Немецкий романтизм. Ранний немецкий романтизм

Немецкий романтизм прошел в своем развитии два этапа, они получили название по городам и школам:

  1. Йенский этап (1797-1804). Название получает по названию города Йена. Культурными центрами являлись университеты. В Йене читали свои курсы Шиллер, Фихте и Шеллинг. Во главе йенской школы были брать Шлегели – Фридрих и Август Вильгельм. В их доме и собирались романтики, которые предлагали произведения, которые относились к ранней немецкой романтической школы. В эту группу входили такие поэты и философы как Навалис, Людвиг Тик, Вакенродер. Программным для раннего романтизма стало произведение Фридриха Шлегеля, которое называлось «Критические фрагменты» (1797). Его брат Август Вильгельм Шлегель вошел в историю литературы в большей степени как теоретик и переводчик. Если говорить о философских идеях раннего романтизма, то они опиралась на идеи Канта, а также идеи Фикта и Шеллинга.

Фридрих Шлегель и его произведени. То, что подчерпнули романтики из этой книги:

  • Романтическая поэзия является прогрессивной и универсальной, т.к. совмещается с философией и эстетикой;
  • Образ мира складывается из фрагментов, возникающих в сознании художника. Художник опирается на свою фантазию, которая дает ему свободу. Таким образом, он познает мир – суть романтического отражения мира;
  • Как следствие, произведению противопоказана завершенность и его смысл шире тех идей, которые вложил поэт, и чем глубже читатель проникает в образ, тем многозначней он становится;
  • Шлегель говорит о новом понимании иронии в романтизме – о романтической или сократической иронии. Эта ирония предполагает умение посмотреть на изображенных в произведении с высоты и стороны, т.е. романтизма предполагает новое, освобожденное от нарочитой серьезности отношение к миру и его отражению в искусстве. Размышление об иронии связано также с философией Шеллинга, это не просто насмешка, а исследование глуб мироздания, лишенное научного педантизма;
  • Романтическая ирония открывает характерный для романтизма бесконечный поиск истины, что говорит о парадоксальности романтической иронии. В этом заключается романтическая диалектика и романтизм раннего периода;
  • Романтический гротеск. Романтики в поисках необычных форм обращаются к гротеску, т.к. видели в нем сплетение противоположностей. Романтический гротеск сплетается с парадоксом и карикатурой. Можно сказать, что гротеск акцентирует идею двойственности, т.е. сочетание несочетаемых элементов. Более часто встречался гротеск у поздних романтиков (Гофмана);
  • Тема любви занимает важное место в концепции Шлегеля. Она определяет и объясняет с его точки зрения Вселенную. Любовь дает возможность человеку познать природу, т.е. состояние любви открывает для личности Вселенную, усиливает способности человека и побуждает его к творчеству. Мир чувств включается в познание Вселенной. Для Шлегеля эмоции являются более значимы.
  1. Гейдельбергский (начинает складываться с 1804 года до 20-30 годов). В начале 19 века можно говорить об изменениях в немецкой романтизма, на место романтикам-философам приходят романтики-филологи из Гейдельберга, которые обращаются к собранию и изучению произведений народного искусства. Обращение к народному творчеству на этом этапе было связано с пробуждением народного сознания. Т.к. в это время усиливаются антифранцузские настроения в Германии, поэтому романтики, в том числе братья Шлегели и Фихты, обращаются к немецкому народу выйти на войну за освобождение родины.

Йенские романтики стремились к прекрасному, универсальному, а гейдельбергские романтики уже ощущают противоречия мира, трагизм окружающей действительности, поэтому для искусства этого времени характерны барочные черты (барокко), а именно мотивы смерти, крови, гибели семьи. Во главе движения второго этапа были несколько романтиков: Ахим Фон Арнин, Арнин Брентано, Герих Фон Клейст, Эйхендорф, братья Гримм – Яков и Вильгельм. Братья Гримм пытались вернуться к основам народной сказки, фольклорным истокам. Ко второму этапу также относится деятельность Гофмана.

Поздние романтики обращаются к новой философии – это философия Артура Шопенгауэра. Основные мотивы, связанные с философией:

Индивид существует в бессмысленном непознаваемом мире, в котором любовь – это мираж, а смерть – это не переход к новому совершенному, а лишь конец томлениям. Мир существует потому, что субъект может его представить. «Мир есть мое представление». Важна его мысль о гениальной личности. В гении он видит не воплощении высшего творческого начала, а считает, что в основе гениальности лежит патология. Таким образом философия Шопенгауэра выражало то, что затем романтики перенесли на язык искусства.

В позднем романтизме появляется реальная действительность и реальные герои в их обыденной жизни, но это по-прежнему сочетается с фантастикой, волшебством и героями-двойниками. По другому интерпретируются образы и сюжеты, визуально вроде бы близкие к романтизму первого периода. В частности, пересматривается отношение к гениальной личности, религии, изменяется и восприятие природы, нет прежней философской наполненности, силы природы теперь не абстрактны, а наоборот проявляются в человеческом облике, что было подсказано фольклором. В силу трагического восприятия мира усиливается контраст реального и нереального в произведениях. Двоемирие – это существенная часть поэтики позднего романтизма, как и романтический гротеск, который становится важнейшей составляющей романтической сатиры. Ее предметами являются идеи и образы характерные для раннего романтизма. В частности, это размышления о всеобщей связи в природе, о единстве природы и человека. Эти идеи меняются на идеи о трагизме существования личности в враждебном современном мире.

Романтическая ирония, появившаяся ранее, продолжает существовать и на втором этапе, соединяясь с романтическим гротеском. В ней нет прежней широты, движения к бесконечности познания, она останавливается на создании гротескного образа. На втором этапе в произведениях романтиков более значительную роль играет символика.

Гейдельбергский период отличает сложность фабул произведений, внимание к миру видимому, реальному и существующему, изменения характера иронии и двоемирия, ведущая роль гротеска, которая становится одной из основных форм раскрытия противоречий действительности. Больше уделяется внимание воспроизведению психологии конкретной личности, исследованию взаимоотношений судьбы и случая. По-новому интерпретируется чувства любви и роли женщины в обществе, а также тема греха и покаяния. У поздних романтиков мы видим внимание к национальному прошлому, поиски причинно-следственных отношений прошлого и современности, а интерес к истории народа и общества подготовили в последствии становление реализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: