ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ
Литературный процесс – это | 1) литературная жизнь какой-либо конкретной страны и эпохи во всем многообразии явлений и фактов; |
2) развитие литературы в мировом масштабе на протяжении многих веков. |
Литературный процесс – это не механическая смена одних направлений и стилей другими, а сложное их взаимодействие:
- сосуществование,
- взаимовлияние,
- преемственность,
- отрицание друг друга.
Факторы, оказывающие влияние на литературный процесс:
а) внутрилитературные факторы – литературные традиции, литературные направления, течения, школы и др.;
б) внелитературные факторы - исторические события, социальная ситуация, культурная атмосфера конкретной эпохи и др.
Основные этапы литературного процесса в России:
- древнерусская литература,
- классицизм,
- Просвещение с его сентименталистской ветвью,
- романтизм,
- реализм,
- модернизм,
- постмодернизм.
СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛА XIX ВЕКА:
1 Классицизм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм развиваются параллельно, взаимно обогащают друг друга, заимствуя друг у друга приемы изображения действительности.
|
|
2 Основная тенденция развития русской литературы – развитие народности в широком смысле этого понятия (во-первых, расширяется круг читателей, во-вторых, происходит внутренняя демократизация литературы: тематика, герой, охват различных социальных сфер)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Романтизм
Романтизм – направление в мировой художественной культуре, возникшее в конце XVIII, в основном сложившееся к началу XIX столетия, активно функционировавшее до середины XIX века.
Главная социально-историческая предпосылка романтизма - реакция на события Великой Французской революции (1789-1794), что повлекло за собой:
1) разочарование в идеях Просвещения;
2) крушение веры в возможность воплощения идеалов свободы, равенства, братства;
3) неприятие буржуазной цивилизации в целом.
Мировоззренческая основа романтизма - идеи представителей немецкой идеалистической философии (И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В. Шеллинг).
Особенности философии романтизма:
1) Важнейшая черта романтического мировосприятия - стремление противопоставить миру действительности идеальный мир мечты, что порождает специфическую ситуацию двоемирия.
2) Реальный мир представляется миром, который полон зла, насилия над личностью, миром дисгармонии;
3) Стремление к созданию своего индивидуального мира, строящегося на принципах добра и красоты;
4) Представление о том, что в мире господствует власть судьбы (рока);
5) Подчеркнутое внимание к человеку, который интересен, прежде всего, как индивидуальность, а не как социальное лицо;
|
|
Особенности эстетики романтизма:
1) романтический герой - всегда яркая, сильная личность, противопоставленная пошлому, бездуховному и несвободному миру;
2) человеческие чувства в романтическом произведении проявляются на уровне страстей, целиком захватывающих личность;
3) непременное наличие трагического начала, порожденного представлениями о неразрешимости противоречий между мечтой и реальностью;
4) присутствие романтической иронии как результата признания несовершенства мира и недостижимости идеала в реальной жизни;
5) наличие фантастического, отражающего протест против прозаической реальности;
6) присутствие «игры», «притворства», в противовес прагматизму и рационализму повседневной жизни;
7) обращение к фольклору и истории как к источникам представлений о национальной самобытности;
8) следование принципу неограниченной творческой свободы, проявляющийся в отказе от любых эстетических норм и правил.
Особенности русского романтизма:
1) сформировался в стране, не имевшей опыта буржуазной революции.
2) характерна большая оптимистичность по сравнению с западным;
3) свойственна относительная ослабленность настроений «мировой скорби»;
4) отсутствует идеализация средневековья;
5) выражена симпатия к идеям Просвещения;
6) характерна взаимосвязь с такими направлениями как классицизм, сентиментализм, реализм, развивающимися в одних с ним временных рамках.