которых особо важную роль играли: 1) финансовое ведомство, занимавшееся прежде всего, сбором налогов с трудового населения (как его иронически называл К. Маркс, «ведомство по ограблению собственного народа»); 2) военное ведомство, обеспечивавшее оборону страны, охрану царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий (по словам К. Маркса, «ведомство по ограблению других народов»), и 3) ведомство общественных работ, занимавшееся организацией строительства крайне необходимых для стран Древнего Востока оросительных систем и регулярным поддержанием их в рабочем состоянии, сбором населения на эти работы, обеспечением его материалами, инструментами, питанием из государственных хранилищ, учетом
|
|
выполненной работы, а также строительством дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п. В условиях ирригационного земледелия роль государственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика, что и обеспечивало исключительное место управляющей верхушке в восточном обществе. Поэтому практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов царя, рабов государства. Можно даже говорить о «поголовном рабстве» на Древнем Востоке.
Подавляющая масс населения к власти не была допущена и была обязана не только платить налоги государству, но и выполнять государственные повинности - общественные работы. Такой взгляд на положение народа и царя закреплялся многовековой традицией и религией. Даже народные восстания в Древнем Китае, Египте и других странах, свергавшие правящие династии, не приводили к появлению нового типа государства, не уничтожали рабство, не разрушали сложившуюся государственную традицию, а, наоборот, воспроизводили ее заново. Так, вождь крестьянского восстания становился новым царем, его помощники — новыми вельможами, и т.д., а бывшие придворные обращались в рабство.
Необходимо, далее, учесть особенности организации высших и местных органов власти в каждой из стран Древнего Востока.
4. Право Древнего Востока
Право в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. Оно было открыто и прямо закрепляло классовое и сословное неравенство людей -рабов и свободных, полноправных и неполноправных сословий.
|
|
Право Древнего Востока неразрывно было связано с религией и религиозной моралью. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали.
Основным источником права были обычаи, которые передавались в устной традиции и памяти. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. Отсюда и казуистический характер правовых норм, которые фиксировались не в абстрактной форме, не в виде правовых обобщений и юридических категорий и понятий, а в виде конкретного случая (казуса).
В праве долго сохранялись нормы родоплеменного строя, например, принцип коллективной ответственности членов семьи или рода (кровная месть) или даже соседей-общинников (круговая порука), принцип эквивалентного возмездия (талион), патриархальные устои семьи.
В древневосточном праве не было четкого деления на отрасли права. Правовые документы были изложены как бы безо всякой системы и структуры, однако внутренняя логика изложения в них все же присутствует.
Наиболее яркими памятниками права Древнего Востока являются законы вавилонского царя Хаммурапи (первая половина XVIIIв. до н.э.) и законы Ману, записанные в Древней Индии в период с II в. до н.э. по II в. н.э.
Самостоятельная работа
Основные этапы развития государства в Древнем Египте. Высшие и местные органы управления. Организация армии. Судебная система.
Правовое положение населения в Вавилонском царстве. Авилумы и мушкенумы. Организация высших и местных органов управления.
Особенности возникновения государства в Древней Индии. Империя Маурьев. Сословно-варновое деление населения. Своеобразие форм государственной власти. Военная и судебная системы.
Образование и развитие государства в Древнем Китае. Особенности общественного и государственного строя централизованного Китая.
Закрепление сословно-варнового строя Древней Индии в законах Ману.
Регулирование имущественных, договорных и семейных отношений. Уголовное право и процесс.
Вопросы для самопроверки
Почему самые первые государства на Земле возникли на Востоке?
Как природно-климатические условия повлияли на организацию общества и государства на Древнем Востоке?
Какие взгляды на происхождение и сущность государства сложились в странах Древнего Востока?
Какие ведомства государственного управления и высшие государственные должности были особо важными в странах Древнего Востока?
Чем отличалась монархии Древнего Востока от монархий других стран мира (например, средневековой Европы)?
Какую ответственность законы Хаммурапи и законы Ману устанавливали за неисполнение обязательств? За причинение вреда?
Какие способы доказывания своей правоты на суде допускались законами Хаммурапи и Ману? Что общего у них было с доказательствами по Русской Правде?
Как в законах Хаммурапи и Ману отражалось сословное и классовое неравенство разных групп населения?