История зарубежного театра

XX век Программные требования

Специальность: 050400 — театроведение

Очное и заочное отделение

Специальность: 050200 — режиссура

Очное и заочное отделение

Утверждено Советом театроведческого факультета

30 июня 2000 года

Предлагаемое издание является непосредственным продолжением Программных требований по общему курсу «История зарубежного театра»(От Античности до 1914 г.). В нем сохраняется тот же подход к явлениям истории театра и та же рубрикация.

Будучи целиком посвящено театру XX века, данное Пособие предназначено для студентов старших курсов. Оно отличается широтой охвата материала наиболее представленной в рубриках Рекомендуемая литература и Научные исследования, монографии, статьи. Литература, отмеченная в этих рубриках звездочкой (*) является обязательной для студентов, обучающихся на театроведческом факультете.

Преподаватели, ведущие занятия, должны соотносить этот материал с программой, соответствующей той или иной специализации. Они могут вносить дополнения, поправки, разъяснения. В целом данное Пособие может быть использовано на всех факультетах Академии (при корректировке с Учебным планом, которую осуществляют педагоги).

Тематический план театров стран Центральной и Восточной Европы составлен по всему периоду развития.


Первым куратором настоящего методического пособия была кандидат-филологических наук, доцент Лидия Аркадьевна Левбарг (1914 - 1992), под руководством которой пособие было разработано и проверено учебной практикой.

Составители данного издания:

доктор искусствоведения Л. И. Гительман,

кандидаты искусствоведения Е. И. Горфункель,

Г. В. Коваленко, В. В. Лецович,

В. И. Максимов, М. М. Молодцова,

И. А. Некрасова.

Ответственные редакторы:

М. М, Молодцова и В. И. Максимов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел I: Французский театр (Сост.: В. И. Максимов, И. А. Некрасова)

Раздел II: Бельгийский театр (Сост.: В. И. Максимов, И. А. Некрасова)

Раздел III: Английский театр (Сост.: Г.В, Коваленко)

Раздел IV: Ирландский театр (Сост.: Г.В. Коваленко)

Раздел V: Немецкий театр (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел VI: Австрийский театр (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел VII: Швейцарский театр (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел VIII: Итальянский театр (Сост.: М. М. Молодцова)

Раздел IX: Испанский театр (Сост.: И.А. Некрасова)

Раздел X: Болгарский театр XIX - XX веков (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел XI: Венгерский театр XVIII - XX веков. (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел XII: Польский театр XVII - XX (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел XIII: Румынский театр XVIII - XX (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел XVI: Чешский и Словацкий театр XVII - XX (Сост.: В.В.

Лецович)

Раздел XVII: Театр народов Югославии театр XVI - XX (Сост.: В.В.

Лецович)

Раздел XVIII: Американский театр (Сост.: Г.В. Коваленко)

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

История западноевропейского театра. В 8 т. Т.7,8 (1917-1945). М., 1985-1988. История зарубежного театра: В 4 т. Тт. 3, 4. М., 1986-1987. Пави П. Словарь театра. М, 1990.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие......................................................................................................... 1

Тематический план............................................................................................. 2

Учебные пособия................................................................................................ 2

Французский театр.............................................................................................3

Бельгийский театр.............................................................................................. 4

Английский театр................................................................................................ 8

Ирландский театр............................................................................................... 10

Немецкий театр................................................................................................... 11

Австрийский театр..............................................................,.......................... 15

Швейцарский театр.......................................................................................... 16

Итальянский театр.............................................................................................. 17

Испанский театр............................................................................................... .2.0

Болгарский театр XIX - XX веков................................................................. 21

Венгерский театр XVIII -XX веков.................................................................. 22

Польский театр XVII - XX веков...................................................................... 23

Румынский театр XVIII-XX веков................................................................... 26

Чешский и словацкий театр XVII - XX веков.............................................. 27

Театр народов Югославии (бывшей СФРЮ) XVI - XX веков................. 28

Американский театр (США)............................................................................ 30

Ризограф СПГАТИ, заказ N 2 Ж тираж Г&яа., И.о'}. 2001.




Хасеан И. После 1945 года//Литературная история США: В 3-х т. Т 1

М„ 1979.

Цимбал И.С, От Юджина О'Нила к современной американской драме//Социальная тема в современном зарубежном театре и кино. Л., 1976.

Цимбал И.С. Американские актеры первой половины XX века. Л., 1989.

Фридштейн Ю. Две Америки "Арена Стейдж"//Театр, 1974, N 1.

Фридштейн Ю., Швыдкой М. Театральная провинция и Бродвей/'/Театр, 1974, N 11.

Швыдкой М. Судьба одиноких комедиантов, или записки о современном зарубежном театре XX века. М., 1993.


Театральная энциклопедия. В 5 тт. М., 1961-1967.

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР

1. Основные тенденции французской драматургии между двумя мировыми войнами (Гийом Аполлинер, Жюль Ромен, Марсель Паньоль, Арман Салакру, Жан-Ришар Блок и др.)

2. Интеллектуальная драма. Философия и эстетика.

3. Драматургия Жана Кокто.

4. Драматургия Жана Жироду.
5 Драматургия Жана Ануя.

6. "Экзистенциализм во французском театре.

7. Драматургия Жана-Поля Сартра.

8. Драматургия АльбераКамю.

9. Театр абсурда. Философия и эстетика.

10. Драматургия Сэмюэля Беккета.

11. Драматургия Эжена Ионеско.

12. Драматургия Жана Жене. Драматургия Фернандо Аррабаля.

13. Основные тенденции сценического искусства Франции между двумя мировыми войнами (деятельность Комеди Франсез, "Картель четырех", театральный авангард, коммерческий театр).

14. Театральная деятельность Шарля Дюллена.

15. Театральная деятельность Луи Жуве.

16. Театральная деятельность Жоржа и Людмилы Питоевых.

17. Театральная деятельность Гастона Бати.

18. Театральная деятельность Фирмена Жемье.

19. Театральная деятельность Антонена Арго.

20. Театральная деятельность Этьена Декру.

21. Театр Франции в годы Второй мировой войны.

22. Основные тенденции сценического искусства Франции после
Второй мировой войны. Крупные театральные коллективы (бульварный
геатр, Комеди Франсез, театр "Ателье", театр "Одеон", Национальный
народный театр),

23. Театральная деятельность Жана-Луи Барро и Мадлен Рено.

24. 1 еатральная деятельность Андре Барсака.

25. Театральная деятельность Жана Вилара.

26. Творчество Жерара Филипа.

27. Творчество Марии Казарес

28. Творчество Марселя Марсо.

29. Основные тенденции французской режиссуры 1950-1990 гг.
Движение "децентрализации" театров.

30. Театральная деятельность Роже П.ланшона.



31. "Театр Солнца" и театральная деятельность Арианы Мнущкиной.

32. Театральная деятельность Робера Оссеина.

33. Театральная деятельность Патриса Шеро.

34. Театральная деятельность Марселя Марешаля. 3-5. Театральная деятельность Антуана Витеза.

БЕЛЬГИЙСКИЙ ТЕАТР

1. Драматургия Фернана Кроммелинка.

2. Драматургия Мишеля де Гельдерода.

Обязательная литература а) Пьесы

ЖиродуЖ. Троянской войны не будет/УЖироду Ж. Пьесы. М., 1981.

Кокто Ж. Орфей // Кокто Ж. Петух и Арлекин. СПб., 2000.

Кокто Ж. Человеческий голос/УИностранная литература. 1971. N 6.

Камю А. Калигула/УКамю А. Избранное. М., 1989 (или - Камю А. Соч.; В 5 т. Т. 1. Харьков, 1998).

Сартр Ж.-П. Мухи. Мертвые без погребения/УСартр Ж.-П. Пьесы. М, 1967. (или Сартр Ж.-П. Философские пьесы. М„ 1996).

Ануй Ж. Эвридика. Антигона. Жаворонок/УАнуй Ж. Пьесы: В 2 т. М., 1969.

Ионеско Э. Лысая певица. М., 1990.

Ионеско Э. Носорог. М., 1991 (или - Ионеско Э. Носорог. СПб., 1999).

Беккет С. В ожидании Годо/УИностранная литература, 1966, N 10 (или: Беккет С, Театр. СПб., 1999).

Беккет С. Счастливые дни/УБеккет С. Изгнанник. М.. 1989 (или: Беккет С. Театр. СПб.. 1999).

Жене Ж. Служанки/УТеатр парадокса. М, 1991.

Аррабаль Ф. Пикник/УТам же.

Кроммелинк Ф, Великолепный рогоносец/УВосемь бельгийских пьес. М„ 1975.

Еельдерод М. де. Эскориал/УТам же (или - Гельдерод М. Театр М. 1983),

б) Театрально-эстетические док/менты

Антология французского сюрреализма. М., 1994.

Аррабаль Ф. Защита странного искусства/УСовременная

драматургия, 1990, N 3.

Аррабаль Ф. Человек панический. Театр как "ганическая церемония" II Как всегда - об авангарде. М.. 1992,


Миллер А. Наплывы времени. М., 1998.

в) Исследования, монографии, статьи Анастасьев Н. Профили американского театра(60-е годы)//В опросы литературы, 1969, N 6.

Аникст А., Бояджиев Г. Шесть рассказов об американском театре. М., 1963. Вернадская В. Четыре десятилетия американской драмы. М., 1993. Бутрова Т. В. Время и люди Торнтона Уалдера/'/Западное искусство. XX век. М., 1992.

Воинова 3. Театральный Бродвей: эскапизм или пропаганда? //Современное западное искусство. М., 1972.

Воинова 3. Негритянский театр в Нью-Йорке/УТеатр, 1960, N 4. Вульф В. От Бродвея немного в сторону, М., 1982. Гордеева М. Театральная. Америка в преддверии 80-х. М., 1979. Злобин Г, Современная драматургия США. (Критический очерк послевоенного десятилетия). М., 1968.

Кино. Театр. Музыка. Живопись в США. М., 1964. Ковалев И. Границы "нового театра"//Театр, 1969, N 8. Коваленко Г. Разрушение стереотипа американского характера. Опыт исследования пьес Олби/УАмериканский характер. Очерки культуры США. М., 1991.

Коваленко Г.В. «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби в режиссуре автора/ЛТроблемы театральности. Сб. трудов, СПБ., 1993.

Коваленко Г.В. Парадоксы этнического тетар: Драматургия Т.Д. Хуана /'/Американский характер. Очерки культуры США. М., 1995.

Коваленко Г. В. «Дети Юджина О'Нила»: Драматургия 80-х.'/Американский характер. Очерки культуры США. М., 1998.

Коренева М. Драматургия/УЛитература США в 70-е годы XX века. М., 1983.

Коренева М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. М„ 1990.

Кратч Дж. Американская драма/УЛитературная история США: В 3-х т. Т.З.М., 1979.

Лоу А. Мрачные пьесы Бродвея/УТеатр, 1979, N 11. Ромм А.С. Американская драматургия первой половины XX века. Д.. 1978.

Смирнов Б.А. Театр США XX века. Л., 1976. Стуиников И.В. Кэтрин Корнслл. Л., 1973,


Хейворд Д.и Д. Порти и Бесс. Л.;М., 1961. Тредуэлл С. Машинель/УТеатр и драматургия, 1933, N 1. Андерсон М. Босоногий в Афинах. М„ 1988. Миллер А. Вниз с гор несовременная драматургия. 1997. № 1. Миллер А. Суровое испытание//Миллер А. Пьесы. М., 1960. *Миллер А. После грехопадения/УТеатр, 1989, N 9. ♦Миллер А. Цена/УИностранная литература, 1968, N 6. Хенсберри Л. Изюминка на солнце/УИностранная литература, 1959, № 11.

Хенсберри Л. Плакат на окне мистера Сиднея Брустайна/УИностранная литература, 1968, N3.

Гибсон У. Двое на качелях М., 1962.

Уильяме Т. Сладкоголосая птица юности. Орфей спускается в ад. Ночь игуаны, (любое изд.)

Уильяме Т. Спектакль для двоих/УУильямс Т. Желание и чернокожий массажист. М., 1993. Саймон Н. Узник второй авеню. М., 1978. Кобурн Д. Игра в джин. М., 1980.

Болдуин Д.. Блюз для мистера Чарли/'УИностранная литература, 1964. N И.

Олби Э. Американская мечта. *Крошка АлисаУ/Современная драматургия. 1995, N 3-4.

Стейвис Б. Светильник, зажженный в полночь. М., 1980. Копит А. Папа, бедный папа! Ты не вылезешь из шкапа. Ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой/УСовременная драматургия, 1989, N2.

Шепард С. Где-то в Америке/УСовременная драматургия, 1990, N 2. ШепардС. Любовь зла. М., ВААП, 1989; Ложь ума. М., ВААП, 1989. Рейб Д. Как брат брату/УРейб Д. Палки и кости. М., 1973. Американские театральные миниатюры. Л., 1960. Падение города: Сб. американских радиопьес. М., 1974. Свадьба на шоссе: Одноактные пьесы американских драматургов. М., 1976.

б) Театрально-эстетические документы О'Нил Ю. О трагедии. Стриндберг и наш театр. Театр и его

средства/УПисатели США о литературе. Т.2. М., 1982. Уильяме Т. Трамвай "Успех". Драма - мир остановленного

времени/УОНил Ю., Уильяме Т. Пьесы. М., 1985.

Уильяме Т. Метопей/УТеатральная жизнь. 1991. №№ 1-4, 6,8.


Арто А. Театр и его двойник. Фрагменты из книги//Театр 1991 N 6.

Арто А. О балийском театре. Восточный театр и западный театр /У Восток-Запад. М., 1985.

Барро Ж.-Л. Как в нас рождается театр. Наша труппа. Тридцать лет спустя. Перед лицом произведения: Шекспир и французы. Почему "Вишневый сад"?У/Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М., 1959.

Барро Ж.-Л. Май 1968 - испытание коллективное - испытание индивидуальное. Никакой паузы: "Рабле"//Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979.

Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. М., 1958.

Жемье Ф. Секреты режиссуры. Воспитание актеров. ГоризонтыУУЖемье Ф. Театр. М., 1958.

Жуве Л. Механика театра. Почему ставят пьесы. О "настоящем" пианино. Театр возвращает людям нежность/УЖуве Л. Мысли о театре М 1960.

Ионеско Э. О театре/УИонеско Э. Противоядия. М., 1992.

Ионеско Э. Как всегда - об авангарде. Трагедия языка. О кризисе театра. Под-реальное как раз реалистично/УКак всегда - об авангарде, М., 1992.

Камю А. Из книги "Миф о Сизифе". Театр/УТам же (или: Камю А. Бунтующий человек. М., 1993.

Кокто Ж. О театре/УТам же.

Программа сюрреалистического театра Гийома Аполлинера/УТеатр. 1988, N 4.

Сартр Ж.-П. К театру ситуаций. Миф и реальность театра/УКак всегда -об авангарде. М., 1992.

Рекомендуемая литература

Произведения, обозначенные звездочкой *, входят в список обязательной литературы для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Аполлинер Г. Груди Тиресия У Аполлинер Г. Эстетическая хирургия. СПб., 1999.

Паньоль М. Топаз/Пьесы современной Франции. М., 1960,

БлокЖ.Р. Тулон. М.-Л., 1944.

*Салакру А. Архипелаг Ленуар /Пьесы современной Франции, М. 1960.

Арто А. Кровяной фонтанУ/Бездна (Арс-Иетербург). С-Пб,, 1992 (или-Антология французского сюрреализма. М., 1994).

Ленорман Г. Закат театра/УТеатр и драматургия, 1935, N 7.


п


Кокто Ж. Трудные родители/УПьесы современной Франции. М., 1960. КоктоЖ. Священные чудовища/УСовременная драматургия, 1985,N I. ЖиродуЖ. Амфитрион-38. *Электра//Жироду Ж. Пьесы. М., 1981. Ануй Ж. Дикарка. *Пассажир без багажа. Томас Беккет//Ануй Ж. Пьесы: В 2-х т. М., 1969.

Камю А. *Недоразумение. Осадное положение//Камю А. Соч.: В 5 т. Т.

2. Харьков, 1998.

Сартр Ж.-П. Дьявол и господь бог. *Затворники Альтоны//Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967.

*Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями//Современная драматургия, 1989, N 6.(или — Сартр Ж.-П. Философские пьесы. М., 1996).

Адамов А. Весна 71. М., 1968.

Беккет С. Последняя лента Креппа/УТеатр, 1989, N 2.

*Беккет С. Эндшпиль/УБеккет С. Изгнанник. М., 1989.

Ионеско Э. Стулья//Ионеско Э. Лысая певица. М., 1990. (или: Ионеско

3. Между жизнью и сновидением. СПб., 1999).

*Ионеско Э. Король умирает//Современная драматургия, 1987, N 4. (или: Ионеско Э. Носорог. СПб., 1999)

Ионеско Э. Макбет//Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. СПб., 1999.

Жене Ж. Она II Современная драматургия. 1997. № 3.

Саган Ф. Загнанная лошадь. М., 1978.

Саган Ф. Сиреневое платье Валентины/УСовременная французская комедия. В 2 т. Т.1. М., 1989.

Дорэн Ф. Самая-самая//Там же, Т.2.

Ару Г. Лаура и Жаки/Лам же. Т.1.

Французская одноактная драматургия. М., 1984.

Кольтес Б.-М. Западная пристань. М., 1995.

Гельдерод М. де Исход актера. *Щкола шутов II Гельдерод М. де. Театр. М, 1983.

б) Театрально-эстетические документы Арто А. Режиссура и метафизика/ЛГеатр, 1990, N 8. Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М., 1959. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979. БлокЖ.Р. Ответственность таланта. М., 1984. Вилар Ж. О театральной традиции. М., 1956. Вилар Ж. Хроника в форме романа. М., 1999.

Гротовский Е, Он не был полностью самим собоя/Леатральная жизнь, 1988, N12 (об А. Арто). Декру Э. Слово о миме. Архангельск, 1992.


22. Крупнейшие актеры Америки: Джон Барримор, Кэтрин Корнелл, Марлон Брандо, Род Стайгер, Джейн и Генри Фонда, Джессика Тэнди, Хьюм Кронин и др.

23. Этнические театры США: "Черный театр" (Лоррейн Хэнсберри, Лерой Джонс, Джемс Болдуин, Эд Буллинз). Азиато-американский театр (Дэвид Генри Хуан). Театр чиканос.

24. Драматургия Сэма Шепарда.

Обязательная литература

а) Пьесы

О'НилЮ. Любовь под вязами/ДУ Нил Ю. Пьесы: В 2-х т. М., 1971.

О'Нил Ю. Траур - участь Электры. М., 1975.

Одетс К. Золотой мальчик. М., 1965.

Хеллман Л. Лисички/ТХеллман Л. Пьесы. М.-Л., 1958.

Уайлдер Т. Наш городок. М., 1979.

Сароян У. Эй, кто-нибудь!//Сароян У. Путь вашей жизни. Пьесы. 1966.

Миллер А. Смерть коммивояжера/Миллер А. Пьесы. М., 1960.

Уильяме Т. Стеклянный зверинец. Трамвай "Желание'У/Уильямс Т. "Стеклянный зверинец" и еще девять пьес. М., 1967.

Олби Э. Что случилось в зоопарке. Не боюсь Вирджинии Вульф.//Олби Э. "Смерть Бесси Смит" и другие пьесы. М., 1967.

Норман М. Спокойной ночи,мама!//Современная драматургия, 1990, № 2.

Шепард С. Истинный Западу/Театр, 1993, N 3.

Хуан Д. Дом спящих красавиц. Садизм и мазохизмУ/Драматург. 1995. № 5.

Мамет Д. Жизнь в театре//Современная драматургия. 1997. № 3.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Лондон Д. Кража. М., 1955 (или другое название),

О'Нил Ю. Анна Кристи. * Долгое путешествие в ночь. Луна для пасынков судьбы // О'Нил Ю. Пьесы: В 2-х т. М., 1971.

О'Нил Ю. Курс на восток в Кардифф/Ю'Нил, Т.Уильямс. Пьесы. М., 1985.

Хеллман Л, Осенний сад/УХеллман Л. Пьесы. М.-Л., 1958. Хеллман Л. Игрушки на чердаке. М., 1967.





Действительность, искусство, традиции: Литература и художественная критика в СФРЮ. М., 1980.

Дзюбинская О. Во дворе, на разных сценах и за круглым столом: XXIV фестиваль "Стерийно позорье"//Театр, 1979, N 12.

Жуков Д.А. Бранислав Нушич. М., 1972.

Македонский национальный театр (Скопле. СФРЮ)//Театральная Москва, 1976, N34.

АМЕРИКАНСКИЙ ТЕАТР (США)

1. Основные этапы становления и ведущие художественные тенденции театра США,

2. Драматургия Юджина О'Нила в 1920-е годы ("Анна Кристи", "Любовь под вязами").

3. Трилогия О'Нила "Траур - участь Электры".

4. Дилогия О'Нила "Долгое путешествие в ночь", "Луна для пасынков судьбы".

5. Американский театр в "красное десятилетие" (1930-е годы). 'Труп Тиатр".

6. Драматургия Клиффорда Одетса.

7. Драматургия Лилиан Хеллман.

8. Драматургия Торнтона Уайлдера.

9. Американский театр после Второй Мировой войны. Артур Миллер и Теннесси Уильяме в 1940-е годы.

10. Драматургия Уильяма Сарояна.

11. Драматургия Теннесси Уильямса в 1950-1960-е годы.

12. Драматургия Теннесси Уильямса в 1970-1980-е годы.

13. Драматургия Артура Миллера в 1950-е годы.

14. Драматургия Артура Миллера в 1960-1980-е годы.

15. Американский театр "критического десятилетия" (1960-е годы).
Эдвард Олби, Джек Гелбер, Артур Копит, Джек Ричардсон.

16. Драматургия Эдварда Олби.

17. Драматургия Уильяма Инджа.

18. Драматургия Нила Саймона.

19. Бродвейские, офф-бродвейские и офф-офф-бродвейские театры.

20. Американский театр 1970-1980-х годов (Дэвид Мамет, Дэвид Рейб, Роберт Пэтрик, Джон Ван Витали).

21. Режиссерское искусство американского театра. Гарольд Клармен, Ли Страсберг, Элиа Казан, Джозеф Папп, Джозеф Чайкин, Джулиан Бекк, Джудит Мелайна, Ален Шнайдер, Том О'Хорган, Зельда Фичлендер.


Жемье Ф. Мысли о театре. М., 1960.

Как всегда - об авангарде. М., 1992.

Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

Филип А. Жерар Филип; Воспоминания. Л.;М., 1962.

в) Исследования, монографии, статьи

Бачелис Т.И. Жан-Поль Сартр и его драматургия/УСовременная драматургия за рубежом. М., 1962.

Гительман Л.И. Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX века. Л., 1988.

Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры. Л., 1976 (о Г.Бати).

Гительман Л.И. Русская классика на французской сцене. Д., 1978.

Гительман Л.И. Тенденции прогрессивной французской режиссуры 1960-1970-х годов. Л., 1977.

Гогоберидзе Й.К. Эстетическая модель театра Альбера Камю II Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Л., 1991.

Дюшен И. Сальвадор Дали о драматургии/УСовременная драматургия, 1990,НЗ(обФ.Аррабале).

Зингерман Б.И. Жан Вилар и другие. М., 1964.

Зингерман Б.И. Драматургия Самюэля БеккетаУЛЗопросы театра. М., 1966.

Зонина Л. Послесловие/УАнуй Ж. Пьесы: В 2 т. М., 1969.

Максимов В.И. Антитеатр Антонена Арто/УТеатр, 1991, N 5.

Максимов В. И. Введение в систему Арто. СПб., 1998.

Малявин В.В. Театр Востока Антонена Арто/ЛЗосток-Запад. М., 1985.

Мамардашвили М. Метафизика Арто/УМосковский наблюдатель. 1991, N 4 (или: Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992).

Маркова Е.В. Марсель Марсо. М., 1975; 2-е изд. — СПб., 1996.

Маркова Е.В. Э. Декру и его "слово о миме"//Э. Декру. Слово о миме. Архангельск, 1992.

Образцова А.Г. "Золотой век" Арианы Мнушкиной/УПроблемы зарубежного театра и театроведения. М., 1977.

Побединский М.В. Прогрессивная печать Франции конца 1960 — второй половины 1970-х годов о театре//Проблемы зарубежной театральной критики. Л., 1983-

Проскурникова Т. Авиньон Жана Вилара. М., 1989.

Проскурникова Т. Антонен Арто - теоретик "театра жестокости" //Современное западное искусство. XX век. М., 1982.

Проскурникова Т. Поиски пути: Политический театр Франции после 1968 г. II Искусство и общество: Тенденции политизации в современном западном искусстве. М., 1978.



ЯП



Проскурникова Т. Спектакли Робера Оссеина//Театр, 1982, N 2.

Финкельштейн Е.Л. Жак Копо и Театр Старой Голубятни. Л., 1971.

Финкельштейн Е.Л. Картель четырех. М.-Л., 1974.

Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

Эсслин М. Чашка чая не для каждого/УТеатральная жизнь, 1989, N 21.

ЯкимовичТ.К. Драматургия и театр современной Франции. М., 1968.

Якимович Т.К. Французская драматургия на рубеже 1960-1970-х годов. Киев. 1973.

АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР

1. Основные тенденции английской драматургии первой половины XX века: "Хорошо сделанная пьеса" (Соммерсет Моэм. Джон-Бойнтон Пристли), "салонная пьеса" (Ноэль Кауард, Теренс Рэттиган), поэтическая драма (Томас Стерне Элиот, Кристофер Фрай).

2. Драматургия и театральная эстетика "рассерженных": Джон Осборн, Арнольд Уэскер, Шейла Дилени).

3. Драматургия Д.Осборна.

4. Драматургия А.Уэскера.

5. Вторая волна "рассерженных": Джон Арден, Бернард Копе, Роберт Болт.

6. Драматургия Гарольда Пинтера, Нормана Симпсона, Тома Стоппарда и английская модель театра абсурда.

7. Драматургия Питера Шеффера.

8. Творчество Питера Устинова.

9. Королевский Шекспировский театр.

10. Творчество Лоренса Оливье.

11. Творчество Питера Брука.

12. Творчество Джона Гилгуда.

13. Творчество Пола Скофилда.

14. Творчество Алека Гиннеса.

15. Творчество Майкла Редгрейва.

16. Творчество Ванессы Редгрейв.

17. Творчество Тони Ричардсона.

18. Творчество Питера Холла.

19. Театры "фриндж".

20. Система передвижных театров и творчество Джоан Литтлвуд.


2. Театр народов Югославии в XIX веке. Общая характеристика.

3. Драматургия и театральная деятельность Бронислава Нушича.

4. Словенская, сербская, хорватская драма первой половины XX века (Иван Цанкар, Мирослав Крлежа).

5. Драматургия народов СФРЮ 1960-1980 гг. (Александр Попович, Джордже Лебович, Ранко Маринкович, Томе Арсовски, Жарко Команин, Мариян Маткович и др.)

6. Творчество Бранко Гавеллы.

7. Основные тенденции сценического искусства народов Югославии во второй половине XX в.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Држич М. Дундо Марое. М„ 1979.

Нушич Б. "Госпожа министерша. Доктор философии/УНушич Б. Комедии. М., 1957.

Цанкар И. Король Бетайновы. На благо яарода/ЛДанкар И. Избранное. М., 1958.

*Крлежа М. Господа Глембай/УКрлежа М. Избранное. М., 1958.

*Маткович М. Ярмарка снов/УМаткович М. "Ярмарка снов" и другие пьесы. М, 1975.

Лебович Д. Аллилуия/УДраматургия Югославии. М., 1982.

Арсовски Т. Парадокс Диогена//Там же.

Маринкович Р. Глория/УМаринкович Р. Избранное. М., 1975.

Ковачевич Д. Сборный пункт. М., 1984.

Хинг А. Блудный сын//'Хинг А. "Блудный сын" и другие пьесы. М., 1984,

б) Театрально-эстетические документы Гавелла Б. Драма и театр. М,, 1976.

в) Исследования, монографии, статьи

Ваганова Н. В Загребе и Белграде/ЛГеатр, 1971. N 7,

Ваганова Н. Драматургия современной Югославии//Драматургия Югославии. М., 1982.

Вагапова Н. Формирование реализма в сценическом искусстве Югославии 20-30 годов XX в. М, 1983.


к



Стеглик М. Весной все переменится (Ущелье смерти)//Театр.1979. N 12.

Буковчан И. Прежде, чем пропоет петух/УБуковчан И. Избранное. М, 1976.

*СоловичЯ. Осторожно! Ангелы!//Театр, 1980, N 11.

Гавел В, Аудиенция. Трудно сосредоточиться/ЛПавел В. Трудно сосредоточиться. М., 1990.

Современные чехословацкие пьесы. М., 1970.

Когоут П. Пат, или Игра королейУУИностраняая литература. 1993. № у.

б) Театрально-эстетические документы Незвал В. Из моей жизниУ/Иностранная литература, 1975, N 3. Чапек К. Заметки о театре//Театр, 1965, N 8 (или - Чапек К. Об

искусстве. Л., 1969).

в) Исследования, монографии, статьи

Бачелис Т.И. Театр Эмиля Буриана/ЛГеатр, 1958, N 8.

Башинджагян Н. Беседы о театре социалистических стран. М, 1980.

Березкин В.И. Театр Иозефа Свободы. М., 1973.

Гуля Г. Театр Э.Ф.Буриана. Д-34//Театр за рубежом. М., 1958.

Каменир Т.Е. Гана Квапилова. Л., 1978.

Малевич О. Карел Чапек. М., 1968.

Никольский СВ. Карел Чапек - фантаст и сатирик. М., 1973.

Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства. М., 1970.

Рахлик Ф. Индржик Мошна. М., 1974.

Савицкий В. Драматургия Чехословакии/ЛСлассическая драматургия стран народной демократии. М., 1955. Т.1.

Солнцева Л.П. Театр Чехии и Словакии. М., 1977.

Солнцева Л П. Ян Амос Коменский и школьный театрУ/Левбарг Л. А. Из научного наследия. СПб,. 1997.

Титова Л.Н. Чешский театр эпохи национального Возрождения. М., 1980.

Юзовский Ю. Неделя в ПрагеУ/Театр, 1960, N 5.

Юрьев Ю. Театр на Виноградах в Москве/'/Театр, 1974, N 5.

ТЕАТР НАРОДОВ ЮГОСЛАВИИ

1. Театр народ Югославии в эпоху Возрождения. Общая

характеристика.


Обязательная литература а) Пьесы Моэм С. Круг // Моэм С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. М., 1994. Пристли Д.Б. Опасный поворот/ЛТристли Д.Б. Избранное. М., 1987. Осборн Д. Оглянись во гневе//Осборн Д. Пьесы. М., 1978. Уэскер А. И ко всему - картошка//Семь английских пьес. М., 1968. Дилени Ш. Вкус меда//Там же. Болт Д. Человек для любой поры/'/Там же. Пинтер Г. СторожУ/Там же. (Или - Пинтер Г. Пьесы. М., 1987). АрденДж. Пляска сержанта МасгрейваУ/Арден Дж. Пьесы. М, 1971. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. СПб., 2000.

б) Театрально-эстетические документы Брук П. Пустое пространство. М., 1976. Брук П. Блуждающая точка. М., 1996. Гилгуд Д. На сцене и за кулисами. Л., 1969. Редгейв М. Маска или лицо? М., 1965..

Рекомендуемая литература Произведения, помеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Моэм С. Земля обетованная. М., 1958.

Моэм С. За заслуги II Моэм С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. М., 1994.

♦Элиот Т.С. Убийство в соборе/УВ мире книг, 1989, N 4 (или — Элиот Т.С. Избранная поэзия. СПб., 1994; или: Элиот Т. С. Убийство в соборе. СПб., 1999).

♦Пристли Д.Б. Скандальное происшествие с мистером Кеттлом и миссис Мун. М., 1958.

Пристли Д.Б. Время и семья Конвей/УПристли Д.Б. Избранное: В 2 т. М., 1987.

*Кауард Н. Обнаженная со скрипкой. М., 1959.

Осборн Д. *Комедиант. Лютер/'/Осборн Д. Пьесы. М., 1978.

Уэскер А. Корни. М., 1963.

Арден Дж. Последнее прости Армстронга // Арден Дж. Пьесы. М., 1971.

Болт Д. Летом /У Современная драматургия. 1985. № 1.

Пинтер Г. Коллекция. Пейзаж/УПинтер Г. «Сторож» и другие драмы. М., 1988.

Килти Дж. Милый лжец. М., 1963.

Стоппард Т. Аркадия./УИностраиная литература. 1996. № 2.




'.'



б) Исследования, монографии, статьи

Аникст А.А, От Осборна к Морсеру/ЛГеатр, 1969, N 6.

БабенкоВ.Г. Драматургия современной Англии. М., 1981.

Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. XX век. М., 1994.

Великобритания: Драматургия и театр. Справочник. Сост. Ступников И.В. М, 1992.

Зингерман Б.И. Жан Вилар и другие. М., 1964.

Кагарлицкий Ю.И. Режиссер БрукУ/Брук П. Пустое пространство. М., 1976.

Ковалев Ю.В. Пол Скофилд. Л., 1970.

Котрелл Дж. Лоренс Оливье. М., 1985.

Образцова А.Г. Современная английская сцена. М., 1978.

Современный английский театр. Сб. статей. М., 1963.

Ступников И.В. Эдит Эванс. Л., 1981.

Ступников И, Алек Гиннес. С-Пб., 1994.

Тайней К. На сцене и в кино. М., 1969.

Утилов В. Вивьен Ли. М., 1980.

Шестаков Д.П. Современная английская драма. М, 1968.

Швыдкой М. П. Брук и Е. Гротовский: опыт параллельного исследования //Театр, 1988, N11.

Юзовский Ю. "Гамлет" у англичан. "Ромео и Джульетта". "Двенадцатая ночь", "Гамлет"

Шекспировский мемориальный театр//0 театре и драме. В 2 т. Т. 1. М, 1982.

ИРЛАНДСКИЙ ТЕАТР

1. «Ирландское Возрождение» и театр.

2. Создание Эбби-тиэтра.

3. Драматургия Уильяма Батлера Йейтса.

4. Драматургия Джона Миллингтона Синга.

5. Драматургия Шона О'Кейси.

6. Драматургия Брендена Биена.

Обязательная литература а) Пьесы Синг Д.М. Удалой молодец - гордость Запада // Синг Д.М. Драмы. Л.-М., 1964.

Иейтс У. Б. На берегу Бейли // Йейте У. Б. Избранные стихотворения. М., 1995.


Азерникова Е.В. В полемике; Заметки о современной румынской драматургииУ/Вопросы театра 1967. М., 1968.

Азерникова Е.В. Театр МиК в гостях и дома/УТеатр, 1969, N 10.

Башинджагян Н. Беседы о театре социалистических стран. М., 1980.

Мягкова И. Талия из Бухареста//Театр, 1979, N 3.

Розенцвейг В. Румынская драматургия // Классическая драматургия стран народной демократии. М., 1956. Т.2.

ЧЕШСКИЙ И СЛОВАЦКИЙ ТЕАТР

1. Происхождение чешского театра. Чешский театр на рубеже XVIII -
XIX вв.

2. Драматургия и театральная деятельность Йожефа-Каэтана Тыла.

3. Драматургия Алоиза Ирасека.

4. Чешский и словацкий театры в конце XIX века. Общая
характеристика.

5. Драматургия братьев Мрштык.

6. Актерское искусство в Чехии и Словакии на рубеже XIX - XX вв. 7.Драматургия Карела Чапека.

8. Актерское искусство Индржика Мошны, Эдуарда Бояна, Ганы Квапиловой.

9. Режиссура и театральная деятельность Эмиля Франтишка Буриана.

10. Сценография Йозефа Свободы.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Тыл Й.-К. Волынщик из Стракониц. Кутногорские рудокопы/УТыл Й.-К. Театр. М., 1957.

Халупка Я. Коцурково/ЛСлассическая драматургия стран народной демократии. М., 1955. Т.1.

Ирасск А. Фонарь/УТам же.

Ирасек А. Одиночество. М., 1955.

Чапек К. *Разбойник. Средство Макропулоса. Белая болезнь. *Мать/7Чапек К. Собр. соч.: В 7 т. Т.4. М., 1976.

*Незвал В. Сегодня еще лад Атлантидой взойдет солнце//Драматургия Чехословакии. М., 1976.

*3аградник О. Соло для часов с боем/'/Драматургия Чехословакии. М.. 1976.


Хорев В Л. Под знаком гротеска (о творчестве С. Мрожека)//История культуры и поэтика. М., 1994.

Швыдкой М. Питер Брук и Ежи Гротовский. Опыт параллельного исследования/УТеатр, 1988. № П.

Шидловский Р. Театр в Польше. Варшава, 1972.

Юткевич С. Ад и чистилище Юзефа Шайны/УЮткевич С. Поэтика режиссуры. Театр и кино. М., 1986.

РУМЫНСКИЙ ТЕАТР

1. Происхождение румынского театра. Развитие румынского театрального искусства XVIII - XIX вв. Общая характеристика. 2.. Йон-Лука Караджале и театр.

3. Национальные традиции в румынской драме XX в.

4. Драматургия Михаила Себастьяна.

5. Основные драматурги Румынии 1950-1980-х годов (Хория Ловинеску, Пауль Эверек, Титус Попович, Аурел Баранга и др.)

6. Основные тенденции сценического искусства 1960-1980-х гг. (Национальный театр, театр им. Лучии Стурдзы-Буландры, МиК).

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы *Караджале И.-Л. Потерянное письмо/УКлассическая драматургия стран народной демократии: В 2-х т. М., 1955.

*Ловинеску X. Самая длинная ночь. Л.- М., 1964. *Себастьян М. Безымянная звезда. М„ 1956. *Баранга А. Образумься, Христофор! М, 1976. Современные румынские пьесы. М,, 1959, Восемь румынских комедий. М., 1970. Современная румынская пьеса. М., 1981.

б) Театрально-эстетические документы Белиган Р. Театр Народной Румынии/УТеатр, 1974. N 8.

в) Исследования, монографии, статьи Азерникова Е.В. Драма и театр Румынии: Караджале. Петреску. Себастьян. М., 1983.


Иейтс У. Б, У ястребиного источника. Смерть Кухулина // Йейтс У. Б. Роза и башня, СПб., 1999.

О'Кейси Ш. Алые розы для меня/Ю'Кейси Ш. Пьесы. М„ 1961.

Биен Б. ЗаложникУ/Семь английских пьес. М., 1968. Рекомендуемая литература а) Пьесы

Йейтс У. Б. ДейрдреУ./'Тишунина Н.В. Театр У,Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб., 1994.

Синг Д.М. Скачущие к морю/УИрландекие театральные миниатюры. М 1961.

Грегори А. На восходе луныУ/Там же.

О'Кейси Ш. Юнона и Павлин. Костер епископа/УО'Кейси Ш. Пьесы. М 1961. Фрил Б. Почетные граждане. М., ВААП, 1975. Джойс Д. Изгнанники>7Театр, 1991, N 12,

б) Исследования, монографии, статьи

Аникст А.А. От Осборна к Морсеру//'Театр, 1969. N 6.

Бабенко В.Г. О художественном своеобразии ирландской

комедии/УВопросы зарубежной литературы и искусства. Свердловск, 1974.

Друзина М.В. Драма Брендона БиенаУ/Театр, 1965, N 8.

Друзина М.В. Шон О'Кейси — драматург. М., 1963.

Ковалев И. Ирландский театр: эхо кризиса и трагедии/УТеатр. 1972, N 11.

Корнилова Е.В. Драматургия Шона О'КейсиУ/Современная зарубежная драма. М., 1962.

Саруханян А.П. Современная ирландская литература. М., 1973.

Ряполова В. У.Б. Иейтс и ирландская художественная культура. М.. 1985.

Тишунина Н.В. Театр У.Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб., 1994.

Хайченко Е. Поэтический театр У.Б.Йетса. М., 1986.(или: Театр.1977. № 6)

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР

1. Общая характеристика экспрессионизма в немецком театре.

2. Драматургия Георга Кайзера.

3. Драматургия Вальтера Газенклевера,

4. Драматургия Эрнста Толлера.


и


5. Экспрессионизм в немецкой режиссуре (Густав Хартунг, Рихард
Вайхерт, Стто Фалькенберг, Леопольд Йесснер, Карл Хайнц Мартин,
Юрген Фелшг).

6. Политический театр Эрвина Пискатора.

7. Драматургия Фридриха Вольфа.

8. Общая характеристика драматургии Бертольта Брехта.

9. "Мамаш Кураж и ее дети". Проблематика и поэтика.

10. "Трехгрошевая опера". Проблематика и поэтика.

11. Театральная теория Бертольта Брехта.

12. Творчество Елены Вайгель.

13. Творчество Эрнста Буша.

14. "Берлинер Ансамбль" и его ведущие актеры (Елена Вайгель, Эрнст Буш, Экехарт Шаль, Хильмар Тате, Гизела Май и др.)

15. Драматургия Лиона Фейхтвангера.

16. Драматургия Петера Хакса.

17. Драматургия Хайнера Мюллера.

18. Основные тенденции развития драматургии ГДР (Хельмут Байерль, Райнер Керндль, Альфред Матуше, Армии Мюллер, Ульрих Пленцдорф, Клаус Хаммель и др.)

19. Основные тенденции развития драматургии ФРГ (Генрих Белль,
Гюнтер Вайзенборн, Гейнар Кипхарлт Леонгард Франк, Рольф Хоххут,
Карл Цукмайер и др.)

20. Драматургия Петера Вайса.

21. Драматургия Мартина Вальзера.

22. Драматургия Франца Ксавера Кретца.

23. Основные тенденции развития режиссуры в ФРГ (Густав Грюндгенс, Гарри Буквитц, Хайнц Хильперт, Петер Цадек, Петер Палитч, Петер Штайн, Клаус Пейман и др.)

24. Основные тенденции актерского искусства ФРГ (Фриц Кортнер, Максимилиан Шелл, Ютта Лямпе, Эдит Клевер, Бруно Ганц, Хельмут Грим и др.)

25. Ведущие театры ГДР и ФРГ: Берлинер Ансамбль, Немецкий театр, Комише опер, Шиллер-театр, Фрайе Фольксбюне, Театр ам Халлешен Уфер и др.)

26. Политический театр в 1960-70-е годы. Уличные театры.

27. Творчество Р.-В. Фассбиндера.

Обязательная литература а) Пьесы Кайзер Г. С утра до полуночи. Газ.; М.: Пг., 1923


Коженевский Я. Карпатские горцы/УКлассическая драматургия стран народной демократии. М., 1955. Т.1.

Фредро А. Пан Иовяльский//Фредро А. Комедии. М., 1956.

Кондратович Л. Граф Войнаровский/Жондрагович Л. Избранные произведения. М., 1963.

Запольская Г. Мораль пани Дульской/УЗапольская Г. Пьесы. М.,1958.

Выспянский С. Свадьба/УВыспянский С. Пьесы. М., 1963.

Пшибышевский С. Снег//Пшибышевский С. Драмы. М., 1910.

Виткевич СИ. Каракатица, или гирканичсское

мировоззрение//Виткевич СИ. Сапожники. М., 1989.

Ружевич Т. ЗападняУ/Иностранная литература, 1989, N 3.

Мрожек С. Кароль.Дом на границе//Театр парадоксов. М., 1991.

б) Театрально-эстетические документы Гротовский Е. Оголенный актер/УАктер в современном театре. М., 1989. Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. М., 1992. Вайда А. В театре/ЛГеатр, 1988, N 10.

в) Исследования, монографии, статьи Базилевский А. Виткевич: разговор по существу/'/Виткевич СИ. Сапожники. М., 1989.

Башинджагян Н. Беседы о театре социалистических стран. М., 1980. Березин В. Театр Тадеуша Кантора/УТеатральная жизнь, 1991, N 15. Горшкова В. Феномен Мрожека/УТеатральная жизнь, 1989, N 20. Гроздицкий А. Режиссеры польского театра. Варшава, 1979. Державин К.Н. Александр Фредро и его комедииУФредро А. Комедии. М., 1956.

Державин К.Н. Юлиуш Словацкий //Словацкий Ю. Избранное. М., 1959. Коваленко Г. Юзеф Шайна — художник, сценограф, режиссер// Взаимодействие художественных культур. М., 1988.

Оболевич В. Ян Кохановский и его литературная деятельность У Кохановский Я. Избранные произведения. М., 1960. Оконьска А. Выспянский. М., 1977.

Ростоцкий Б.И. Драматургия Польши/ЛКлассическая драматургия стран народной демократии. М., 1956, Т.1.

Ростоцкий Б.й. Театр Ст. Выспянского У Выспянский С. Драмы. М.Д963.

Софронова Л.А, Польская романтическая драма. Мицкевич. Красинский. Словацкий. М,, 1992.

Фик М. Тадеуш Кантор/ЛГеатр, 1988, N 10.


2. Театральная деятельность Яна Кохановского и Николая Рея.

Польский театр в эпоху Просвещения. Общая характеристика.

Театральная деятельность Войцеха Богуславского.

Польский романтический театр. Общая характеристика.

Адам Мицкевич и театр.

Драматургия Юлиуша Словацкого.

Польский театр 2-ой половины XIX века. Общая характеристика.

Драматургия и театральная деятельность Габриели Запольской.

10. Неоромантизм и символизм в польском театре.

11. Станислав Выспянский и театр.

12.. Драматургия Станислава Игнаци Виткевича. 13. Драматургия Тадеуша Ружевича.

14. Драматургия Славомира Мрожека.

15. Театральная деятельность Конрада Свинарского.

16. Театральная деятельность Юзефа Шайны.

17. Театральная деятельность Анджея Вайды.

18. Творчество Адама Ханушкевича.

19. Творчество Тадеуша Кантора.

20. Творчество Ежи Гротовского.

21. Актерское искусство Т. Ломницкого, Я. Новицкого, Д.
Ольбрыхского, Е. Радзивлловича, Е. Штура, М. Комаровской и др.

Обязательная литература

а) Пьесы Мицкевич А. Дзяды (любое изд.).

Словацкий Ю. Лилла ВенедаУ/Словацкий Ю. Избранное. М, 1952. Красинский 3. Небожественная комедия. М., 1906. Виткевич СИ. Сапожники/ЛВиткевич СИ. Сапожники. М., 1989. Мрожек С. Танго/УМрожек С. Хочу быть лошадью. М., 1990. Мрожек С. Стриптиз/ЛГеатр парадокса. М, 1991.

б) Театрально-эстетические документы Гротовский Е. Театр и ритуалУ/Театр, 1988, N 10.

Рекомендуемая литература

а) Пьесы Кохановский Я. Отказ греческим послам/УКоханэвский Я. Избранные произведения. М.; Л., 1960.


Толлер Э. Гоп-ля, мы живем! (Любое издание)

Вольф Ф. Профессор Мамлок/7'Вольф Ф. Пьесы. М., 1963.

Брехт Б. Трехгрошевая опера. Мамаша Кураж и ее дети. Жизнь Галилея. Господин Пунтилла и его слуга Матти/УБрехт Б. Собр.соч.: В 5 т. М., 1963-1964.

Вайс II, Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством маркиза де Сада (Марат-Сад) /У Вайс П. Пьесы. М, 1981.

Вальзер М. Черный лебедь/УВальзер М. "Дуб и кролик" и другие пьесы. М., 1974.

Крец Ф.-К. Верхняя Австрия//Крец Ф.-К. "Гнездо" и другие пьесы. М., 1981.

Хакс П. Мельник из Сан-Сусн/'/Драматургия ГДР. М., 1975.

б) Театрально-эстетические документы Брехт Б Диалектическая драматургия. Театр удовольствия или театр

поучения? Об экспериментальном театре. "Малый органон" для

театра/'/Брехт Б. Собр. соч.: В 5 т. Т.5/2. М., 1965. Пискатор 3, Политический театр, М., 1934. Вайс П. Заметки о документальном театре//'Иностранная литература,

1968, N7.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для прочтения студентами, обучающимися по специальности "Театроведение".

а) Пьесы * Кайзер Г. Коралл. Одесса, 1922. *Газенклевер В. Люди/Современный запад. 1928, N 4. Толлер Э. Эуген несчастный. Пг., 1923, Толлер Э. Человек-Масса. М., 1923. Франк Л. Карл и Анна/УФранк Л. Пьесы. М„ 1972. ♦Фейхтвангер Л. Вдова КапетУФейхтвангер Л. Пьесы. Л.-М., 1960. *Борхср! В. Снаружи перед дверью.УБорхерт В. Избранное. М. 1977. Вайс П. ""Дознание. О том, как господин Макинпот от своих злосчастий избавился /У Вайс П. Пьесы. М., 1981.

Белль Г. Час ожидания/'/Белль Г. Город привычных лиц. М., 1964. Вайзенборн Г. Потерянное лицо. М., 1959. Вайзенборн Г. Семья из Невады//Дружба народов, 1960, N 1.



Ремарк 3-М. Последняя остановка//Современная драматургия. Кн.1.

М., 1957.

Брехт Б, Что тот солдат, что этот. Страх и отчаяние в третьей империи. Добрый человек из Сезуана. ""Кавказский меловой круг. *Карьера Артуро Уи//Брехт Б. Собр. соч.;В 5 т. М., 1963-1965,

Вальзер М. Дуб и кролик. М,, 1974.

КрецФ.-К. Гнездо/УКрец Ф.-К. "Гнездо" и другие пьесы. М., 1981.

Хакс П. Разговоры в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гете//Хакс П. Пьесы. М„ 1979.

Штриттматер Э. Невеста голландца//Театр, 1961, N 3.

Мюллер X. "Гамлет-машина. Филоктет//Современная драматургия.

1993. №2. Драматургия ГДР. М„ 1975,

б) Театрально-эстетические документы Брехт Б. Собр.соч.: В 5 т. Т.5/1-5/2. М„ 1965.

Вольф Ф. Искусство - оружие: Статьи. Очерки. Письма. М, 1967. Винтерштейн Э. Моя жизнь и мое время. Л., 1968.

в) Исследования, монографии, статьи Видман В. Театр и революция. М.; Пг., 1923. Гвоздев А.А. Театр послевоенной Германии. Л.-М., 1933. ВаргафтикЕ.С. Елена Вайгель. Л., 1976. Девекин В.Н. Не сгоревшие на костре. Антифашистская драматургия

1933-1945 годов. М„ 1979. Зингерман Б.И. Случай "Трехгрошевой оперы"//Очерки истории драмы

20 века. М., 1979.

Кендлер К. Драма и классовая борьба. Проблемы эпохи и конфликт в социальной драме Веймарской республики. М„ 3974.

Клюев ВТ. Театрально-эстетические взгляды Б. Брехта. М., 1966.

Коган Э.А. Политический театр Пискатора после Второй Мировой войны//Проблемы зарубежного театра и драматургии. Л., 1977.

Копелев Л.З. Брехт. М.. 1966.

Лацис А. Революционный театр Германии. М., 1935.

Луначарский А.В, Георг Кайзер/Шуначарский А.В. О театре и драматургии: В 2 т. Т.2. М., 1958,

Луначарский А.В. Театр Пискатора/УЛуначарский А.В. Собр.соч.: В 8 т.

Т.6. М„ 1965.

Макарова Г.В. Постижение социальных истин. Мартин. Толлер.

Пискатор //Театр, 1977, N 11.


Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Чики Г. Дармоеды//. Классическая драматургия стран народной демократии. М,, 1955. Т.2.

Верешмарти М. Чонгор и Тюнде/УВерешмарти М. Избранное. М., 1956.

Мадач И. Трагедия человека. М., 1967.

Петёфи Ш, Тигр и гиена. М., 1957.

*Мольнар Ф. Лилиом/УМольнар Ф. Комедии. М., 1967.

*Морип Ж. Староста Шари/УМориц Ж. Пьесы. М., 1962.

Мештерхази Л. Одиннадцатая заповедь/Современные венгерские пьесы. М., 1967.

*Эркень И. Тоот, майор и другие/Современная венгерская пьеса. М.., 1974.

*Дюрко Л. Моя любовь Электра/УТам же.

Немет Л. Галилей, М., 1958.

Хубаи М. Школа мужества/УХубаи М. Пьесы, М., 1979.

Фехер К. Мы тоже не ангелы. М., 1959.

Современные венгерские пьесы. М., 1957.

Современная венгерская пьеса. М., 1974.

б) Исследования, монографии, статьи

Алмаши М. Современная венгерская драмаУ/Современная венгерская пьеса. М.. 1974.

Аникст А.А. Имре Мадач и его "Трагедия человека'7/Мадач И. "Трагедия человека". М., 1964.

Башинджагян Н. Беседы о театре социалистических стран. М., 1980,

Колтай Т. Новая венгерская драма'УТеатр, 1975, N 4,

Лукач Д. Своеобразие эстетического. Тт.1-4. М., 1985-1987.

Солнцева Л.П. Тема борьбы в спектаклях театра "Виг'У/Современное искусство социалистических стран. М., 1981.

Секей Д. Актерское искусство социалистической Венгрии/'/Советско-венгерские связи в художественной культуре. М., 1975,

ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР 1.Польский театр в эпоху Возрождения. Общая характеристика.



Одноактные комедии болгарских драматургов. М, 1958. Пьесы болгарских писателей. М., 1971.

б) Театрально-эстетические документы Гьорова С. Режиссеры о своей профессии. М., 1981. Дановсккй Б. По обе стороны занавеса. М., 1976.

в) Исследования, монографии, статьи

Абалкин Н.А. На болгарской сцене//Абалкин Н.А. Театральная хроника. М, 1975.

Башинджагян Н. Беседы о театре социалистических стран. М., 1980.

Бредистилова М. Болгарский театр 60-70-х годов XIX века в национально-освободительном движении/'/Театр в национальной культуре. М, 1976.

Данилова Г, Диктует время (в театрах Софии)//Театральная жизнь. 1980, N17,18.

Державин К.Н. Иван Вазов. М.; Л., 1948.

Державин К.Н. Болгарский театр. Л.; М., 1950.

Державин К.Н. Драматургия Болгарии/ЛСлассическая драматургия стран народной демократии. М., 1955. 1.2.

Жегин Н. Театр Народной Армии (София) в Москве/'/Театр, 1980. N 4.

Пономарева Н.Н. Современная болгарская драматургия. М., 1974.

Русско-болгарские театральные связи (Сб. статей). М., 1979.

Седых М. София. VI Нациояальный/УТеатр, 1980, N 1.

Сто лет болгарского театра. (Сб. статей). М., 1962.

Тенев Л. Долг перед временем. (Основные черты современной болгарской драматургии)//Единство и разнообразие. М, 1979.

ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР

1. Возникновение венгерского театра. Эволюция национальной драмы.

2. Основные направления венгерского театра XIX века.

3. «Трагедия человека» И. Мадоча как вершина развития венгерского театрального искусства XIX века.

4. Венгерское сценическое искусство рубежа XIX - XX веков,

5. Венгерская драматургия XX века. (Ференц Мольнар, Жигмонд Мориц, Ласло Немет, Иштван Эркень, Ласло Дюрко, Михай Хубаи и др.)

6. Основные тенденции сценического искусства последней трети XX века..


Макарова Г.В. Прогрессивные тенденции в театральном искусстве ФРГ. 1949-1984 гг. М., 1986,

Макарова Г. В. Актерское искусство Германии: Роли - сюжеты - стиль: Век XVIII - век XX. М., 2000.

Марков П.А. На спектаклях Берлинского Ансамбля//0 театре. Т.4. Дневник театрального критика, 1930-1976. М., 1977.

Павлова Н.С. Экспрессионизм и некоторые другие вопросы становления социалистического реализма в немецкой драматической литературе // Реализм и его соотношения с другими творческими методами. М., 1962.

Райх Б. Вена - Берлин - Москва - Берлин. М., 1972.

Рудницкий К.Л. Уроки Брехта//Рудницкий К. Спектакли разных лет. М., 1974.

Шнеерсон Г. Эрнст Буш и его время. М., 1971. Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988. Экспрессионизм (Сб. статей). Пг.; М., 1923. Экспрессионизм (Сб. статей). М., 1966. Фрадкин Й.М. Бертольт Брехт: Путь и метод. М., 1965. Юзовский Ю. Бертольт Брехт и его искусство/ЛОзовский Ю. О театре и драме. В 2 т. Т.1.М., 1982.

Якубович К. Америка открывает Брехта/'Театр, 1976, N11.

АВСТРИЙСКИЙ ТЕАТР

1. Драматургия Франца Верфеля.

2. Драматургия Эдена фон Хорвата.

3. Драматургия Фердинанда Брукнера.

4. Драматургия Петера Хандке.

5. Основные тенденции сценического искусства Австрии
(Зальцбургские фестивали. Йозефштадттеатр. Бургтеатр во второй
половине XX в.)

Обязательная ли гература а) Пьесы Брукнер Ф. Елизавета Английская/ЛБрукнер Ф. Пьесы. М., 1973. Хорват Э. Сказки Венского леса//Хорват Э. Пьесы. М., 1980. Хохвельдер Ф. НевиновныйУ/Хохвельдер Ф. Пьесы. М,, 1970.

Рекомендуемая литература а) Пьесы


ВерфельФ. Человек из зеркала, Пг.; М. 1922. Брукнер Ф. Наполеон Иервый/'/Брукнер Ф. Пьесы. М,, 1973. Кафка Ф. Охранник склепа/'/Бездна (Арс-Петербург). СПб., 1992. Хорват Э. Дон Жуан приходит с войны/'/Хорват Э. Пьесы, М., 1980. Хохвельдер Ф. Сборщик малины/УХохвельдер Ф. Пьесы, М, 1970. Чокор Ф, По течению//Чокор Ф. Пьесы. М., 1978.

б) Исследования, монографии, статьи

Агапова Л.А. К проблеме интерпретации образа Дон Жуана в европейской драме XX в. (Э. фон Хорват, Б. Брехт, М. Фришу/Традиции и новаторство в зарубежном театре. М., 1986.

Архипов К). Австрийская драматургия XX века//Вопросы литературы, 1979, N11.

Клюев В, Театр Западной Германии и "новые левые" (О творчестве П. Хандке)//Театр, 1970, N 7.

Швыдкой М. Исторический театр Фердинанда Брукнера/'/Театр. 1975. N6.

ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР

1. Основные тенденции театрального искусства Швейцарии.

2. Драматургия Фридриха Дюрренматта.

3. Драматургия Макса Фриша.

Обязательная литература а) Пьесы Дюрренматт Ф. Визит старой дамы. ФизикиУ/Дюрренматт Ф. Комедии. М., 1969.

Фриш М. Дон Жуан, или Любовь к геометрииУ/Фриш М. Пьесы. М., 1970. Фриш М. АндорраУ/Театр, 1991, N 12.

Рекомендуемая литература
Произведения, отмеченные звездочкой *, входят в список обязательной
литературы для студентов, обучающихся по специальности

"театроведение".

а) Пьесы Дюрренматт Ф. Авария. Ромул Великий/УДюрренматт Ф. Комедии. М., 1969.

* Дюрренматт Ф. Играем Стриндберга/УИностранная литература, 1973, Лг° 4.


в) Исследования, монографии, статьи

Зингерман Б.И. О театре Гарсиа ЛоркиУ/Вопросы театра. М„ 1975.

Матяш Н, Испанский театр 70-х годов/УСовременная художественная литература за рубежом. 1975, N 5.

Матяш Н. Новые явления в испанской драматургии 70-х годов/УИностранная литература, 1979, № 2.

Свищева Н. Театр Федерико Гарсия Лорки/УЗарубежная литература и современность. М., 1970.

Силюнас Ю.В. Испанская драма XX века. М,, 1980.

Тертерян Й.А. Испытание историей. М., 1973.

БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР

1. Возникновение болгарского театра. Значение первых представлений народных любительских трупп (Д. Войников, В. Друмев)

2. Возникновение Болгарского национального театра (П. Славейков, П. Яворов).

3. Иван Вазов и болгарский театр рубежа XIX - XX веков..

4. Режиссура и театральная деятельность Бонна Дановского.

5. Болгарский театр первой половины XX столетия.

6. Основные тенденции развития сценического искусства последней
трети XX века.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение''.

а) Пьесы

Вазов И. Изгнаниики/УКлассическая драматургия стран народной демократии. М., 1955. Т.2.

*Вазов И. Службогонцы. М... 1956.

Страшимиров А. Свекровь// Классическая драматургия стран народной демократии. М., 1955. Т.2.

Страшимиров А. Вампир. М., 1977.

*Яворов П. У подножия Витоши//'Яворов П. Избранное. М, 1958.

*Зидаров К. Царская милость/УПьесы болгарских писателей. М., 1971.

♦Хаитов Н. Лодка в лесу/ЛГам же.

*Радоев И. Красное и коричневое. М., 1981.

*Стратиев С. Автобус/УСовременная драматургия, 1981, N 1.



опурвдзе Е.И. Философская концепция Луиджи Пиранделло. Тбилиси, 1971.

Холодова Г. Драма итальянского сопротивления/ЛЗопросы

театрального искусства. М., 1975.

ИСПАНСКИЙ ТЕАТР

1. Драматургия Р. дель Валье-Инкклана и М. Де Унамуно.

2. Драматургия и театральная деятельность Федерико Гарсия Лорки.

3. Драматургия Буэро Вальехо.

4. Драматургия Альфонсо Састре.

5. Основные тенденции сценического искусства Испании второй
половины XX века.

Обязательная литература а) Пьесы Лорка Гарсия Ф. Дом Бернарды Альбы. Кровавая свадьба. Донья Росита, или Язык цветов//Лорка. Театр. М., 1957. Вальехо Б.А. История одной лестницы/ЛЗальехо Б.А. Пьесы. М., 1977. Састре А. У Вильгельма Телля печальные глаза//Састре А. "Гибель тореро" и еще шесть драм.. М., 1974.

Рекомендуемая литература

а) Пьесы

Альберта Р. Ночь войны в музее Прадо//Альберти Р. Избранное. М.,

1977.

Валье-Инклан Р. дель. Ясный свет/ЛИзбранное. М., 1978 (или — Валье-Инклан Р. дель. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. Л., 1986); Валье-Инклан Р. дель. Парадная тройка покойника //

Валье-Инклан Р. Избранное. М., 1978.

Лорка Гарсия Ф. Любовь дона Перлимплина. Балаганчик дона Кристобаля. Иерма//Лорка. Театр. М., 1957.

Касона А. Деревья умирают стоя. Л.-М., 1959.

Вальехо Б. В пылающей тьме//Вальехо Б.А. Пьесы. М., 1977.

б) Театрально-эстетические документы Лорка Гарсия Ф. Об искусстве. М., 1971.

Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.


Фриш М. *Бидерман и поджигатели. Санта Крус. Биография//Фриш М. Пьесы. М., 1970.

б) Исследования, монографии, статьи

Агапова Л.А. Проблема героя в драматургии М.Фриша/Лйдеологическая борьба в современном зарубежном театре. М., 1987

Архипов Ю. 14 тезисов к Фридриху Дюрренматту//Дюрренматт Ф. Комедии. М., 1969.

Архипов Ю. Макс Фриш в поисках утраченного единства//Фриш М. Пьесы. М., 1970.

Фрадкин И. Карл Цукмайер сквозь шесть десятилетий//Театр. 1980. N 3.

Фриш М. Листки из вещевого мешка. М., 19

ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР

1. Основные тенденции театрального искусства Италии 1920-1930-х гг. (Эксперименты футуристов и авангардистов, положение традиционной сцены, развитие режиссуры).

2. Актерское искусство 1920-1930-х гг. (Этторе Петролини, Ирма Граматика, Эмма Граматика, Мемо Бенасси и др.)

3. Драматургия Луиджи Пиранделло.

4. Драматургия Эдуардо Де Филиппе

5. Актерское и режиссерское творчество Э. де Филиппе.

6. Режиссура и театральная деятельность Джорджо Стрелера.

7. Крупнейшие актеры второй половины XX века (Анна Маньяни, Марчелло Моретти, Витторио Гассман, Глауко Маури, Пеппино де Филиппе, Валерия Морикони, Валентина Кортезе и др.)

8. Творчество Дарио Фо.

9. Основные тенденции режиссуры 1970 - 1980-х гг. (Региональные
театральные ассоциации, режиссерские эксперименты Луки Ронкони,
Кармело Бене).

Обязательная литература
а) Пьесы
Пиранделло Л. Лиола. Шесть персонажей в поисках

автора/УПиранделло Л. Пьесы. М., 1960.

Де Филиппо Э. Неаполь - город миллионеров. Филумена Мартурано//Де Филиппо Э. Театр. М., 1983.

Бетти У. Скандал во дворце правосудия//Современная итальянская пьеса:В2т.Т.1.М., 1973.





б) Театрально-эстетические документы

Висконги Л. Мой театр//Висконти о Висконти, М., 1990.

Грамши А. Театр Пиранделло. Театральные хроники/ЛГрамши А. Искусство и политика. Т.2. М., 1990 (или - Грамши А. О литературе и искусстве. М., 1964).

Грасси П. Двадцать пять лет на улице Ровелло//Грасси П. Мой театр. М., 1983.

Де Филиппо Э. Страницы истории неаполитанского театра//Театр, 1958, №7.

Зеи-Севастикоглу А. Мой учитель Эдуардо Де Филиппо/Л еатр. 1956, № 11.

Стрелер Д. Заметки о драматургическом театре//Стрелер Д. Театр для людей. М., 1984.

Фо Д. "Идеальный театр'У/Театр, 1988, N 11.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Пиранделло Л. Тенрих IV. Это так, если вам так кажется//Пиранделло Л. Пьесы. М., 1960.

Пиранделло Л. Буду такой, как ты хочешь/ЛГеатр, 1992, N 10.

Де Филиппо Э. Призраки. ""Искусство комедии. Мэр района Санита//Де Филиппо Э. Театр. М., 1983.

Вивиани Р. *Неаполитанская деревня. Последний уличный бродяга // Вивиани Р. Пьесы. М., 1962.

Моравиа А. Беатриче Ченчи. М., 1957.

Дурей М. Бертольдо при дворе // Современная итальянская пьеса: В 2 т. Т. 1.М., 1973.

Збраджа Д. Роли М. Признания синьоры Эльвиры//Там же. Т.2.

Скуарцина Л. Всемирная выставка. М., 1959.

Скуарцина Л. Девушка из Романьи. М., 1961.

Фо Д. Нервы господина инженера//"Неделя", 1962. 16-22 дек. N 51.

*Фо Д. Не играйте с архангелами//Современная драматургия, 1986, N 1.

Де Филиппо П. Дон Раффаэле - тромбонист/ЯТоследняя из профессий: Одноактные пьесы зарубежных драматургов. М., 1979.

Моретги М. Процесс Джордано Бруно//Наука и религия, 1972, N 10.

Фаббри Д. Кто-то из вас...: Телевизионный сценарий//Сов. радио и телевидение, 1968, N 6,7,8.


Современная итальянская пьеса: В 2 т. Т.1. 1948-1956; Т.2. 1961-1966. М., 1973.

б) Театрально-эстетические документы Стрелер Д. Театр для людей. М., 1984. Бене Кармело. Театр без спектакля. СПб.; М., 1990.

в) Исследования, монографии, статьи

Бояджиев Г.Н. Итальянские тетради. М., 1968.

Бояджиев Г.Н. Профили итальянской сцены/УСовременное искусство. Италия: Кино. Театр. Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 1970.

БушуеваС.К. Полвека итальянского театра. 1880-1930. Л., 1978.

Бушуева С.К. Итальянский современный театр. Л., 1983.

Гаевский В. Три спектакля итальянской труппы (о труппе Молодых)/ЛГеатр, 1963, N 8.

Грищенко С. Политический театр Италии/ЛГеатр, 1971, N 10.

Зингерман Б.И. Пиранделло//Очерки истории драмы 20 века. М., 1979.

Кин Ц., Горяинов В. О некоторых течениях в итальянской культуре//История Италии: В 3 т. Т.З. М., 1971.

Луначарски


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: