1. Возникновение социалистических государств в Европе. Характер и этапы народно-демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.
Важнейшие политические и экономические преобразования в 1944-1948 гг. Создание нового государственного аппарата и демократизация политического режима. Сохранение буржуазно-демократических конституций. Сочетание демократических и тоталитарных тенденций в политических преобразованиях в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Югославии, Чехословакии. Особенности политико-правовых преобразований в Восточной Германии. Образование ГДР.
Аграрные реформы. Национализация промышленности и банков. Мероприятия по индустриализации. Социально-культурные преобразования. Переход к строительству социализма и изменения в политической и правовой системе стран «народной демократии».
Основные черты правового развития европейских социалистических
стран. Влияние советского права. Правовые источники.
Демократические революции 1989-1990 гг., их политические и государственно-правовые последствия. Демонтаж административно-бюрократических систем управления. Изменения в политической системе и государственном строе. Распад мировой системы социализма.
|
|
2. Образование социалистических государств в Азии. Исторические
условия и особенности развития народно-демократических революций в
Азии. Установление власти коммунистов и особенности этого процесса в
Монголии, Китайской Народной Республике (КНР), Корейской Народно-
Демократической Республике (КНДР) и Вьетнаме.
Важнейшие социально-экономические преобразования на первом этапе революции. Аграрные реформы. Особенности экономических преобразований в Монголии.
Первые конституции и конституционные акты. Законодательное закрепление политических и экономических итогов первого этапа революции. Особенности социалистических преобразований в Монголии, КНДР, Демократической Республике Вьетнам (ДРВ) и КНР.
«Культурная революция» в КНР. Эволюция политической системы и государственно-правового строя Китая.
Становление многопартийной политической системы в Монголии (1990 г.).
3. Образование социалистического государства на Кубе. Свержение
диктатуры Батисты и победа народной революции. Создание народно-
революционного правительства.
Важнейшие социально-экономические и политические преобразования. Аграрная реформа. Национализация промышленности. Слом старой государственной машины и создание основ социалистического государства. Основной закон Кубинской революции 1959 г. Эволюция политического режима на Кубе. Общественный и государственный строй Кубы по конституции 1976 г.
|
|
4. Право социалистических стран. Особенности формирования права
в зарубежных социалистических странах.
Развитие основных институтов гражданского права. Возникновение и развитие трудового права. Развитие уголовного права и процесса.
Лекция 21.«Государство и право зарубежных стран социализма. Образование, развитие и распад мировой системы социализма»
План
1. Государства Центральной и Восточной Европы в период второй
мировой войны.
2. Государственное строительство в странах Центральной и Восточной Европы после второй мировой войны.
3. Экономические преобразования в странах Центральной и
Восточной Европы в 40-50-е гг. XX в.
4. Развитие конституционного законодательства государств
Центральной и Восточной Европы в 40-80-е гг.
5. Демократические революции 1989-1990 гг. в государствах
Центральной и Восточной Европы.
6. Конституционное законодательство постсоциалистических стран
Центральной и Восточной Европы.
1. Государства Центральной и Восточной Европы в период второй мировой войны
К началу 40-х гг. XX в. в странах Центральной и Восточной Европы установились авторитарные режимы. Но уровень социально-экономического развития в этих странах не был одинаков. Наиболее высокоразвитой в этом отношении была Чехословакия, ей уступали аграрно-промышленные страны - Польша и Венгрия. В Болгарии и Румынии была довольно отсталая экономика, а в Албании были еще сильны феодальные отношения.
Слабая в целом экономика государств Центральной и Восточной Европы позволила фашистской Германии и ее сателлитам установить свое господство на их территориях в период второй мировой войны.
Албания, Польша, большая часть Югославии были оккупированы немецкими и итальянскими войсками в результате военного разгрома. Болгария, Венгрия, Румыния, Хорватия, Чехия и Словакия (части расчлененной Чехословакии) были присоединены к гитлеровской коалиции, благодаря чему формально сохраняли независимый статус.
Румыния и Венгрия с самого начала второй мировой войны выступили на стороне гитлеровской коалиции, и только после приближения к их границам Советской армии эти государства начали освободительную борьбу против Германии и ее союзников.
Освободительная борьба в странах Центральной и Восточной в период второй мировой войны напрямую зависела от продвижения советских войск. Если Советская Армия приближались к границам того или иного восточноевропейского государства либо уже находилась на его территории, там начинало активно действовать освободительное движение, которое организовывало антифашистское восстание. В каждом государстве были сформированы отечественные фронты - национальные движения, которые объединили все существовавшие на тот период в государствах политические силы, и возглавили борьбу с фашизмом.
В Болщэии объединение всех антифашистских сил в Отечественный фронт началось в 1942 г. Был сформирован Национальный комитет - руководящий орган Отечественного фронта, в состав которого вошли представители различных политических партий. В стране была создана партизан-
екая армия. В 1944 г. в Болгарии произошло антифашистское восстание, в результате которого болгарская армия начала выступление против фашистской Германии. Было создано правительство Отечественного фронта, которое временно руководило страной.
Национально-освободительная борьба в Югославии началась сразу же после оккупации страны в 1941 г. в форме выступлений многочисленных партизанских отрядов. Тогда же начал складываться Единый национально-освободительный фронт Югославии, объединивший все патриотические слои населения. Началось формирование будущей регулярной армии. В 1942 г. было создано Антифашистское вече народного освобождения Югославии, ставшее политическим и организационным центром национально-освободительной сил. В 1945 г. Антифашистское вече народного освобождения Югославии объявило себя Временной народной скупщиной (парламентом).
|
|
В разделенной Че^сословакии национально-освободительное движение стало зарождаться в 1943 г. Кульминацией освободительной борьбы стали Словацкое национальное восстание 1944 г. и Пражское восстание 1945 г. Было создано правительство, которое приняло в г.Кошице программу национального возрождения страны. Кошицкая программа провозгласила создание правительства чехов и словаков, составленного из представителей всех групп и политических направлений.
Национально-освободительная борьба в Польше связана с возрождением в 1942 г. деятельности Польской рабочей партии. В 1943 г. в Варшаве был принят Манифест демократических общественно-политических и военных организаций. В 1944 г. был создан руководящий центр антифашистской, национально-освободительной борьбы - Крайоварада народова и стала формироваться Народная армия Польши. Временным правительством Польши стал Польский комитет национального освобождения. Помимо этого правительства на территории Польши действовали подпольные органы эмигрантского правительства, которое с начала второй мировой войны действовало в Великобритании. Между Крайовой радой народовой и эмигрантским правительством было заключено соглашение о создании коалиционного правительства, получившего название «Временное правительство национального единства». Однако вскоре представители эмигрантского правительства были удалены из его состава.
В Венгрии (по причине вовлечения в гитлеровский блок) национальный фронт был создан лишь в конце 1944 г., когда Советская армия приблизилась к ее государственной границе. Тогда же было открыто Временное национальное собрание, создавшее временное национальное правительство.
Румыния, также как и Венгрия, являлась частью гитлеровского блока. Но, несмотря на это, национально-освободительный фронт здесь был открыт раньше, чем в Венгрии (в 1943 г.). Этот фронт назывался Патрио-
|
|
тическим антифашистским, объединившим представителей буржуазии, крестьянства, рабочих (в том числе и коммунисты). В августе 1944 г. произошло восстание против правящего режима, позволившее стране в дальнейшем освободиться от военно-фашистской диктатуры Антонеску.
Таким образом, к середине 40-х гг. XX в. в результате разгрома советскими войсками гитлеровской Германии государства Центральной и Восточной Европы освободились от господства фашистской Германии и ее союзников.
2. Государственное строительство в странах Центральной и Вос
точной Европы после второй мировой войны
Во всех странах этого региона функции органов власти на освобожденных территориях стали выполнять национальные фронты. Затем были созданы временные правительства, состоявшие из представителей буржуазии, крестьянства, интеллигенции, а также левых сил, в том числе коммунисты. Происходила «чистка» государственного аппарата от фашистских элементов и военных преступников (нередко с перегибами).
В Югославии, Албании, Венгрии, Болгарии, Румынии во второй половине 40-х гг. была ликвидирована монархия и установлена республиканская форма правления.
В октябре 1949 г. в восточной части Германии было образовано новое государство - Германская Демократическая Республика в ответ на создание Федеративной Республики Германии.
Таким образом, в государствах Центральной и Восточной Европы в середине 40-х гг. XX в. началось установление народно-демократической власти. Однако преобладающее политическое и военное положение СССР в данном регионе надолго определило судьбу этих государств - движение к социализму.
3. Экономические преобразования в странах Центральной и Вос
точной Европы в 40 - 50-е гг. XX в.
Главной задачей государств этого региона после войны стало восстановление экономики, в первую очередь, сельского хозяйства. Во многих государствах Центральной и Восточной Европы до начала второй мировой войны сохранялись крупное помещичье землевладение. После войны аграрные реформы были проведены во всех странах этого региона. Везде проводилась экспроприация земельной собственности, принадлежащей фашистам, бывшим военным преступникам и лицам, сотрудничавшим с нацистами. В ходе аграрных реформ часть земель сразу же переходила в руки государственных организаций, но частная собственность на землю не отменялась.
После этого началось ограничение помещичьего землевладения. Если площадь земельного участка превышала установленные законом предельные размеры, земельные излишки экспроприировались в пользу государства с условием выплаты за них компенсации. За счет экспроприации земель, принадлежавших фашистам, военным преступникам, а также в ре-
зультате ограничения крупного землевладения в странах Центральной и Восточной Европы создавался земельный фонд, из которого безземельные и малоземельные крестьяне наделялись землей.
Следующим этапом аграрных реформ стало кооперирование крестьян путем перехода от простейших форм кооперации (сбытовой, потребительской) к трудовым сельскохозяйственным кооперативам. В большинстве стран кооперирование было завершено к концу 50-х-началу 60-х гг., и почти повсеместно сопровождалось негативными явлениями (перегибы, принуждение, кризисные явления).
Национализация промышленности и банков в странах Центральной и Восточной Европы началась одновременно с проведением аграрных реформ. Сразу же после освобождения почти во всех странах было конфисковано имущество, принадлежавшее фашистской Германии и военным преступникам, Довольно быстро в государственную собственность перешли ключевые отрасли промышленности, банки, что позволило этим странам восстановить разрушенную экономику. В Болгарии, Югославии и Польше национализация была проведена в короткие сроки (с 1944 по 1947 гг.). В других государствах Центральной и Восточной Европы национализация проходила поэтапно.
В конце 40-х гг. в восточноевропейских странах главной целью экономической политики становится индустриализация промышленности на основе государственного планирования. На первых порах политика жесткого планирования сыграла положительную роль: государства Центральной и Восточной Европы из преимущественно сельскохозяйственных превратились в индустриально-аграрные. Но с середины 60-х гг. эта же политика привела к падению темпов производства, к последующему застою в экономике и значительному отставанию в развитии. Неэффективное управление экономикой привело к экономическому, а затем и политическому кризису в восточноевропейских государствах. Попытки его преодоления с помощью непоследовательных экономических и политических реформ оказались безрезультатными.
4. Развитие конституционного законодательства государств Центральной и Восточной Европы в 40- 80-е гг.
Все государства этого региона после второй мировой войны стали членами таких международных организаций, как Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора, во главе которых стоял СССР. Эти организации были учреждены в противовес военно-политическому блоку НАТО, созданному государствами Западной Европы и США.
Доминирующее политическое и военное положение СССР в Центральной и Восточной Европе сильно повлияло на социально-экономическую и политическую ситуацию в этих странах. Их экономика благодаря национализации быстро перешла на социалистические рельсы. Политическая система этих государств также изменилась. В первые послевоенные годы были ликвидированы политическая оппозиция и реальная многопартийность. Во всех государствах Центральной и Восточной Европы единственной правящей партией стала партия коммунистов. Усиление силовых структур государства, а также монополия на власть только одной политической партии привели к установлению в этих государствах тоталитарного режима.
Создание тоталитарного общества нашло свое отражение в конституционном законодательстве государств Центральной и Восточной Европы. Во всех странах были приняты новые конституции: в Югославии и Албании - в 1945 г., в Болгарии - в 1947 г., в Чехословакии и Румынии - в 1948 г., в Венгрии и ГДР - в 1949 г., в Польше - в 1952 г. Все эти конституции были проникнуты духом классовой борьбы. Государство определялось как «государство рабочих и трудящихся крестьян». Власть формально принадлежала Советам, которые на самом деле лишь одобряли решения Политбюро правящих партий. Звенья государственного аппарата постепенно стали «срастаться» с органами политических партий. Конституциями было юридически оформлено политическое господство коммунистических партий в этих государствах.
С 60-х гг. XX в. начался процесс замены старых конституций новыми, или внесения в старые конституции существенных изменений и дополнений. Причиной этого явилось построение «основ социализма» и даже «развитого социалистического общества» (ГДР, Болгария). В Чехословакии новая конституция была принята в 1960 г., в Румынии - в 1965 г., в ГДР - в 1968 г., в Болгарии - в 1971 г., в Югославии - в 1974 г. В Венгрии конституция 1949 г. была существенно обновлена в 1972 г. и в 1983 г. Неоднократно вносились поправки в конституцию Польши. В конституциях некоторых стран формально признавалась многопартийность (ГДР, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша).
Также были проведены конституционные изменения в системе государственных органов. В тех республиках, где сохранился институт президента, он был заменен другим государственным органом Государственным советом или президиумом. Кандидатуры в состав Государственного совета или президиума выдвигались руководящими органами коммунистических партий и автоматически одобрялись парламентами государств. Государственные советы обладали значительными полномочиями по сравнению с полномочиями парламентов восточноевропейских государств. Например, Государственный совет Венгрии обладал правом ратификации международных договоров государства.
Как и все предыдущие, социалистические конституции стран Центральной и Восточной Европы содержали в себе широкий перечень прав и свобод граждан, среди которых главными считались социально-
экономические права на труд, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование. Но все положения конституций, касающиеся прав и свобод граждан, носили декларативный характер, поскольку граждане, в случае нарушения их прав и свобод, не могли обратиться куда-либо за их защитой, так как каких-либо органов по защите прав и свобод граждан не было. Данные органы начинают создаваться только в 80-е гг. XX в.
Общественно-политическое развитие восточноевропейских стран протекало сложно, о чем свидетельствуют многочисленные политические кризисы власти, происходившие периодически во всех государствах.
В Польше политические кризисы были в 1956, 1968, 1970, 1976, 1980-1981 гг. Выход из кризисов правящие круги видели в смене лидеров государства, которые осуществляли конституционные и другие реформы, не имевшие положительного результата.
В Венгрии насаждение административно-командной системы привело к взрыву народного недовольства в октябре 1956 г. Для подавления выступлений граждан в Венгрию были введены советские войска. Также была осуществлена смена правительства. К власти пришел Я.Кадар, которому удалось стабилизировать обстановку в стране.
В Албании в 1967 г. были закрыты все религиозные учреждения, а священнослужители были «приобщены к общественно-полезному труду», что вызвало недовольство среди населения.
В 1968 г. Коммунистическая партия Чехословакии взяла курс на обновление социализма в стране путем его демократизации. Ставилась задача придать социализму «человеческое лицо». Этот процесс, получивший название «пражской весны», был прерван после ввода войск пяти стран -членов Варшавского Договора во главе с СССР. Новое руководство Коммунистической партии Чехословакии, сформированное в 1969 г., провело «чистку» в партии и приостановило развитие реформ.
5. Демократические революции 1989-1990 гг. в государствах Центральной и Восточной Европы
Несоответствие положений конституций реальной жизни, грубое нарушение прав и свобод граждан, усугубляющийся экономический и политический кризис и неспособность государственных органов справиться с ним - все это порождало социальную напряженность в странах Центральной и Восточной Европы, что привело в итоге в конце 80-х - начале 90-х гг. к демократическим революциям в этих государствах.
Отличительной особенностью этих революций в большинстве стран (Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии) был их мирный, ненасильственный характер.
Польша первой вступила на путь демократических преобразований. Этот процесс начался в 1980 г., когда был создан независимый профсоюз «Солидарность», который объединил все оппозиционные силы в стране.
Уровень оппозиционного движения, поддержанного Западом, был настолько высоким, что для стабилизации ситуации коммунистические власти вынуждены были ввести в стране военное положение. Главой государства стал генерал В. Ярузельский. Но это не решило проблемы. Правительство вынуждено было вступить в переговоры с оппозицией и тем самым легализовать ее. Диалог между коммунистической партией Польши (Польская объединенная рабочая партия) и движением «Солидарность» привел к соглашению о проведении выборов в парламент страны на основе политического плюрализма. В 1989 г. были проведены парламентские выборы, на которых Коммунистическая партия Польши потерпела поражение, а к власти пришла оппозиция, во главе с лидером «Солидарности» Валенсой. Впоследствии коммунистическая партия Польши была преобразована в Социал-демократическую партию Польши.
В Венгрии в 1989 г. были проведены парламентские выборы, в результате которых большинство мест в парламенте заняла центристская партия - Венгерский демократический форум, а коммунисты потерпели поражение. Коммунистическая партия Венгрии была преобразована в социалистическую.
В Чехословакии демократическая революция была названа «бархат-ной» в силу ее мирного характера. В 1989 г. Коммунистическая партия Чехословакии отказывается от монополии на власть. К этому ее принудили массовые демонстрации, прошедшие по всей стране под руководством общественного движения «Гражданский форум». На парламентских выборах
1990 г. «Гражданский форум» завоевал лидирующие позиции, а один из
его лидеров - В. Гавел стал президентом страны.
В ГДР недовольство социализмом приобрело форму массового бегства восточных немцев за границу. Некоммунистическая оппозиция на парламентских выборах 1990 г. одержала победу и взяла курс на объединение с ФРГ.
В Румынии демократическая революция началась с восстания народа против авторитарного режима. Возглавил это восстание Фронт национального спасения, который впоследствии на парламентских выборах 1990 г. получил большинство голосов избирателей. Диктатор Н.Чаушеску был казнен.
В Югославии демократическая революция привела к тому, что в
1991 г. Социалистическая Федеративная Республика Югославия распалась.
Из ее состава вышли республики Хорватия, Словения, Македония, Босния
и Герцеговина. Сербия и Черногория в 1992 г. образовали Союзную рес-
публику Югославию.
Итогом всех демократических революций в странах Центральной и Восточной Европы является отказ коммунистов от монополии на власть, приход к власти оппозиционных политических партий и движений, а также провозглашение курса на рыночную экономику.
6. Конституционное законодательство постсоциалистических
стран Центральной и Восточной Европы
В начале 90-х гг. после демократических революций во всех восточноевропейских государствах были приняты новые конституции. Исключениями являются Польша и Венгрия, в которых действуют существенно измененные и дополненные старые конституции.
Все новые конституции меняют не только названия государств, но и сущность общественного и политического строя. Они закрепили ряд принципов, устанавливающих основы новых рыночных отношений: о свободе и равноправии форм собственности, о свободе предпринимательской деятельности, о свободе труда. Закрепляется принцип разделения властей.
Большинство стран Восточной Европы стали парламентскими республиками. Был установлен новый правовой статус президента, который теперь обладает более широкими полномочиями: отлагательное вето, роспуск парламента в некоторых государствах, назначение правительства, право законодательной инициативы и др. Но, установив широкий круг полномочий президента, конституции также предусматривают ту или иную форму президентской ответственности за нарушение конституции или уголовного закона.
Самостоятельная работа
Характер народно-демократических революций в страх Центральной и Восточной Европы. Причины установления народно-демократических режимов в данном регионе. Демократические и социалистические преобразования в экономической, социальной и политической сферах. Влияние советского опыта.
Демонтаж административно-командной системы управления в странах Центральной и Восточной Европы после 1990 г. Распад мировой системы социализма.
Вопросы для самопроверки
Почему именно в странах Центральной и Восточной Европы установились социалистические режимы?
Какую роль в этом процессе сыграли советское влияние и советский опыт?
Чем отличалось строительство социализма в странах Центральной и Восточной Европы и Советском Союзе?
Что общего было в социально-экономическом и политическом развитии стран народной демократии и Советского Союза?
Каковы причины экономического отставания стран народной демократии от Западной Европы?
Чем были вызваны демократические антикоммунистические рево-
люции 1989-1990 гг. в странах Центральной и Восточной Европы?
Каковы результаты антикоммунистических революций 1989-1990 гг. и распада мировой системы социализма для стран Центральной и Восточной Европы?
Тема 22. Крушение колониальной системы и образование независимых государств в странах Азии и Африки.
Национально-освободительные революции после второй мировой войны. Движущие силы национально-освободительных революций. Крах колониальных империй. Неоколониализм. Выбор пути развития. Социально-экономические проблемы развивающихся стран.
.Возникновение и развитие независимых государств Южной и Юго-Восточной Азии. Индия, Пакистан, Бирма, Индонезия, Афганистан и др.
Возникновение и развитие независимых государств в странах Ближнего и Среднего Востока. Египет, Сирия, Ирак, Алжир, Ливия и др. Исламский фактор. «Исламская революция» в Иране.
Возникновение и развитие независимых государств в Центральной и Южной Африке. Гвинея, Танзания, Конго, Мозамбик, Эфиопия и др.
Становление национальных правовых систем. Колониальное наследие в праве. Влияние правовых моделей социалистических и развитых капиталистических стран. Роль религии и традиций. Кодификационные работы.
Лекция 22. «Крушение колониальной системы и образование независимых государств в странах Азии и Африки после второй мировой войны»
План
1. Кризис и распад колониальной системы.
2. Выбор пути развития.
3. Роль государства на Востоке.
4. Политические системы развивающихся государств.
5. Страны Южной Азии.
6. Страны Ближнего и Среднего Востока.
1. Кризис и распад колониальной системы
Одной из самых характерных черт современной эпохи является ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств в Азии и Африке.
Новые государства создавались на месте бывших колоний в результате победы национально-освободительных движений. Государственная власть переходила от колониальных администраций в руки национальных сил бывших колоний.
Еще после первой мировой войны под сильным влиянием Октябрьской революции 1917 г. в России начался кризис колониальной системы. Уже в 1918-1923 гг. в Китае, Монголии, Индии, Индонезии, Ираке, Египте, Иране, Афганистане, Турции, Ирландии произошли мощные революционные выступления. В ряде колоний оформились национальные партии, возглавляемые национальной буржуазией и стремившиеся к достижению политической независимости.
Под натиском национально-освободительных движений колониальные власти были вынуждены пойти на некоторые уступки: на дарование колониальных конституций Индии (1919 и 1935 гг.), Цейлону (1924 и 1931 гг.), Бирме (1935 г.), некоторое увеличение представительства местных жителей в совещательных органах при губернаторах, разрешение занимать второстепенные посты в колониальной администрации.
Самые заметные кризисные явления проявились внутри самой большой колониальной империи - Британской. Англо-афганский договор 1921 г. закрепил независимость Афганистана. Были формально объявлены суверенными Египет (1922 г.) и Ирак (1930 г.). В результате войны за независимость 1919-1921 гг. статус доминиона завоевала Ирландия. Однако почти вся территория северо-восточной провинции Ольстер осталась в составе Великобритании под названием Северная Ирландия. В 1948 г. Ирландия отказалась от статуса доминиона.
Британские доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландия) в 20-е годы постепенно добились полной внешнеполитической самостоятельности. В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, оформивший государственное обособление доминионов от Англии и явившийся своеобразной конституцией Британского содружества наций. Статут провозглашал свободный союз членов Британского содружества наций, объединенных «общей верностью короне». Основные принципы его были таковы:
1. Действие законов, принятых британским парламентом, могло рас-
пространяться на доминионы только с согласия этих доминионов. При не
соответствии законов доминиона законам метрополии действовал закон
доминиона. Таким образом, признавался принцип законодательного верхо-
венства доминиона.
2. Парламенты доминионов могут самостоятельно решать вопросы
внешней политики.
3. Правительство доминиона формируется в результате очередных
парламентских выборов и ответственно перед собственным парламентом,
т.е. действовал принцип «ответственного правительства».
4. Верховным главой доминиона признавался британский монарх,
представленный в лице генерал-губернатора. Однако генерал-губернатор
назначался короной по рекомендации правительства доминиона и, как пра-
вило, из местных уроженцев. Поэтому роль генерал-губернатора в системе высших органов доминионов невелика и схожа с ролью монарха в самой Великобритании.
Новый подъем национально-освободительного движения в странах Азии и Африки начался после второй мировой войны и привел в конце концов к окончательному краху колониальной системы. Выделяются следующие этапы ликвидации колониализма.
Первый этап (1945-1949 гг.) - борьба народов Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Здесь уже с начала XX в. действовали сильные национальные политические партии, возглавляемые влиятельными лидерами, разворачивались массовые национальные и социальные движения, революционные выступления и восстания. Во время второй мировой войны этот регион стал непосредственным театром военных действий, где японские захватчики свергали прежние колониальные власти. Для борьбы с японцами создавались национальные вооруженные силы (в Китае, Вьетнаме, Бирме, Индонезии, Филиппинах). Поэтому после разгрома японского милитаризма (1945 г.) революционные и националистические силы довольно быстро, как правило, вооруженным путем взяли власть в свои руки и провозгласили независимость своих государств. К 1948 г. освободились от колониального ига Индия, Цейлон, Бирма, Индонезия, Корея, Северный Вьетнам, Филиппины. В 1949 г. победила революция в Китае.
Второй этап (50-е годы) - это период подъема национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке. Здесь левые силы (в том числе и коммунисты) были слабы, до войны не было столь мощных национальных движений и партий, как в странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, а также не было антифашистского сопротивления, так как этот регион не подвергался длительной оккупации войсками стран фашистского блока. Наоборот, местные националисты (в Турции, в Иране, во многих арабских странах) были известны своими прогерманскими настроениями.
Ведущей силой национально-освободительной борьбы на Арабском Востоке (Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Ливия, Алжир) стало оппозиционное офицерство, проникнутое антизападными настроениями и стремившиеся к созданию сильного национального государства. К власти эти лидеры приходили не в результате массовых народных движений, революций, а, как правило, путем военного переворота.
Третий этап (1957-1962 гг.) - крушение колониальной системы в Западной и Центральной Африке. Особенно больших успехов национально-освободительное движение добилось в 1960 г., когда независимыми стали сразу 15 бывших колоний Англии, Франции, Бельгии. Почти везде независимость достигалась мирным путем (кроме Алжира и Бельгийского Конго).
В 1962 г. многолетняя колониальная война в Алжире завершилась провозглашением независимости. Это означало крушение прежних методов управления и колониальной системы в целом.
Четвертый этап (60-е - 80-е годы) стал временем окончательной ликвидации колониализма. В одних странах (острова Океании, Карибского бассейна, Танзания, Сомали) этот процесс развивался мирно, без вооруженных столкновений, в других же странах приводил к многочисленным жертвам. Так, до конца 60-х гг. длилась борьба против английского господства на Кипре, в Йемене, до 1975 г. - против португальского господства в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, до 1980 г. - против расистского режима Родезии. Только в 1990 г. была завоевана независимость последней крупной колонии в Африке - Намибии.
•На развалинах колониальной системы возник так называемый «третий мир», объединенный колониальным (или полуколониальным) прошлым и отставанием от экономически развитых государств Запада, включающий в себя большинство стран Азии, Африки, Латинской Америки. При этом многие новые государства продолжают сохранять экономические и политические связи с прежними метрополиями.
Термин «третий мир» до 90-х годов применялся в отношении освободившихся стран (отличавшихся, с одной стороны, от «первого мира» - т.е. развитых капиталистических стран и, с другой стороны, от «второго мира» - социалистических стран, Европы и Азии). С распадом мировой системы социализма (т.е. «второго мира») термин потерял свой смысл, однако используется до сих пор.
2. Выбор пути развития.
Добившись независимости, большинство новых государств оказались перед сложной проблемой выбора пути развития - капиталистического или некапиталистического (прежде называвшегося социалистическим). Большинство этих стран собственного политического опыта не имели вообще. Поэтому в определении стратегии развития гораздо большую, часто решающую роль играли внешние обстоятельства (соперничество великих держав, прежде всего СССР и США, присутствие иностранных войск, борьба политических сил в стране, идеологические предпочтения лидеров новых государств, другие политические факторы), чем исходный уровень развития этих обществ.
1) Многие лидеры новых государств Азии и Африки обращались к
экономическому и политическому опыту метрополии. Здесь капиталистиче-
ский уклад быстро стал господствующим в экономике, а к руководству об
ществом пришла национальная буржуазия. К таким буржуазным государст-
вам относятся Индия, Пакистан, Шри Ланка, Тунис, Малайзия, Ливан и др.
2) Ряд отсталых стран «третьего мира», где зачастую капиталистиче-
ские отношения и, соответственно, класс буржуазии были слабыми или
даже не сложились, после освобождения заявили о некапиталистическом развитии, «социалистической ориентации». Лидеры таких стран считали, что, не проводя коренных изменений самой структуры общества, опираясь на традиционно сильное государство, только за счет энтузиазма и мобилизации масс можно преодолеть отсталость от Запада, провести индустриализацию, превратить страну в мощную военную державу. Руководство стран «социалистической ориентации» видело возможность такого ускоренного развития в создании жесткой командно-административной системы по советскому образцу. Причем сталинская модель развития оказалась наиболее применима именно к условиям отсталых стран Востока. Не случайно, что почти половина новых государств Африки, многие государства Азии в свое время проводили марксистские эксперименты.
•На первом этапе ликвидации колониальной системы (1945-1949 гг.) революционные режимы, провозгласившие целью построение социализма, возникли в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришли коммунисты (Китай, Северный Вьетнам, Северная Корея). В 50 - 60-е годы режимы социалистической ориентации возникли на Ближнем Востоке (Египет, Сирия, Ирак, Алжир) и в Тропической Африке (Гана, Мали, Гвинея, Танзания, Конго). Тогда же первая антиимпериалистическая революция победила в Западном полушарии (Куба). В 70-е годы наблюдалась третья волна утверждения подобных режимов в Азии (Южный Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Афганистан, Южный Йемен), в Африке (Эфиопия, Сомали, Мадагаскар, Ливия, Бенин, бывшие португальские колонии - Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и др.), в Америке - Гренада, Никарагуа. Однако в этот период многие прежние революционные режимы уже были свергнуты или же отошли от провозглашенных целей (Египет, Гана, Гвинея, Мали, Ирак).
В странах социалистической ориентации главную роль в экономике стал играть государственный сектор, созданный путем национализации имевшихся и строительства новых промышленных предприятий. Везде были проведены аграрные и социальные реформы, ограничение эксплуатации трудящихся. Особенно заметные успехи были достигнуты в области образования, здравоохранения, борьбы с безработицей.
Однако по темпам экономического роста большинство стран социалистической ориентации отставало от стран, выбравших капиталистический путь развития. Резкое усиление роли государства в жизни общества вызывало бесконтрольное разбухание государственного аппарата, огромный рост государственных расходов, привилегий правящей элиты. Государственная монополия во многих областях экономики порождала неэффективность производства, инфляцию, расстройство снабжения, дефициты, коррупцию и злоупотребления многочисленных чиновников. Сокращение связей с рынками Запада укрепляло технологическую отсталость. Почти для всех стран социалистической ориентации были характерны культ личности верховного лидера, военный характер режима, широкое применение репрессий против недовольных, крайняя централизация власти. Население было практически лишено основных прав и свобод и превращено в трудовую армию.
В конце 80-х - начале 90-х гг. все сохранившиеся режимы социалистической ориентации переживали глубокий кризис, вызванный как внутренними, так и внешними причинами. Некоторые из «марксистско-ленинских» режимов потерпели поражение в вооруженной (Эфиопия, Сомали, Афганистан, Южный Йемен) или политической (Никарагуа) борьбе. Другие резко изменили свою экономическую политику, идеологическую ориентацию и начали рыночные преобразования (Ангола, Мозамбик, Конго, Бенин, Мадагаскар и др.). Однако это не означает обязательного повторения западной модели политического и государственного развития.
3. Роль государства на Востоке.
Государство на Востоке всегда было совсем другим, чем в Европе. Оно здесь никогда не было выразителем интересов общества или результатом «общественного договора», компромисса между классами. Наоборот, государство на Востоке всегда стояло над обществом, подавляло его.
Здесь очень долго, тысячелетиями устойчиво сосуществовали самые разные хозяйственные уклады и общественные структуры (патриархальные, рабовладельческие, феодальные и даже элементы капиталистических отношений). Фактически все время существовала одна и та же традиционная структура, без резкого изменения прежних отношений.
Также, в отличие от Европы, в странах Востока не было неограниченного господства частной собственности. Она хотя и признавалась, защищалась законом, но всегда находилась в подчиненном положении по отношению к коллективной (государственной, общинной, храмовой) собственности. Государство противостояло частному собственнику, видя в чрезмерном его усилении угрозу для своего существования и стабильности общества в целом. Поэтому собственник ограничивался государством, находился под его контролем. Общественную ценность на Востоке представляло не столько богатство само по себе, сколько государственная должность, которая давала уже ее обладателю и власть, и богатство.
Классы на Востоке также не были четко выражены. Существовало большое количество промежуточных слоев, прослоек, переходных категорий населения. Общества полноправных граждан-собственников, осознающих свои экономические и политические интересы, никогда не было. В этих условиях гораздо большее значение приобретала не столько классовая или партийная, сколько политическая, религиозная, этническая принадлежность людей, сохранение ими традиционных общинных, племенных, клановых, кастовых связей.
Над этой пестрой традиционной общественной структурой и стояло
государство. Оно интегрировало различные отношения и интересы, но не примиряя их, а подавляя, подчиняя себе. Государство на Востоке осуществляло не только политическое господство, но и верховную экономическую, а зачастую и религиозную власть, было всесильным.
Государство здесь фактически выросло из общины и всегда опиралось на общинные, коллективистские традиции, защищало их. Несмотря на начавшееся их разложение под влиянием капиталистических отношений, роль государства на Востоке не ослабла, но даже усилилась еще больше. Именно государство в странах современного Востока занимает ведущие позиции в сфере хозяйственной деятельности.
4. Политические системы развивающихся государств.
Политические структуры стран Востока (независимо от уровня экономического и социального развития) сильно отличаются от западных стран.
Решающую роль в политическом развитии освободившихся стран играла армия, как главный носитель общегосударственной идеи и государственной власти. Для политической жизни этих стран характерны частые военные перевороты (как прогрессивные, против реакционных диктатур, так и, наоборот, реакционные, что бывало гораздо чаще). Так, в Тропической Африке в 70-х годы они происходили чуть ли не каждый месяц. С 80-х годов число военных переворотов стало сокращаться.
Монархическая форма правления сохранилась в основном в Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Бруней), в Гималаях (Непал, Бутан), на Ближнем Востоке (страны Аравийского полуострова, Иордания, Марокко).
Большинство стран «третьего мира»являются президентскими республиками, правительство не назначается парламентом и ответственно не перед ним, а перед президентом.
Главным исключением из этого правила является Индия. Здесь, как и в большинстве стран Европы, избранный парламентом премьер-министр, а не президент является фактическим главой страны. В Индии была воспринята и закреплена британская парламентская модель.
Президентские системы в большей мере отвечают авторитарной традиции организации государственной власти в «третьем мире», чем парламентские. Президентский пост занимали многие из известных диктаторов Азии - Саддам Хусейн (Ирак), Сухарто (Индонезия), Африки - Мобуту (Заир), И.Амин (Уганда), Д.Нимейри (Судан) и др. В некоторых случаях этот пост становился, по существу, пожизненным (Туркменистан), а иногда и наследственным (Гаити, Северная Корея, Азербайджан). Если же конституции соответствующих стран запрещали переизбрание, президентский пост оставался достоянием правящего семейства или клана. Как правило, президентом объявлял себя и лидер очередного военного переворота.
Во всех странах «третьего мира» политические отношения регулируются прежде всего системой «патрон-клиент». Эти связи играют гораздо
большее значение, чем все конституционные нормы. Поэтому большинство политических партий действует на основе не классовых интересов, а племенных, этнических, религиозных, клановых связей. Иногда партии даже официально создаются на этнической (Малайзия, Индия, Пакистан) или религиозной (Ливан, Индонезия) основе. В некоторых странах политические партии запрещены или же существует однопартийная система, а в члены подобной «партии-государства» подчас записывается все зрелое население страны.
В рамках традиционной социальной структуры восточных обществ политические партии неизбежно становились племенными, а не классовыми. Вместо партий фактически появлялись мощные, противостоящие друг другу этнополитические группировки, стремящиеся к максимуму власти и влияния. Демократия по-европейски, многопартийность на Востоке в итоге вела к политической нестабильности, возрождению сепаратистских тенденций. В таких условиях президент оказывался выражением определенного общественного компромисса. Все это еще более повышало роль президентской власти в странах Востока.
Первые десятилетия независимости в странах Азии и Африки были отмечены полным преобладанием авторитарной тенденции, засилием государства в большинстве сфер общественной жизни.
Но в 80 - 90-е годы один за другим стали исчезать диктаторские, военные, однопартийные авторитарные режимы, развиваются демократические процессы. Наблюдаются либерализация политической жизни, сокращение государственного сектора в экономике, отступление государства в целом из общественной жизни.
5. Страны Южной и Юго-Восточной Азии
Индия. В августе 1947 г. английский парламент был вынужден принять Закон о независимости Индии. Британская Индия была разделена на два доминиона по религиозному признаку - Индийский Союз, населенный индуистами, и Пакистан, населенный мусульманами.
С самого начала Индия и Пакистан оказались резко враждебными друг другу. Крайне обострилась индо-мусульманская вражда, приведшая к гибели сотен тысяч человек, многомиллионному потоку беженцев, взрыву национализма и шовинизма. Некогда единая экономика страны оказалась разорванной: Пакистану отошли в основном богатые сырьевые районы, а к Индии - перерабатывающие предприятия.
В конце ноября 1949 г. Учредительное собрание приняло конституцию новой Индии, которая вступила в силу в январе 1950 г. Была провозглашена Республика Индия, которая при этом оставалась членом Британского содружества наций, сохраняя связи с прежней метрополией. Гарантировалась неприкосновенность частной собственности, равенство всех граждан перед законом, независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения. В дальнейшем ряд законов развил идею
юридического равенства граждан. Так, очень большую роль сыграл закон о запрещении кастовой дискриминации (1955 г.). Однако фактически кастовая система продолжает существовать и даже играет роль своеобразного стабилизирующего фактора. В политической жизни по-прежнему преобладают брамины (брахманы), которые составляют основной костяк государственного аппарата, руководства политических партий и организаций.
По форме правления Индия представляет собой парламентарную республику. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из Народной палаты (нижней) и Совета штатов (верхней палаты). Всеобщие прямые выборы в Народную палату проводятся через 5 лет. Подавляющее большинство Совета штатов избирается выборщиками от законодательных собраний штатов на 6 лет, остальные (12 человек из 250) назначаются президентом.
Высшую исполнительную власть осуществляет глава государства -президент, являющийся и главнокомандующим вооруженными силами. Он вместе с вице-президентом избирается выборщиками от населения сроком на 5 лет. Президент назначает губернаторов штатов, высших должностных лиц государства и, прежде всего премьер-министра (по английской политической традиции, заимствованной и в Индии, главой правительства назначается лидер победившей на парламентских выборах партии). Президент имеет право досрочного роспуска Народной палаты, введения чрезвычайного положения и даже приостановления действия многих статей конституции.
Однако президент действует «по совету», а фактически по указанию назначаемого им же правительства. На практике реальная исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра, возглавляющего правительство (Совет министров). Правительство же ответственно не перед президентом, а перед нижней палатой парламента. Совет министров вынужден опираться на парламентское большинство, поскольку нижняя палата может отправить правительство в отставку путем вотума недоверия.
Судебная власть отделена от законодательной и исполнительной.
Согласно конституции, Индия - федеративная республика, в составе которой 25 штатов и 7 союзных территорий. Каждый штат имеет свое законодательное собрание и правительство. Во главе штата стоит губернатор. Власти штатов фактически подконтрольны центральным властям. Союзные же территории управляются непосредственно федеральным правительством.
Особенностью политической жизни Индии является преобладание центристской партии Индийский национальный конгресс (ИНК).
После завоевания независимости был взят курс на капиталистическое развитие. Государство активно способствовало такому движению, поддерживая частный капитал в экономике, Сложился также и сильный государственный сектор в промышленности (31% всей промышленной продукции).
Весной 1998 г. Индия и Пакистан стали ядерными державами.
В целом Индия успешно повторяет западный путь развития как в экономике, так и в политической жизни, что является редкостью для стран «третьего мира». В отличие от многих развивающихся стран, в Индии армия не вмешивается в политику, не наблюдается политических или военных переворотов, утвердились демократические нормы и традиции. Однако существуют в жизни страны и серьезные проблемы - преодоление отсталости, демографическая и продовольственная проблемы, национально-религиозные распри.
По сходному с Индией политическому пути развивалась и другая бывшая английская колония - государство Шри Ланка (бывший Цейлон). В первые 30 лет независимости утвердились, как и в Индии, парламентская республика и многопартийная система. Однако в 1978 г. была принята новая конституция, согласно которой президент получил очень большие полномочия. Произошел переход от парламентской к президентской республике. Прежний курс на социалистическое развитие теперь сменился капиталистической ориентацией. Влиятельный раньше государственный сектор экономики сократился и уступил место частному. Главной проблемой государственного развития Шри Ланки в 80 - 90-е гг. являются межнациональная рознь, сепаратистские выступления тамильского населения.
Пакистан. Образовавшийся в 1947 г. мусульманский Пакистан состоял из двух разделенных Индией частей - развитой западной в долине р. Инд и более отсталой восточной в Бенгалии. Между обеими частями страны существовали острые противоречия, которые затем и привели к отделению восточной части страны и образованию здесь самостоятельного государства Бангладеш (1971 г.).
Правительство Пакистана долго управляло без конституции, которая была принята только через 9 лет после приобретения независимости - в 1956 г. Пакистан был объявлен исламской республикой во главе с президентом. Ныне действует конституция 1973 г. В отличие от Индии, в Пакистане было введено президентское правление, а правительство во главе с премьер-министром, как и двухпалатный парламент, обладали ограниченными полномочиями. Для политической жизни Пакистана, как и большинства стран «третьего мира» вообще характерны авторитарные тенденции: политическая нестабильность, частые военные перевороты, большая роль армии в политике, усиление власти президента, частая смена или приостановление действия конституций, роспуск парламента, запрещение политических партий, правление командно-административными, бюрократическими методами, слабость демократических институтов, широкое применение репрессий. Государство официально проводит политику исламизации общества.
По сходному с Пакистаном пути развивались и крупные страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Филиппины).
6. Страны Ближнего и Среднего Во стока
Большинство стран этого региона к 1945 г. формально считались независимыми. Собственно колоний здесь было меньше, чем в Африке или Южной и Юго-Восточной Азии. Но даже независимые государства (Иран, Афганистан, Ирак, Ливан, Египет, Сирия) фактически были полуколониями или зависимыми территориями европейских держав.
По форме правления вначале безусловно, преобладала абсолютная монархия теократического характера. Монарх являлся одновременно светским и духовным главой страны. Лишь Турция, Ливан и Сирия являлись республиками.
В 50 - 60-е годы в большинстве стран региона в ходе военных переворотов были ликвидированы монархии и установлена республиканская форма правления. Однако абсолютные монархии сохранились на Аравийском полуострове (Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар). Довольно близки к абсолютным и имеющиеся в регионе конституционные монархии (Кувейт, Бахрейн, Иордания, Марокко). Парламенты здесь хотя и существуют, но часто распускаются на длительный срок, действие конституций может приостанавливаться или ограничиваться чрезвычайным законодательством, деятельность политических партий также часто запрещается.
Палестина Национально-освободительное движение на Ближнем и Среднем Востоке развернулось под сильнейшим влиянием палестинской проблемы, не решенной до сих пор. По решению Генеральной Ассамблеи ООН (1947 г.) Англия теряла свои права на управление Палестиной. На этой территории должно было образоваться два государства - еврейское государство Израиль на севере и арабское государство в южной части. Однако арабы резко враждебно встретили возникновение на их землях в 1948 г. государства Израиль. Началась война армий Египта, Ливана, Иордании, Сирии, Ирака против Израиля, в ходе которой арабские армии потерпели поражение. После войны израильские войска при поддержке США оккупировали почти всю Палестину, в том числе и территорию арабского государства. Около 1 млн. арабов было изгнано с оккупированных земель, которые стали заселяться евреями.
Поражение в арабо-израильской войне 1948-1949 гг., потеря значительной части арабских земель, ликвидация Израилем арабского государства Палестины стали решающим толчком к росту национального самосознания на Арабском Востоке, к подъему национально-освободительной, а в сущности, антиколониальной борьбы, к окончательному формированию здесь независимых государств, к подъему движения арабской солидарности. Защиту дела всех арабов, возвращение захваченных земель лидеры арабских стран тесно связывали с борьбой против Израиля и его союзников - Англии, Франции, США, против связанных с Западом полуколониальных монархий и всей системы колониализма в целом. Не случайно,
что в этом регионе в 50 - 60-е годы возникло много режимов антизападной, социалистической ориентации.
В ходе последующих арабо-израильских войн 60 - 80-х гг. Израиль оккупировал новые арабские земли, принадлежащие Иордании, Сирии, Ливану, которые пока не собирается возвращать. Однако в 1993 г. на территории Израиля была создана палестинская автономия, имеющая ограниченный характер. Продолжаются сложные переговоры между арабами-палестинцами и Израилем.
Главной страной арабского мира, его наиболее населенной (около 60 млн. чел.) и развитой частью является Египет.
После окончания первой мировой войны под мощным давлением национально-освободительного движения Англия в 1922 г. была вынуждена признать независимость Египта, но сохранила там свои войска. По конституции 1923 г. Египет стал конституционной монархией. Были созданы парламент и ответственный перед ним и королем кабинет министров. Однако страна по-прежнему оставалась под контролем Англии. Только после заключения англо-египетского договора 1936 г. английские войска были выведены из всего Египта, за исключением зоны Суэцкого канала.
Недовольство проанглийским режимом монархии и новым вводом английских войск в страну привело в июле 1952 г. к революции. Монархия была ликвидирована, отменена прежняя конституция. К власти пришли прогрессивные военные, входившие в организацию «Свободные офицеры». Высшим органом власти был провозглашен Революционный совет, во главе которого встал подполковник Г.А. Насер, избранный затем президентом страны.
В 1956 г. Г.А. Насер объявил о национализации Суэцкого канала. В ответ Англия, Франция и Израиль начали войну против Египта, в которой египетская армия при мощной поддержке СССР выстояла против интервентов.
Была принята новая конституция 1956 г., по которой Египет становился президентской республикой. Избираемый в ходе прямых выборов президент получил обширные полномочия. Он был главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим, имел право назначения и смещения министров, введения чрезвычайного положения, издавал декреты, имеющие силу закона.
Правительство Г.А. Насера официально взяло курс на строительство социализма по марксистскому образцу. Началась аграрная реформа и перераспределение земли в пользу бедных крестьян. Были национализированы вся крупная и средняя промышленность, финансы, транспорт, внешняя торговля. В 1965 г. государственный сектор давал 85% всей промышленной продукции в стране. По конституционной декларации 1964 г. Египет провозглашался «социалистической демократической республикой». Были
ликвидированы все политические партии, кроме одной правящей - Арабский социалистический союз.
На короткое время (1958-1961 гг.) Египет объединился с Сирией в единое государство под названием Объединенная Арабская Республика, но вскоре Сирия вышла из его состава. Попытка объединения двух арабских государств оказалась неудачной.
К концу 60-х годов стала очевидной экономическая неэффективность господствующего государственного сектора. После смерти Г.А. Насера (1970 г.) новый президент А. Садат отказался от прежних социалистических экспериментов, от союза с СССР и взял курс на капиталистическое развитие, т.е. на поощрение частного сектора экономики, широкую приватизацию государственных предприятий, привлечение иностранного капитала, -а также на союз с США. Прежнее название страны (Объединенная Арабская Республика) было изменено на новое - Арабская Республика Египет. Была восстановлена многопартийная система. Эта же линия была продолжена сменившим А. Садата в 1981 г. президентом X. Мубараком. 70 - 90-е годы стали периодом быстрого экономического развития Египта.
По схожему с Египтом пути социалистической ориентации развивались в разное время и другие крупные арабские страны - Сирия (60 - 80-е годы), Ирак (1963-1979 гг.), Южный Йемен (1967-1990 гг.), Алжир (1962-1989 гг.), Ливия (с 1969 г.). Во всех этих странах к власти приходили левые националисты-офицеры, ориентированные на социализм и стремившиеся к созданию сильного национального государства. Везде проводились аграрные реформы, кооперирование крестьянства, национализация крупных предприятий и даже целых отраслей экономики (прежде всего нефтяной промышленности), иногда - земли, ограничение иностранных компаний и частного капитала, широкие социальные реформы, в некоторых странах даже вводилось плановое регулирование экономики.
В странах социалистической ориентации существовали военные режимы, фактически превратившиеся в диктатуры. Особенно характерен режим С. Хусейна в Ираке (с 1979 г.). Многопартийные системы были заменены однопартийными. Значительно был усилен репрессивный аппарат. Подавлялась всякая политическая оппозиция. Население было поставлено под жесткий контроль государства. Однако для руководства всех этих стран социалистической ориентации характерно стремление опереться на ислам, совместить идеологию ислама с идеями социализма. Провозглашается свой, особый «исламский социализм».
Неэффективность разбухшего государственного сектора экономики в одних странах (Ирак, Ливия) компенсировалась огромными доходами от добычи нефти, в других - к концу 80-х годов привела к свертыванию прежних реформ, поощрению частного и иностранного капитала, либерализации экономики, возрождению многопартийности и демократических
принципов политической жизни, а в некоторых случаях - и к падению прежних правительств. Так, промарксистский режим Народной Демократической Республики Йемен (Южный Йемен), ослабленный внутренними распрями, в 1990 г. пал. Северная и южная части страны объединились под главенством Северного Йемена.
С огромными сложностями сталкивается и алжирское руководство, вынужденное в 1989 г. разрешить деятельность оппозиционных групп и партий. Столкнувшись с угрозой потери власти в пользу крайних исламистов, оно в 1992 г. вновь поставило их вне закона. В ответ мусульманские экстремисты-фанатики развернули активную террористическую деятельность против правительства, вызвавшую многотысячные жертвы мирного населения. Политическая напряженность в Алжире усиливается.
.Вообще роль исламского фактора в странах Ближнего и Среднего Востока, где проживает большинство мусульман планеты, очень велика. В большинстве стран этого региона государственной религией провозглашен ислам. Политико-правовые институты таких государств действуют на основе исламских ценностей. Главным источником права считается Коран, зачастую судопроизводство осуществляется на основе шариата.
В соответствии с традициями ислама глава государства является одновременно светским и религиозным лидером страны. Это отношение к власти в том или ином виде сохранилось даже после свержения монархий и установления республиканского строя. Поэтому президенты ближневосточных стран стремятся использовать эту традицию в своих интересах, для усиления своей власти.
В тех странах Ближнего и Среднего Востока, где уже сильно влияние западных ценностей, традиций европейской демократии, исламские фундаменталисты стремятся к свержению таких режимов и установлению исламского государства. Помимо Алжира, влияние мусульманских экстремистов возрастает в Египте, Судане, Турции, Иордании, Ливане (где с 1975 г. идет гражданская война между христианами и мусульманами различных направлений).
Говоря об усилении ислама в политической жизни региона, необходимо отметить во многом близкую судьбу двух крупных неарабских стран - Ирана и Афганистана, в прошлом бывших полуколониями Англии.
Иран в 50 - 70-е годы встал на путь ускоренной капиталистической модернизации общества по западному образцу. Правительство шаха активно внедряло капиталистические отношения в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, в сфере культуры, насаждало западные ценности и западные модели образа жизни. Однако реформы не всегда были продуманными, темпы их проведения оказались слишком быстрыми для общества. Все это вызвало мощное сопротивление шахскому правительству. Возглавило это общественное недовольство очень влиятельное в стране шиитское духовенство. В ходе
антимонархической революции 1978-1979 гг. шахский режим пал. В апреле 1979 г. Иран был провозглашен исламской республикой.
По конституции 1979 г. в основу общественного и государственного строя Ирана положены принципы ислама. Законодательная (в лице однопалатного парламента - меджлиса), исполнительная (представленная президентом, который одновременно возглавляет и кабинет министров) и судебная власть разделены и независимы друг от друга. Но фактически все власти находятся под контролем политического и духовного Руководителя страны - высшего лидера мусульман-шиитов (в 1979-1989 гг. аятоллы Р.Хомейни, с 1989 г. - его преемника Али Хаменеи). Таким образом, верхушка шиитского духовенства сохраняла монополию на власть в стране.
В Иране была запрещена деятельность неисламских политических партий и организаций. Создан мощный репрессивный аппарат, следящий за соблюдением принципов ислама во всех сферах общественной жизни.
Афганистан после революции 1978 г. взял курс на ускоренное строительство социализма при поддержке СССР. Начались непродуманные, поспешные социально-экономические реформы, связанные с разрушением традиционного уклада, преследования мусульманского духовенства, что вызвало ожесточенное сопротивление общества. В декабре 1979 г. в страну были введены советские войска, что еще более осложнило положение правящего режима. Началась многолетняя война афганцев с советскими войсками и прокоммунистическим правительством Кабула. Резко усилились националистические, фундаменталистские настроения в афганском обществе. После вывода советских войск из Афганистана (1989 г.) борьба исламской оппозиции против кабульского режима продолжалась и завершилась падением прокоммунистического правительства Наджибуллы в 1992 г. Страна была провозглашена Исламским государством Афганистан.
Однако различные группировки победившей оппозиции продолжали вести между собой гражданскую войну. В 1996 - 2001 гг. большая часть территории страны контролировалась исламским движением «Талибан», которое крайне нетерпимо относилось к попыткам отступить от принципов ислама в общественной и политической жизни. В 2001 г. США организовали вооруженное свержение режима талибов, а затем стали внедрять в Афганистан парламентаризм и западные образцы политической жизни. Были проведены выборы президента и парламента. Однако внедрение западных стандартов демократии здесь идет с огромным трудом.
Самостоятельная работа
Социально-экономические проблемы развивающихся стран. Неоколониализм.
Становление национальных правовых систем в новых государствах
Азии и Аф