Тема 21. Государство и право зарубежных социалистических стран. Образование, развитие и распад мировой системы социализма

1. Возникновение социалистических государств в Европе. Характер и этапы народно-демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

Важнейшие политические и экономические преобразования в 1944-1948 гг. Создание нового государственного аппарата и демократизация по­литического режима. Сохранение буржуазно-демократических конститу­ций. Сочетание демократических и тоталитарных тенденций в политиче­ских преобразованиях в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Югосла­вии, Чехословакии. Особенности политико-правовых преобразований в Восточной Германии. Образование ГДР.

Аграрные реформы. Национализация промышленности и банков. Мероприятия по индустриализации. Социально-культурные преобразова­ния. Переход к строительству социализма и изменения в политической и правовой системе стран «народной демократии».

Основные черты правового развития европейских социалистических

стран. Влияние советского права. Правовые источники.

Демократические революции 1989-1990 гг., их политические и госу­дарственно-правовые последствия. Демонтаж административно-бю­рократических систем управления. Изменения в политической системе и государственном строе. Распад мировой системы социализма.

2. Образование социалистических государств в Азии. Исторические
условия и особенности развития народно-демократических революций в
Азии. Установление власти коммунистов и особенности этого процесса в
Монголии, Китайской Народной Республике (КНР), Корейской Народно-
Демократической Республике (КНДР) и Вьетнаме.

Важнейшие социально-экономические преобразования на первом этапе революции. Аграрные реформы. Особенности экономических пре­образований в Монголии.

Первые конституции и конституционные акты. Законодательное за­крепление политических и экономических итогов первого этапа ре­волюции. Особенности социалистических преобразований в Монголии, КНДР, Демократической Республике Вьетнам (ДРВ) и КНР.

«Культурная революция» в КНР. Эволюция политической системы и государственно-правового строя Китая.

Становление многопартийной политической системы в Монголии (1990 г.).

3. Образование социалистического государства на Кубе. Свержение
диктатуры Батисты и победа народной революции. Создание народно-
революционного правительства.

Важнейшие социально-экономические и политические преобразова­ния. Аграрная реформа. Национализация промышленности. Слом старой государственной машины и создание основ социалистического государст­ва. Основной закон Кубинской революции 1959 г. Эволюция политическо­го режима на Кубе. Общественный и государственный строй Кубы по кон­ституции 1976 г.

4. Право социалистических стран. Особенности формирования права
в зарубежных социалистических странах.

Развитие основных институтов гражданского права. Возникновение и развитие трудового права. Развитие уголовного права и процесса.

Лекция 21.«Государство и право зарубежных стран социализма. Обра­зование, развитие и распад мировой системы социализма»

План

1. Государства Центральной и Восточной Европы в период второй
мировой войны.

2. Государственное строительство в странах Центральной и Восточной Европы после второй мировой войны.

3. Экономические преобразования в странах Центральной и
Восточной Европы в 40-50-е гг. XX в.

4. Развитие конституционного законодательства государств
Центральной и Восточной Европы в 40-80-е гг.

5. Демократические революции 1989-1990 гг. в государствах
Центральной и Восточной Европы.

6. Конституционное законодательство постсоциалистических стран
Центральной и Восточной Европы.

1. Государства Центральной и Восточной Европы в период второй мировой войны

К началу 40-х гг. XX в. в странах Центральной и Восточной Европы установились авторитарные режимы. Но уровень социально-экономического развития в этих странах не был одинаков. Наиболее высокоразвитой в этом отношении была Чехословакия, ей уступали аграрно-промышленные страны - Польша и Венгрия. В Болгарии и Румынии была довольно отсталая эконо­мика, а в Албании были еще сильны феодальные отношения.

Слабая в целом экономика государств Центральной и Восточной Ев­ропы позволила фашистской Германии и ее сателлитам установить свое господство на их территориях в период второй мировой войны.

Албания, Польша, большая часть Югославии были оккупированы немецкими и итальянскими войсками в результате военного разгрома. Бол­гария, Венгрия, Румыния, Хорватия, Чехия и Словакия (части расчленен­ной Чехословакии) были присоединены к гитлеровской коалиции, благо­даря чему формально сохраняли независимый статус.

Румыния и Венгрия с самого начала второй мировой войны высту­пили на стороне гитлеровской коалиции, и только после приближения к их границам Советской армии эти государства начали освободительную борьбу против Германии и ее союзников.

Освободительная борьба в странах Центральной и Восточной в пе­риод второй мировой войны напрямую зависела от продвижения советских войск. Если Советская Армия приближались к границам того или иного восточноевропейского государства либо уже находилась на его террито­рии, там начинало активно действовать освободительное движение, кото­рое организовывало антифашистское восстание. В каждом государстве бы­ли сформированы отечественные фронты - национальные движения, ко­торые объединили все существовавшие на тот период в государствах поли­тические силы, и возглавили борьбу с фашизмом.

В Болщэии объединение всех антифашистских сил в Отечественный фронт началось в 1942 г. Был сформирован Национальный комитет - руко­водящий орган Отечественного фронта, в состав которого вошли предста­вители различных политических партий. В стране была создана партизан-

екая армия. В 1944 г. в Болгарии произошло антифашистское восстание, в результате которого болгарская армия начала выступление против фаши­стской Германии. Было создано правительство Отечественного фронта, которое временно руководило страной.

Национально-освободительная борьба в Югославии началась сразу же после оккупации страны в 1941 г. в форме выступлений многочислен­ных партизанских отрядов. Тогда же начал складываться Единый нацио­нально-освободительный фронт Югославии, объединивший все патриоти­ческие слои населения. Началось формирование будущей регулярной ар­мии. В 1942 г. было создано Антифашистское вече народного освобожде­ния Югославии, ставшее политическим и организационным центром на­ционально-освободительной сил. В 1945 г. Антифашистское вече народно­го освобождения Югославии объявило себя Временной народной скупщи­ной (парламентом).

В разделенной Че^сословакии национально-освободительное движе­ние стало зарождаться в 1943 г. Кульминацией освободительной борьбы стали Словацкое национальное восстание 1944 г. и Пражское восстание 1945 г. Было создано правительство, которое приняло в г.Кошице про­грамму национального возрождения страны. Кошицкая программа провоз­гласила создание правительства чехов и словаков, составленного из пред­ставителей всех групп и политических направлений.

Национально-освободительная борьба в Польше связана с возрождени­ем в 1942 г. деятельности Польской рабочей партии. В 1943 г. в Варшаве был принят Манифест демократических общественно-политических и военных организаций. В 1944 г. был создан руководящий центр антифашистской, на­ционально-освободительной борьбы - Крайоварада народова и стала форми­роваться Народная армия Польши. Временным правительством Польши стал Польский комитет национального освобождения. Помимо этого правитель­ства на территории Польши действовали подпольные органы эмигрантско­го правительства, которое с начала второй мировой войны действовало в Великобритании. Между Крайовой радой народовой и эмигрантским пра­вительством было заключено соглашение о создании коалиционного пра­вительства, получившего название «Временное правительство националь­ного единства». Однако вскоре представители эмигрантского правительст­ва были удалены из его состава.

В Венгрии (по причине вовлечения в гитлеровский блок) национальный фронт был создан лишь в конце 1944 г., когда Советская армия приблизилась к ее государственной границе. Тогда же было открыто Временное национальное собрание, создавшее временное национальное правительство.

Румыния, также как и Венгрия, являлась частью гитлеровского бло­ка. Но, несмотря на это, национально-освободительный фронт здесь был открыт раньше, чем в Венгрии (в 1943 г.). Этот фронт назывался Патрио-

тическим антифашистским, объединившим представителей буржуазии, крестьянства, рабочих (в том числе и коммунисты). В августе 1944 г. про­изошло восстание против правящего режима, позволившее стране в даль­нейшем освободиться от военно-фашистской диктатуры Антонеску.

Таким образом, к середине 40-х гг. XX в. в результате разгрома со­ветскими войсками гитлеровской Германии государства Центральной и Восточной Европы освободились от господства фашистской Германии и ее союзников.

2. Государственное строительство в странах Центральной и Вос­
точной Европы после второй мировой войны

Во всех странах этого региона функции органов власти на освобожден­ных территориях стали выполнять национальные фронты. Затем были созда­ны временные правительства, состоявшие из представителей буржуазии, кре­стьянства, интеллигенции, а также левых сил, в том числе коммунисты. Про­исходила «чистка» государственного аппарата от фашистских элементов и военных преступников (нередко с перегибами).

В Югославии, Албании, Венгрии, Болгарии, Румынии во второй по­ловине 40-х гг. была ликвидирована монархия и установлена республикан­ская форма правления.

В октябре 1949 г. в восточной части Германии было образовано но­вое государство - Германская Демократическая Республика в ответ на соз­дание Федеративной Республики Германии.

Таким образом, в государствах Центральной и Восточной Европы в се­редине 40-х гг. XX в. началось установление народно-демократической власти. Однако преобладающее политическое и военное положение СССР в данном регионе надолго определило судьбу этих государств - движение к социализму.

3. Экономические преобразования в странах Центральной и Вос­
точной Европы в 40 - 50-е гг. XX в.

Главной задачей государств этого региона после войны стало восста­новление экономики, в первую очередь, сельского хозяйства. Во многих го­сударствах Центральной и Восточной Европы до начала второй мировой войны сохранялись крупное помещичье землевладение. После войны аграр­ные реформы были проведены во всех странах этого региона. Везде проводи­лась экспроприация земельной собственности, принадлежащей фашистам, бывшим военным преступникам и лицам, сотрудничавшим с нацистами. В ходе аграрных реформ часть земель сразу же переходила в руки государст­венных организаций, но частная собственность на землю не отменялась.

После этого началось ограничение помещичьего землевладения. Ес­ли площадь земельного участка превышала установленные законом пре­дельные размеры, земельные излишки экспроприировались в пользу госу­дарства с условием выплаты за них компенсации. За счет экспроприации земель, принадлежавших фашистам, военным преступникам, а также в ре-

зультате ограничения крупного землевладения в странах Центральной и Восточной Европы создавался земельный фонд, из которого безземельные и малоземельные крестьяне наделялись землей.

Следующим этапом аграрных реформ стало кооперирование кресть­ян путем перехода от простейших форм кооперации (сбытовой, потреби­тельской) к трудовым сельскохозяйственным кооперативам. В большинст­ве стран кооперирование было завершено к концу 50-х-началу 60-х гг., и почти повсеместно сопровождалось негативными явлениями (перегибы, принуждение, кризисные явления).

Национализация промышленности и банков в странах Центральной и Восточной Европы началась одновременно с проведением аграрных ре­форм. Сразу же после освобождения почти во всех странах было конфи­сковано имущество, принадлежавшее фашистской Германии и военным преступникам, Довольно быстро в государственную собственность пере­шли ключевые отрасли промышленности, банки, что позволило этим стра­нам восстановить разрушенную экономику. В Болгарии, Югославии и Польше национализация была проведена в короткие сроки (с 1944 по 1947 гг.). В других государствах Центральной и Восточной Европы национали­зация проходила поэтапно.

В конце 40-х гг. в восточноевропейских странах главной целью эко­номической политики становится индустриализация промышленности на основе государственного планирования. На первых порах политика жест­кого планирования сыграла положительную роль: государства Централь­ной и Восточной Европы из преимущественно сельскохозяйственных пре­вратились в индустриально-аграрные. Но с середины 60-х гг. эта же поли­тика привела к падению темпов производства, к последующему застою в экономике и значительному отставанию в развитии. Неэффективное управление экономикой привело к экономическому, а затем и политиче­скому кризису в восточноевропейских государствах. Попытки его преодо­ления с помощью непоследовательных экономических и политических ре­форм оказались безрезультатными.

4. Развитие конституционного законодательства государств Цен­тральной и Восточной Европы в 40- 80-е гг.

Все государства этого региона после второй мировой войны стали чле­нами таких международных организаций, как Совет Экономической Взаимо­помощи и Организация Варшавского Договора, во главе которых стоял СССР. Эти организации были учреждены в противовес военно-политическому блоку НАТО, созданному государствами Западной Европы и США.

Доминирующее политическое и военное положение СССР в Цен­тральной и Восточной Европе сильно повлияло на социально-экономическую и политическую ситуацию в этих странах. Их экономика благодаря национализации быстро перешла на социалистические рельсы. Политическая система этих государств также изменилась. В первые после­военные годы были ликвидированы политическая оппозиция и реальная многопартийность. Во всех государствах Центральной и Восточной Евро­пы единственной правящей партией стала партия коммунистов. Усиление силовых структур государства, а также монополия на власть только одной политической партии привели к установлению в этих государствах тотали­тарного режима.

Создание тоталитарного общества нашло свое отражение в консти­туционном законодательстве государств Центральной и Восточной Евро­пы. Во всех странах были приняты новые конституции: в Югославии и Албании - в 1945 г., в Болгарии - в 1947 г., в Чехословакии и Румынии - в 1948 г., в Венгрии и ГДР - в 1949 г., в Польше - в 1952 г. Все эти конститу­ции были проникнуты духом классовой борьбы. Государство определялось как «государство рабочих и трудящихся крестьян». Власть формально принадлежала Советам, которые на самом деле лишь одобряли решения Политбюро правящих партий. Звенья государственного аппарата посте­пенно стали «срастаться» с органами политических партий. Конституция­ми было юридически оформлено политическое господство коммунистиче­ских партий в этих государствах.

С 60-х гг. XX в. начался процесс замены старых конституций новы­ми, или внесения в старые конституции существенных изменений и до­полнений. Причиной этого явилось построение «основ социализма» и да­же «развитого социалистического общества» (ГДР, Болгария). В Чехосло­вакии новая конституция была принята в 1960 г., в Румынии - в 1965 г., в ГДР - в 1968 г., в Болгарии - в 1971 г., в Югославии - в 1974 г. В Венгрии конституция 1949 г. была существенно обновлена в 1972 г. и в 1983 г. Не­однократно вносились поправки в конституцию Польши. В конституциях некоторых стран формально признавалась многопартийность (ГДР, Болга­рия, Чехословакия, Венгрия, Польша).

Также были проведены конституционные изменения в системе госу­дарственных органов. В тех республиках, где сохранился институт прези­дента, он был заменен другим государственным органом Государственным советом или президиумом. Кандидатуры в состав Госу­дарственного совета или президиума выдвигались руководящими органа­ми коммунистических партий и автоматически одобрялись парламентами государств. Государственные советы обладали значительными полномо­чиями по сравнению с полномочиями парламентов восточноевропейских государств. Например, Государственный совет Венгрии обладал правом ратификации международных договоров государства.

Как и все предыдущие, социалистические конституции стран Цен­тральной и Восточной Европы содержали в себе широкий перечень прав и свобод граждан, среди которых главными считались социально-

экономические права на труд, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование. Но все положения конституций, касающиеся прав и свобод граждан, носили декларативный характер, поскольку граждане, в случае нарушения их прав и свобод, не могли обратиться куда-либо за их защитой, так как каких-либо органов по защите прав и свобод граждан не было. Данные органы начинают создаваться только в 80-е гг. XX в.

Общественно-политическое развитие восточноевропейских стран протекало сложно, о чем свидетельствуют многочисленные политические кризисы власти, происходившие периодически во всех государствах.

В Польше политические кризисы были в 1956, 1968, 1970, 1976, 1980-1981 гг. Выход из кризисов правящие круги видели в смене лидеров государства, которые осуществляли конституционные и другие реформы, не имевшие положительного результата.

В Венгрии насаждение административно-командной системы приве­ло к взрыву народного недовольства в октябре 1956 г. Для подавления вы­ступлений граждан в Венгрию были введены советские войска. Также бы­ла осуществлена смена правительства. К власти пришел Я.Кадар, которому удалось стабилизировать обстановку в стране.

В Албании в 1967 г. были закрыты все религиозные учреждения, а священнослужители были «приобщены к общественно-полезному труду», что вызвало недовольство среди населения.

В 1968 г. Коммунистическая партия Чехословакии взяла курс на об­новление социализма в стране путем его демократизации. Ставилась зада­ча придать социализму «человеческое лицо». Этот процесс, получивший название «пражской весны», был прерван после ввода войск пяти стран -членов Варшавского Договора во главе с СССР. Новое руководство Ком­мунистической партии Чехословакии, сформированное в 1969 г., провело «чистку» в партии и приостановило развитие реформ.

5. Демократические революции 1989-1990 гг. в государствах Цен­тральной и Восточной Европы

Несоответствие положений конституций реальной жизни, грубое на­рушение прав и свобод граждан, усугубляющийся экономический и поли­тический кризис и неспособность государственных органов справиться с ним - все это порождало социальную напряженность в странах Централь­ной и Восточной Европы, что привело в итоге в конце 80-х - начале 90-х гг. к демократическим революциям в этих государствах.

Отличительной особенностью этих революций в большинстве стран (Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии) был их мирный, ненасильст­венный характер.

Польша первой вступила на путь демократических преобразований. Этот процесс начался в 1980 г., когда был создан независимый профсоюз «Солидарность», который объединил все оппозиционные силы в стране.

Уровень оппозиционного движения, поддержанного Западом, был на­столько высоким, что для стабилизации ситуации коммунистические вла­сти вынуждены были ввести в стране военное положение. Главой государ­ства стал генерал В. Ярузельский. Но это не решило проблемы. Правитель­ство вынуждено было вступить в переговоры с оппозицией и тем самым легализовать ее. Диалог между коммунистической партией Польши (Поль­ская объединенная рабочая партия) и движением «Солидарность» привел к соглашению о проведении выборов в парламент страны на основе полити­ческого плюрализма. В 1989 г. были проведены парламентские выборы, на которых Коммунистическая партия Польши потерпела поражение, а к вла­сти пришла оппозиция, во главе с лидером «Солидарности» Валенсой. Впоследствии коммунистическая партия Польши была преобразована в Социал-демократическую партию Польши.

В Венгрии в 1989 г. были проведены парламентские выборы, в ре­зультате которых большинство мест в парламенте заняла центристская партия - Венгерский демократический форум, а коммунисты потерпели поражение. Коммунистическая партия Венгрии была преобразована в со­циалистическую.

В Чехословакии демократическая революция была названа «бархат-ной» в силу ее мирного характера. В 1989 г. Коммунистическая партия Че­хословакии отказывается от монополии на власть. К этому ее принудили массовые демонстрации, прошедшие по всей стране под руководством об­щественного движения «Гражданский форум». На парламентских выборах

1990 г. «Гражданский форум» завоевал лидирующие позиции, а один из
его лидеров - В. Гавел стал президентом страны.

В ГДР недовольство социализмом приобрело форму массового бегства восточных немцев за границу. Некоммунистическая оппозиция на парламент­ских выборах 1990 г. одержала победу и взяла курс на объединение с ФРГ.

В Румынии демократическая революция началась с восстания народа против авторитарного режима. Возглавил это восстание Фронт национально­го спасения, который впоследствии на парламентских выборах 1990 г. полу­чил большинство голосов избирателей. Диктатор Н.Чаушеску был казнен.

В Югославии демократическая революция привела к тому, что в

1991 г. Социалистическая Федеративная Республика Югославия распалась.
Из ее состава вышли республики Хорватия, Словения, Македония, Босния
и Герцеговина. Сербия и Черногория в 1992 г. образовали Союзную рес-
публику Югославию.

Итогом всех демократических революций в странах Центральной и Восточной Европы является отказ коммунистов от монополии на власть, приход к власти оппозиционных политических партий и движений, а также провозглашение курса на рыночную экономику.

6. Конституционное законодательство постсоциалистических

стран Центральной и Восточной Европы

В начале 90-х гг. после демократических революций во всех восточ­ноевропейских государствах были приняты новые конституции. Исключе­ниями являются Польша и Венгрия, в которых действуют существенно из­мененные и дополненные старые конституции.

Все новые конституции меняют не только названия государств, но и сущность общественного и политического строя. Они закрепили ряд прин­ципов, устанавливающих основы новых рыночных отношений: о свободе и равноправии форм собственности, о свободе предпринимательской дея­тельности, о свободе труда. Закрепляется принцип разделения властей.

Большинство стран Восточной Европы стали парламентскими рес­публиками. Был установлен новый правовой статус президента, который теперь обладает более широкими полномочиями: отлагательное вето, рос­пуск парламента в некоторых государствах, назначение правительства, право законодательной инициативы и др. Но, установив широкий круг полномочий президента, конституции также предусматривают ту или иную форму президентской ответственности за нарушение конституции или уголовного закона.

Самостоятельная работа

Характер народно-демократических революций в страх Центральной и Восточной Европы. Причины установления народно-демократических режимов в данном регионе. Демократические и социалистические преоб­разования в экономической, социальной и политической сферах. Влияние советского опыта.

Демонтаж административно-командной системы управления в стра­нах Центральной и Восточной Европы после 1990 г. Распад мировой сис­темы социализма.

Вопросы для самопроверки

Почему именно в странах Центральной и Восточной Европы установились социалистические режимы?

Какую роль в этом процессе сыграли советское влияние и советский опыт?

Чем отличалось строительство социализма в странах Центральной и Восточной Европы и Советском Союзе?

Что общего было в социально-экономическом и политическом раз­витии стран народной демократии и Советского Союза?

Каковы причины экономического отставания стран народной демо­кратии от Западной Европы?

Чем были вызваны демократические антикоммунистические рево-

люции 1989-1990 гг. в странах Центральной и Восточной Европы?

Каковы результаты антикоммунистических революций 1989-1990 гг. и распада мировой системы социализма для стран Центральной и Восточ­ной Европы?

Тема 22. Крушение колониальной системы и образование независи­мых государств в странах Азии и Африки.

Национально-освободительные революции после второй мировой войны. Движущие силы национально-освободительных революций. Крах колониальных империй. Неоколониализм. Выбор пути развития. Социаль­но-экономические проблемы развивающихся стран.

.Возникновение и развитие независимых государств Южной и Юго-Восточной Азии. Индия, Пакистан, Бирма, Индонезия, Афганистан и др.

Возникновение и развитие независимых государств в странах Ближ­него и Среднего Востока. Египет, Сирия, Ирак, Алжир, Ливия и др. Ислам­ский фактор. «Исламская революция» в Иране.

Возникновение и развитие независимых государств в Центральной и Южной Африке. Гвинея, Танзания, Конго, Мозамбик, Эфиопия и др.

Становление национальных правовых систем. Колониальное наследие в праве. Влияние правовых моделей социалистических и развитых капиталисти­ческих стран. Роль религии и традиций. Кодификационные работы.

Лекция 22. «Крушение колониальной системы и образование независи­мых государств в странах Азии и Африки после второй мировой войны»

План

1. Кризис и распад колониальной системы.

2. Выбор пути развития.

3. Роль государства на Востоке.

4. Политические системы развивающихся государств.

5. Страны Южной Азии.

6. Страны Ближнего и Среднего Востока.
1. Кризис и распад колониальной системы

Одной из самых характерных черт современной эпохи является ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств в Азии и Африке.

Новые государства создавались на месте бывших колоний в резуль­тате победы национально-освободительных движений. Государственная власть переходила от колониальных администраций в руки национальных сил бывших колоний.

Еще после первой мировой войны под сильным влиянием Октябрь­ской революции 1917 г. в России начался кризис колониальной системы. Уже в 1918-1923 гг. в Китае, Монголии, Индии, Индонезии, Ираке, Египте, Иране, Афганистане, Турции, Ирландии произошли мощные революцион­ные выступления. В ряде колоний оформились национальные партии, воз­главляемые национальной буржуазией и стремившиеся к достижению по­литической независимости.

Под натиском национально-освободительных движений колониаль­ные власти были вынуждены пойти на некоторые уступки: на дарование колониальных конституций Индии (1919 и 1935 гг.), Цейлону (1924 и 1931 гг.), Бирме (1935 г.), некоторое увеличение представительства мест­ных жителей в совещательных органах при губернаторах, разрешение за­нимать второстепенные посты в колониальной администрации.

Самые заметные кризисные явления проявились внутри самой боль­шой колониальной империи - Британской. Англо-афганский договор 1921 г. закрепил независимость Афганистана. Были формально объявлены суве­ренными Египет (1922 г.) и Ирак (1930 г.). В результате войны за незави­симость 1919-1921 гг. статус доминиона завоевала Ирландия. Однако поч­ти вся территория северо-восточной провинции Ольстер осталась в составе Великобритании под названием Северная Ирландия. В 1948 г. Ирландия отказалась от статуса доминиона.

Британские доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландия) в 20-е годы постепенно добились полной внешнеполитической самостоятельности. В 1931 г. был принят Вестмин­стерский статут, оформивший государственное обособление доминио­нов от Англии и явившийся своеобразной конституцией Британского со­дружества наций. Статут провозглашал свободный союз членов Британ­ского содружества наций, объединенных «общей верностью короне». Ос­новные принципы его были таковы:

1. Действие законов, принятых британским парламентом, могло рас-­
пространяться на доминионы только с согласия этих доминионов. При не­
соответствии законов доминиона законам метрополии действовал закон
доминиона. Таким образом, признавался принцип законодательного верхо-­
венства доминиона.

2. Парламенты доминионов могут самостоятельно решать вопросы
внешней политики.

3. Правительство доминиона формируется в результате очередных
парламентских выборов и ответственно перед собственным парламентом,
т.е. действовал принцип «ответственного правительства».

4. Верховным главой доминиона признавался британский монарх,
представленный в лице генерал-губернатора. Однако генерал-губернатор
назначался короной по рекомендации правительства доминиона и, как пра-

вило, из местных уроженцев. Поэтому роль генерал-губернатора в системе высших органов доминионов невелика и схожа с ролью монарха в самой Великобритании.

Новый подъем национально-освободительного движения в странах Азии и Африки начался после второй мировой войны и привел в конце концов к окончательному краху колониальной системы. Выделяются сле­дующие этапы ликвидации колониализма.

Первый этап (1945-1949 гг.) - борьба народов Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Здесь уже с начала XX в. действовали сильные национальные политические партии, возглавляемые влиятельными лидера­ми, разворачивались массовые национальные и социальные движения, рево­люционные выступления и восстания. Во время второй мировой войны этот регион стал непосредственным театром военных действий, где японские захватчики свергали прежние колониальные власти. Для борьбы с японца­ми создавались национальные вооруженные силы (в Китае, Вьетнаме, Бир­ме, Индонезии, Филиппинах). Поэтому после разгрома японского милита­ризма (1945 г.) революционные и националистические силы довольно быст­ро, как правило, вооруженным путем взяли власть в свои руки и провозгла­сили независимость своих государств. К 1948 г. освободились от колони­ального ига Индия, Цейлон, Бирма, Индонезия, Корея, Северный Вьетнам, Филиппины. В 1949 г. победила революция в Китае.

Второй этап (50-е годы) - это период подъема национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке. Здесь левые силы (в том числе и коммунисты) были слабы, до войны не было столь мощных национальных движений и партий, как в странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, а также не было антифашистского сопро­тивления, так как этот регион не подвергался длительной оккупации вой­сками стран фашистского блока. Наоборот, местные националисты (в Тур­ции, в Иране, во многих арабских странах) были известны своими прогер­манскими настроениями.

Ведущей силой национально-освободительной борьбы на Арабском Востоке (Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Ливия, Алжир) стало оппозицион­ное офицерство, проникнутое антизападными настроениями и стремив­шиеся к созданию сильного национального государства. К власти эти ли­деры приходили не в результате массовых народных движений, револю­ций, а, как правило, путем военного переворота.

Третий этап (1957-1962 гг.) - крушение колониальной системы в За­падной и Центральной Африке. Особенно больших успехов национально-освободительное движение добилось в 1960 г., когда независимыми стали сразу 15 бывших колоний Англии, Франции, Бельгии. Почти везде незави­симость достигалась мирным путем (кроме Алжира и Бельгийского Конго).

В 1962 г. многолетняя колониальная война в Алжире завершилась провозглашением независимости. Это означало крушение прежних мето­дов управления и колониальной системы в целом.

Четвертый этап (60-е - 80-е годы) стал временем окончательной лик­видации колониализма. В одних странах (острова Океании, Карибского бассейна, Танзания, Сомали) этот процесс развивался мирно, без воору­женных столкновений, в других же странах приводил к многочисленным жертвам. Так, до конца 60-х гг. длилась борьба против английского гос­подства на Кипре, в Йемене, до 1975 г. - против португальского господства в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, до 1980 г. - против расистского ре­жима Родезии. Только в 1990 г. была завоевана независимость последней крупной колонии в Африке - Намибии.

•На развалинах колониальной системы возник так называемый «тре­тий мир», объединенный колониальным (или полуколониальным) про­шлым и отставанием от экономически развитых государств Запада, вклю­чающий в себя большинство стран Азии, Африки, Латинской Америки. При этом многие новые государства продолжают сохранять экономиче­ские и политические связи с прежними метрополиями.

Термин «третий мир» до 90-х годов применялся в отношении освободившихся стран (отличавшихся, с одной стороны, от «первого мира» - т.е. развитых капиталистических стран и, с другой стороны, от «второго мира» - социалистических стран, Европы и Азии). С распадом мировой системы социализма (т.е. «второго мира») термин потерял свой смысл, однако используется до сих пор.

2. Выбор пути развития.

Добившись независимости, большинство новых государств оказа­лись перед сложной проблемой выбора пути развития - капиталистическо­го или некапиталистического (прежде называвшегося социалистическим). Большинство этих стран собственного политического опыта не имели во­обще. Поэтому в определении стратегии развития гораздо большую, часто решающую роль играли внешние обстоятельства (соперничество великих держав, прежде всего СССР и США, присутствие иностранных войск, борьба политических сил в стране, идеологические предпочтения лидеров новых государств, другие политические факторы), чем исходный уровень развития этих обществ.

1) Многие лидеры новых государств Азии и Африки обращались к
экономическому и политическому опыту метрополии. Здесь капиталистиче­-
ский уклад быстро стал господствующим в экономике, а к руководству об­
ществом пришла национальная буржуазия. К таким буржуазным государст­-
вам относятся Индия, Пакистан, Шри Ланка, Тунис, Малайзия, Ливан и др.

2) Ряд отсталых стран «третьего мира», где зачастую капиталистиче­-
ские отношения и, соответственно, класс буржуазии были слабыми или

даже не сложились, после освобождения заявили о некапиталистическом развитии, «социалистической ориентации». Лидеры таких стран считали, что, не проводя коренных изменений самой структуры общества, опираясь на традиционно сильное государство, только за счет энтузиазма и мобили­зации масс можно преодолеть отсталость от Запада, провести индустриа­лизацию, превратить страну в мощную военную державу. Руководство стран «социалистической ориентации» видело возможность такого уско­ренного развития в создании жесткой командно-административной систе­мы по советскому образцу. Причем сталинская модель развития оказалась наиболее применима именно к условиям отсталых стран Востока. Не слу­чайно, что почти половина новых государств Африки, многие государства Азии в свое время проводили марксистские эксперименты.

•На первом этапе ликвидации колониальной системы (1945-1949 гг.) революционные режимы, провозгласившие целью построение социализма, возникли в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришли коммуни­сты (Китай, Северный Вьетнам, Северная Корея). В 50 - 60-е годы режимы социалистической ориентации возникли на Ближнем Востоке (Египет, Си­рия, Ирак, Алжир) и в Тропической Африке (Гана, Мали, Гвинея, Танзания, Конго). Тогда же первая антиимпериалистическая революция победила в За­падном полушарии (Куба). В 70-е годы наблюдалась третья волна утвержде­ния подобных режимов в Азии (Южный Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Афгани­стан, Южный Йемен), в Африке (Эфиопия, Сомали, Мадагаскар, Ливия, Бе­нин, бывшие португальские колонии - Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и др.), в Америке - Гренада, Никарагуа. Однако в этот период многие прежние революционные режимы уже были свергнуты или же отошли от провозгла­шенных целей (Египет, Гана, Гвинея, Мали, Ирак).

В странах социалистической ориентации главную роль в экономике стал играть государственный сектор, созданный путем национализации имевшихся и строительства новых промышленных предприятий. Везде были проведены аграрные и социальные реформы, ограничение эксплуа­тации трудящихся. Особенно заметные успехи были достигнуты в области образования, здравоохранения, борьбы с безработицей.

Однако по темпам экономического роста большинство стран социа­листической ориентации отставало от стран, выбравших капиталистиче­ский путь развития. Резкое усиление роли государства в жизни общества вызывало бесконтрольное разбухание государственного аппарата, огром­ный рост государственных расходов, привилегий правящей элиты. Госу­дарственная монополия во многих областях экономики порождала неэф­фективность производства, инфляцию, расстройство снабжения, дефици­ты, коррупцию и злоупотребления многочисленных чиновников. Сокра­щение связей с рынками Запада укрепляло технологическую отсталость. Почти для всех стран социалистической ориентации были характерны культ личности верховного лидера, военный характер режима, широкое применение репрессий против недовольных, крайняя централизация вла­сти. Население было практически лишено основных прав и свобод и пре­вращено в трудовую армию.

В конце 80-х - начале 90-х гг. все сохранившиеся режимы социали­стической ориентации переживали глубокий кризис, вызванный как внут­ренними, так и внешними причинами. Некоторые из «марксистско-ленинских» режимов потерпели поражение в вооруженной (Эфиопия, Со­мали, Афганистан, Южный Йемен) или политической (Никарагуа) борьбе. Другие резко изменили свою экономическую политику, идеологическую ориентацию и начали рыночные преобразования (Ангола, Мозамбик, Кон­го, Бенин, Мадагаскар и др.). Однако это не означает обязательного повто­рения западной модели политического и государственного развития.

3. Роль государства на Востоке.

Государство на Востоке всегда было совсем другим, чем в Европе. Оно здесь никогда не было выразителем интересов общества или результатом «общественного договора», компромисса между классами. Наоборот, госу­дарство на Востоке всегда стояло над обществом, подавляло его.

Здесь очень долго, тысячелетиями устойчиво сосуществовали самые разные хозяйственные уклады и общественные структуры (патриархальные, рабовладельческие, феодальные и даже элементы капиталистических отно­шений). Фактически все время существовала одна и та же традиционная структура, без резкого изменения прежних отношений.

Также, в отличие от Европы, в странах Востока не было неограничен­ного господства частной собственности. Она хотя и признавалась, защища­лась законом, но всегда находилась в подчиненном положении по отноше­нию к коллективной (государственной, общинной, храмовой) собственно­сти. Государство противостояло частному собственнику, видя в чрезмерном его усилении угрозу для своего существования и стабильности общества в целом. Поэтому собственник ограничивался государством, находился под его контролем. Общественную ценность на Востоке представляло не столько богатство само по себе, сколько государственная должность, которая давала уже ее обладателю и власть, и богатство.

Классы на Востоке также не были четко выражены. Существовало большое количество промежуточных слоев, прослоек, переходных катего­рий населения. Общества полноправных граждан-собственников, осоз­нающих свои экономические и политические интересы, никогда не было. В этих условиях гораздо большее значение приобретала не столько классо­вая или партийная, сколько политическая, религиозная, этническая при­надлежность людей, сохранение ими традиционных общинных, племен­ных, клановых, кастовых связей.

Над этой пестрой традиционной общественной структурой и стояло

государство. Оно интегрировало различные отношения и интересы, но не примиряя их, а подавляя, подчиняя себе. Государство на Востоке осущест­вляло не только политическое господство, но и верховную экономическую, а зачастую и религиозную власть, было всесильным.

Государство здесь фактически выросло из общины и всегда опира­лось на общинные, коллективистские традиции, защищало их. Несмотря на начавшееся их разложение под влиянием капиталистических отношений, роль государства на Востоке не ослабла, но даже усилилась еще больше. Именно государство в странах современного Востока занимает ведущие позиции в сфере хозяйственной деятельности.

4. Политические системы развивающихся государств.

Политические структуры стран Востока (независимо от уровня эконо­мического и социального развития) сильно отличаются от западных стран.

Решающую роль в политическом развитии освободившихся стран играла армия, как главный носитель общегосударственной идеи и государ­ственной власти. Для политической жизни этих стран характерны частые военные перевороты (как прогрессивные, против реакционных диктатур, так и, наоборот, реакционные, что бывало гораздо чаще). Так, в Тропиче­ской Африке в 70-х годы они происходили чуть ли не каждый месяц. С 80-х годов число военных переворотов стало сокращаться.

Монархическая форма правления сохранилась в основном в Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Бруней), в Гималаях (Непал, Бутан), на Ближнем Востоке (страны Аравийского полуострова, Иордания, Марокко).

Большинство стран «третьего мира»являются президентскими рес­публиками, правительство не назначается парламентом и ответственно не перед ним, а перед президентом.

Главным исключением из этого правила является Индия. Здесь, как и в большинстве стран Европы, избранный парламентом премьер-министр, а не президент является фактическим главой страны. В Индии была воспри­нята и закреплена британская парламентская модель.

Президентские системы в большей мере отвечают авторитарной тра­диции организации государственной власти в «третьем мире», чем парла­ментские. Президентский пост занимали многие из известных диктаторов Азии - Саддам Хусейн (Ирак), Сухарто (Индонезия), Африки - Мобуту (Заир), И.Амин (Уганда), Д.Нимейри (Судан) и др. В некоторых случаях этот пост становился, по существу, пожизненным (Туркменистан), а ино­гда и наследственным (Гаити, Северная Корея, Азербайджан). Если же конституции соответствующих стран запрещали переизбрание, президент­ский пост оставался достоянием правящего семейства или клана. Как пра­вило, президентом объявлял себя и лидер очередного военного переворота.

Во всех странах «третьего мира» политические отношения регулиру­ются прежде всего системой «патрон-клиент». Эти связи играют гораздо

большее значение, чем все конституционные нормы. Поэтому большинство политических партий действует на основе не классовых интересов, а племен­ных, этнических, религиозных, клановых связей. Иногда партии даже офици­ально создаются на этнической (Малайзия, Индия, Пакистан) или религиоз­ной (Ливан, Индонезия) основе. В некоторых странах политические партии запрещены или же существует однопартийная система, а в члены подобной «партии-государства» подчас записывается все зрелое население страны.

В рамках традиционной социальной структуры восточных обществ политические партии неизбежно становились племенными, а не классовы­ми. Вместо партий фактически появлялись мощные, противостоящие друг другу этнополитические группировки, стремящиеся к максимуму власти и влияния. Демократия по-европейски, многопартийность на Востоке в ито­ге вела к политической нестабильности, возрождению сепаратистских тен­денций. В таких условиях президент оказывался выражением определен­ного общественного компромисса. Все это еще более повышало роль пре­зидентской власти в странах Востока.

Первые десятилетия независимости в странах Азии и Африки были отмечены полным преобладанием авторитарной тенденции, засилием го­сударства в большинстве сфер общественной жизни.

Но в 80 - 90-е годы один за другим стали исчезать диктаторские, во­енные, однопартийные авторитарные режимы, развиваются демократиче­ские процессы. Наблюдаются либерализация политической жизни, сокра­щение государственного сектора в экономике, отступление государства в целом из общественной жизни.

5. Страны Южной и Юго-Восточной Азии

Индия. В августе 1947 г. английский парламент был вынужден при­нять Закон о независимости Индии. Британская Индия была разделена на два доминиона по религиозному признаку - Индийский Союз, населенный индуистами, и Пакистан, населенный мусульманами.

С самого начала Индия и Пакистан оказались резко враждебными друг другу. Крайне обострилась индо-мусульманская вражда, приведшая к гибели сотен тысяч человек, многомиллионному потоку беженцев, взрыву национализма и шовинизма. Некогда единая экономика страны оказалась разорванной: Пакистану отошли в основном богатые сырьевые районы, а к Индии - перерабатывающие предприятия.

В конце ноября 1949 г. Учредительное собрание приняло конститу­цию новой Индии, которая вступила в силу в январе 1950 г. Была провоз­глашена Республика Индия, которая при этом оставалась членом Британ­ского содружества наций, сохраняя связи с прежней метрополией. Гаранти­ровалась неприкосновенность частной собственности, равенство всех граж­дан перед законом, независимо от религиозной, расовой и кастовой принад­лежности, пола и места рождения. В дальнейшем ряд законов развил идею

юридического равенства граждан. Так, очень большую роль сыграл закон о запрещении кастовой дискриминации (1955 г.). Однако фактически кастовая система продолжает существовать и даже играет роль своеобразного стаби­лизирующего фактора. В политической жизни по-прежнему преобладают брамины (брахманы), которые составляют основной костяк государственного аппарата, руководства политических партий и организаций.

По форме правления Индия представляет собой парламентарную республику. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из Народной палаты (нижней) и Совета штатов (верхней палаты). Всеобщие прямые выборы в Народную палату прово­дятся через 5 лет. Подавляющее большинство Совета штатов избирается выборщиками от законодательных собраний штатов на 6 лет, остальные (12 человек из 250) назначаются президентом.

Высшую исполнительную власть осуществляет глава государства -президент, являющийся и главнокомандующим вооруженными силами. Он вместе с вице-президентом избирается выборщиками от населения сроком на 5 лет. Президент назначает губернаторов штатов, высших должностных лиц государства и, прежде всего премьер-министра (по английской политической традиции, заимствованной и в Индии, главой правительства назначается ли­дер победившей на парламентских выборах партии). Президент имеет пра­во досрочного роспуска Народной палаты, введения чрезвычайного положе­ния и даже приостановления действия многих статей конституции.

Однако президент действует «по совету», а фактически по указанию назначаемого им же правительства. На практике реальная исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра, возглавляющего пра­вительство (Совет министров). Правительство же ответственно не перед президентом, а перед нижней палатой парламента. Совет министров вы­нужден опираться на парламентское большинство, поскольку нижняя па­лата может отправить правительство в отставку путем вотума недоверия.

Судебная власть отделена от законодательной и исполнительной.

Согласно конституции, Индия - федеративная республика, в составе которой 25 штатов и 7 союзных территорий. Каждый штат имеет свое зако­нодательное собрание и правительство. Во главе штата стоит губернатор. Власти штатов фактически подконтрольны центральным властям. Союзные же территории управляются непосредственно федеральным правительством.

Особенностью политической жизни Индии является преобладание центристской партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

После завоевания независимости был взят курс на капиталистическое развитие. Государство активно способствовало такому движению, поддержи­вая частный капитал в экономике, Сложился также и сильный государствен­ный сектор в промышленности (31% всей промышленной продукции).

Весной 1998 г. Индия и Пакистан стали ядерными державами.

В целом Индия успешно повторяет западный путь развития как в эко­номике, так и в политической жизни, что является редкостью для стран «третьего мира». В отличие от многих развивающихся стран, в Индии армия не вмешивается в политику, не наблюдается политических или военных пере­воротов, утвердились демократические нормы и традиции. Однако существу­ют в жизни страны и серьезные проблемы - преодоление отсталости, демогра­фическая и продовольственная проблемы, национально-религиозные распри.

По сходному с Индией политическому пути развивалась и другая бывшая английская колония - государство Шри Ланка (бывший Цейлон). В первые 30 лет независимости утвердились, как и в Индии, парламент­ская республика и многопартийная система. Однако в 1978 г. была приня­та новая конституция, согласно которой президент получил очень большие полномочия. Произошел переход от парламентской к президентской рес­публике. Прежний курс на социалистическое развитие теперь сменился капиталистической ориентацией. Влиятельный раньше государственный сектор экономики сократился и уступил место частному. Главной пробле­мой государственного развития Шри Ланки в 80 - 90-е гг. являются меж­национальная рознь, сепаратистские выступления тамильского населения.

Пакистан. Образовавшийся в 1947 г. мусульманский Пакистан со­стоял из двух разделенных Индией частей - развитой западной в долине р. Инд и более отсталой восточной в Бенгалии. Между обеими частями стра­ны существовали острые противоречия, которые затем и привели к отде­лению восточной части страны и образованию здесь самостоятельного го­сударства Бангладеш (1971 г.).

Правительство Пакистана долго управляло без конституции, которая была принята только через 9 лет после приобретения независимости - в 1956 г. Пакистан был объявлен исламской республикой во главе с прези­дентом. Ныне действует конституция 1973 г. В отличие от Индии, в Пакиста­не было введено президентское правление, а правительство во главе с пре­мьер-министром, как и двухпалатный парламент, обладали ограниченными полномочиями. Для политической жизни Пакистана, как и большинства стран «третьего мира» вообще характерны авторитарные тенденции: поли­тическая нестабильность, частые военные перевороты, большая роль армии в политике, усиление власти президента, частая смена или приостановление действия конституций, роспуск парламента, запрещение политических пар­тий, правление командно-административными, бюрократическими методами, слабость демократических институтов, широкое применение репрессий. Го­сударство официально проводит политику исламизации общества.

По сходному с Пакистаном пути развивались и крупные страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Филиппины).

6. Страны Ближнего и Среднего Во стока

Большинство стран этого региона к 1945 г. формально считались не­зависимыми. Собственно колоний здесь было меньше, чем в Африке или Южной и Юго-Восточной Азии. Но даже независимые государства (Иран, Афганистан, Ирак, Ливан, Египет, Сирия) фактически были полуколония­ми или зависимыми территориями европейских держав.

По форме правления вначале безусловно, преобладала абсолютная монархия теократического характера. Монарх являлся одновременно свет­ским и духовным главой страны. Лишь Турция, Ливан и Сирия являлись республиками.

В 50 - 60-е годы в большинстве стран региона в ходе военных переворотов были ликвидированы монархии и установлена республиканская форма правления. Однако абсолютные монархии сохранились на Аравийском полуострове (Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар). Довольно близки к абсолютным и имеющиеся в регионе конституционные монархии (Кувейт, Бахрейн, Иордания, Марокко). Парламенты здесь хотя и существуют, но часто распускаются на длительный срок, действие конституций может приостанавливаться или ограничиваться чрезвычайным законодательством, деятельность политических партий также часто запрещается.

Палестина Национально-освободительное движение на Ближнем и Среднем Востоке развернулось под сильнейшим влиянием палестинской проблемы, не решенной до сих пор. По решению Генеральной Ассамблеи ООН (1947 г.) Англия теряла свои права на управление Палестиной. На этой территории должно было образоваться два государства - еврейское государство Израиль на севере и арабское государство в южной части. Од­нако арабы резко враждебно встретили возникновение на их землях в 1948 г. государства Израиль. Началась война армий Египта, Ливана, Иордании, Сирии, Ирака против Израиля, в ходе которой арабские армии потерпели поражение. После войны израильские войска при поддержке США окку­пировали почти всю Палестину, в том числе и территорию арабского госу­дарства. Около 1 млн. арабов было изгнано с оккупированных земель, ко­торые стали заселяться евреями.

Поражение в арабо-израильской войне 1948-1949 гг., потеря значи­тельной части арабских земель, ликвидация Израилем арабского государ­ства Палестины стали решающим толчком к росту национального само­сознания на Арабском Востоке, к подъему национально-освободительной, а в сущности, антиколониальной борьбы, к окончательному формирова­нию здесь независимых государств, к подъему движения арабской соли­дарности. Защиту дела всех арабов, возвращение захваченных земель ли­деры арабских стран тесно связывали с борьбой против Израиля и его со­юзников - Англии, Франции, США, против связанных с Западом полуко­лониальных монархий и всей системы колониализма в целом. Не случайно,

что в этом регионе в 50 - 60-е годы возникло много режимов антизападной, социалистической ориентации.

В ходе последующих арабо-израильских войн 60 - 80-х гг. Израиль оккупировал новые арабские земли, принадлежащие Иордании, Сирии, Ливану, которые пока не собирается возвращать. Однако в 1993 г. на тер­ритории Израиля была создана палестинская автономия, имеющая ограни­ченный характер. Продолжаются сложные переговоры между арабами-палестинцами и Израилем.

Главной страной арабского мира, его наиболее населенной (около 60 млн. чел.) и развитой частью является Египет.

После окончания первой мировой войны под мощным давлением на­ционально-освободительного движения Англия в 1922 г. была вынуждена признать независимость Египта, но сохранила там свои войска. По консти­туции 1923 г. Египет стал конституционной монархией. Были созданы парламент и ответственный перед ним и королем кабинет министров. Од­нако страна по-прежнему оставалась под контролем Англии. Только после заключения англо-египетского договора 1936 г. английские войска были выведены из всего Египта, за исключением зоны Суэцкого канала.

Недовольство проанглийским режимом монархии и новым вводом английских войск в страну привело в июле 1952 г. к революции. Монархия была ликвидирована, отменена прежняя конституция. К власти пришли прогрессивные военные, входившие в организацию «Свободные офице­ры». Высшим органом власти был провозглашен Революционный совет, во главе которого встал подполковник Г.А. Насер, избранный затем прези­дентом страны.

В 1956 г. Г.А. Насер объявил о национализации Суэцкого канала. В от­вет Англия, Франция и Израиль начали войну против Египта, в которой еги­петская армия при мощной поддержке СССР выстояла против интервентов.

Была принята новая конституция 1956 г., по которой Египет стано­вился президентской республикой. Избираемый в ходе прямых выборов президент получил обширные полномочия. Он был главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим, имел право назначения и смеще­ния министров, введения чрезвычайного положения, издавал декреты, имеющие силу закона.

Правительство Г.А. Насера официально взяло курс на строительство социализма по марксистскому образцу. Началась аграрная реформа и пе­рераспределение земли в пользу бедных крестьян. Были национализирова­ны вся крупная и средняя промышленность, финансы, транспорт, внешняя торговля. В 1965 г. государственный сектор давал 85% всей промышлен­ной продукции в стране. По конституционной декларации 1964 г. Египет провозглашался «социалистической демократической республикой». Были

ликвидированы все политические партии, кроме одной правящей - Араб­ский социалистический союз.

На короткое время (1958-1961 гг.) Египет объединился с Сирией в единое государство под названием Объединенная Арабская Республика, но вскоре Сирия вышла из его состава. Попытка объединения двух араб­ских государств оказалась неудачной.

К концу 60-х годов стала очевидной экономическая неэффектив­ность господствующего государственного сектора. После смерти Г.А. На­сера (1970 г.) новый президент А. Садат отказался от прежних социалисти­ческих экспериментов, от союза с СССР и взял курс на капиталистическое развитие, т.е. на поощрение частного сектора экономики, широкую прива­тизацию государственных предприятий, привлечение иностранного капи­тала, -а также на союз с США. Прежнее название страны (Объединенная Арабская Республика) было изменено на новое - Арабская Республика Египет. Была восстановлена многопартийная система. Эта же линия была продолжена сменившим А. Садата в 1981 г. президентом X. Мубараком. 70 - 90-е годы стали периодом быстрого экономического развития Египта.

По схожему с Египтом пути социалистической ориентации развива­лись в разное время и другие крупные арабские страны - Сирия (60 - 80-е годы), Ирак (1963-1979 гг.), Южный Йемен (1967-1990 гг.), Алжир (1962-1989 гг.), Ливия (с 1969 г.). Во всех этих странах к власти приходили ле­вые националисты-офицеры, ориентированные на социализм и стремив­шиеся к созданию сильного национального государства. Везде проводи­лись аграрные реформы, кооперирование крестьянства, национализация крупных предприятий и даже целых отраслей экономики (прежде всего нефтяной промышленности), иногда - земли, ограничение иностранных компаний и частного капитала, широкие социальные реформы, в некото­рых странах даже вводилось плановое регулирование экономики.

В странах социалистической ориентации существовали военные ре­жимы, фактически превратившиеся в диктатуры. Особенно характерен ре­жим С. Хусейна в Ираке (с 1979 г.). Многопартийные системы были заме­нены однопартийными. Значительно был усилен репрессивный аппарат. Подавлялась всякая политическая оппозиция. Население было поставлено под жесткий контроль государства. Однако для руководства всех этих стран социалистической ориентации характерно стремление опереться на ислам, совместить идеологию ислама с идеями социализма. Провозглаша­ется свой, особый «исламский социализм».

Неэффективность разбухшего государственного сектора экономики в одних странах (Ирак, Ливия) компенсировалась огромными доходами от добычи нефти, в других - к концу 80-х годов привела к свертыванию прежних реформ, поощрению частного и иностранного капитала, либера­лизации экономики, возрождению многопартийности и демократических

принципов политической жизни, а в некоторых случаях - и к падению прежних правительств. Так, промарксистский режим Народной Демокра­тической Республики Йемен (Южный Йемен), ослабленный внутренними распрями, в 1990 г. пал. Северная и южная части страны объединились под главенством Северного Йемена.

С огромными сложностями сталкивается и алжирское руководство, вынужденное в 1989 г. разрешить деятельность оппозиционных групп и партий. Столкнувшись с угрозой потери власти в пользу крайних ислами­стов, оно в 1992 г. вновь поставило их вне закона. В ответ мусульманские экстремисты-фанатики развернули активную террористическую деятель­ность против правительства, вызвавшую многотысячные жертвы мирного населения. Политическая напряженность в Алжире усиливается.

.Вообще роль исламского фактора в странах Ближнего и Среднего Востока, где проживает большинство мусульман планеты, очень велика. В большинстве стран этого региона государственной религией провозглашен ислам. Политико-правовые институты таких государств действуют на ос­нове исламских ценностей. Главным источником права считается Коран, зачастую судопроизводство осуществляется на основе шариата.

В соответствии с традициями ислама глава государства является од­новременно светским и религиозным лидером страны. Это отношение к власти в том или ином виде сохранилось даже после свержения монархий и установления республиканского строя. Поэтому президенты ближнево­сточных стран стремятся использовать эту традицию в своих интересах, для усиления своей власти.

В тех странах Ближнего и Среднего Востока, где уже сильно влияние западных ценностей, традиций европейской демократии, исламские фун­даменталисты стремятся к свержению таких режимов и установлению ис­ламского государства. Помимо Алжира, влияние мусульманских экстреми­стов возрастает в Египте, Судане, Турции, Иордании, Ливане (где с 1975 г. идет гражданская война между христианами и мусульманами различных направлений).

Говоря об усилении ислама в политической жизни региона, необхо­димо отметить во многом близкую судьбу двух крупных неарабских стран - Ирана и Афганистана, в прошлом бывших полуколониями Англии.

Иран в 50 - 70-е годы встал на путь ускоренной капиталистической мо­дернизации общества по западному образцу. Правительство шаха активно внедряло капиталистические отношения в сельском хозяйстве, промышленно­сти, торговле, в сфере культуры, насаждало западные ценности и западные модели образа жизни. Однако реформы не всегда были продуманными, темпы их проведения оказались слишком быстрыми для общества. Все это вызвало мощное сопротивление шахскому правительству. Возглавило это обществен­ное недовольство очень влиятельное в стране шиитское духовенство. В ходе

антимонархической революции 1978-1979 гг. шахский режим пал. В апреле 1979 г. Иран был провозглашен исламской республикой.

По конституции 1979 г. в основу общественного и государственного строя Ирана положены принципы ислама. Законодательная (в лице одно­палатного парламента - меджлиса), исполнительная (представленная пре­зидентом, который одновременно возглавляет и кабинет министров) и су­дебная власть разделены и независимы друг от друга. Но фактически все власти находятся под контролем политического и духовного Руководителя страны - высшего лидера мусульман-шиитов (в 1979-1989 гг. аятоллы Р.Хомейни, с 1989 г. - его преемника Али Хаменеи). Таким образом, вер­хушка шиитского духовенства сохраняла монополию на власть в стране.

В Иране была запрещена деятельность неисламских политических партий и организаций. Создан мощный репрессивный аппарат, следящий за соблюдением принципов ислама во всех сферах общественной жизни.

Афганистан после революции 1978 г. взял курс на ускоренное строи­тельство социализма при поддержке СССР. Начались непродуманные, по­спешные социально-экономические реформы, связанные с разрушением тра­диционного уклада, преследования мусульманского духовенства, что вызва­ло ожесточенное сопротивление общества. В декабре 1979 г. в страну были введены советские войска, что еще более осложнило положение правящего режима. Началась многолетняя война афганцев с советскими войсками и прокоммунистическим правительством Кабула. Резко усилились национа­листические, фундаменталистские настроения в афганском обществе. После вывода советских войск из Афганистана (1989 г.) борьба исламской оппози­ции против кабульского режима продолжалась и завершилась падением про­коммунистического правительства Наджибуллы в 1992 г. Страна была про­возглашена Исламским государством Афганистан.

Однако различные группировки победившей оппозиции продолжали вести между собой гражданскую войну. В 1996 - 2001 гг. большая часть территории страны контролировалась исламским движением «Талибан», которое крайне нетерпимо относилось к попыткам отступить от принципов ислама в общественной и политической жизни. В 2001 г. США организо­вали вооруженное свержение режима талибов, а затем стали внедрять в Афганистан парламентаризм и западные образцы политической жизни. Были проведены выборы президента и парламента. Однако внедрение за­падных стандартов демократии здесь идет с огромным трудом.

Самостоятельная работа

Социально-экономические проблемы развивающихся стран. Неоко­лониализм.

Становление национальных правовых систем в новых государствах

Азии и Аф


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: