Ритм является комплексной характеристикой, отражающей соотношение между отдельными частями, фазами, элементами какого-либо упражнения по усилиям, во времени и пространстве.
В теории физической культуры ритм определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями, и слабых, относительно пассивных движений (Ю.Ф. Курамшин, 1999).
Ритм присущ и циклическим, и ациклическим движениям. Ритмичность движений характеризует рациональную технику конкретного двигательного действия.
Дети аномального развития, особенно с умственной отсталостью, испытывают затруднения в усвоении правильного ритма движений, т.е. в согласованности акцентированных усилий с пространственными и временными характеристиками движения. Неритмический бег означает неравномерность усилий при отталкивании в каждом цикле бега и соответственно нестабильную скорость, «плавающую» длину и частоту шагов. Внешне это проявляется в излишнем напряжении, порывистости и внезапном торможении, раскачивании из стороны в сторону.
|
|
В целях обучения правильному ритму и его относительной стабилизации используют счет, «выстукивания», хлопки. С этой же целью применяют музыкальное сопровождение, хотя в музыке под ритмом понимают «последовательную длительность звуков, различных по высоте» (Т.Т. Ротерс, 1989), т.е. только временные параметры.
Дети с нарушениями в развитии лучше усваивают временные характеристики (продолжительность движения, темп), чем ритмические. Если звуковые акценты (громкость) в мелодическом рисунке совпадают с акцентированными проявлениями мышечного усилия, то эффектом является улучшение ритмической характеристики движения. В действительности музыкальное сопровождение, используемое в ритмопластике, танце, логоритмике, аэробике, такой задачи не преследует. В этих видах все внимание концентрируется на точности временного совпадения движений с ритмическим рисунком мелодии, которое представляет «чередование звуков различных длительностей».
Вместе с тем, воспроизведение музыкального ритмического рисунка в движении развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции, выразительность, пластичность и опосредованно - ритм движений (в понимании его как комплексной характеристики техники физического упражнения).
5. Развитие способности к статическому и динамическому равновесию
В основе развития этой координационной способности лежит по
степенное и последовательное усложнение заданий и условий их вы
полнения, в результате чего требуется все большая мобилизационная
|
|
способность оптимально балансировать в неустойчивых позах, придавая им устойчивость в условиях помех.
В условиях двигательной деятельности инвалидов важны два проявления равновесия: устойчивость статической позы и сохранения ее в динамических упражнениях.
При вертикальной позе ведущая роль в регуляции равновесия принадлежит стопе и активности мышц голени, так как именно они осуществляют коррекцию нарушений равновесия (В.С. Гурфинкель, 1965). Устойчивость обеспечивается:
-большей площадью опоры;
-более низким нахождением общего центра массы тела к опоре; прохождением линии тяжести через площадь опоры.
В динамических упражнениях при воздействии прямолинейных и угловых ускорений равновесие преимущественно обеспечивается анализаторами (двигательным, вестибулярным) и зависит от проприоцептив-ной чувствительности и устойчивости к вестибулярным раздражениям.
В практической работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями применяются следующие упражнения:
-ходьба на носках, фиксация стойки на носках;
-ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы;
-чередование ходьбы вперед и назад с поворотами на 180 и 360°;
-танцевальные шаги вальса, польки;
-стоя у опоры, сохранение равновесия при наклонах назад, вперед, в стороны, стоя на одной ноге;
-то же, без опоры;
- прыжки на двух ногах, на одной ноге, на скакалке, на месте, с
продвижением, поворотами; выпрыгивание вверх с устойчивым фик
сированным приземлением;
- балансирование на уменьшенной площади опоры (нарисованном
коридоре, гимнастической скамейке, канате, лежащем на полу, низ
ком гимнастическом бревне);
- махи ног вперед, назад, в стороны, с фиксацией конечного поло
жения — поза «ласточки» (у опоры, без опоры);
-вращение тела вокруг вертикальной оси (в висе на кольцах, на коньках, в кресле Барани, в коляске);
-катание на качелях, «гигантских шагах», каруселях, «рейнском колесе», прыжки на батуте;
-подвижные игры с ускорениями, остановками, сменой направления, фиксированными позами;
- ходьба по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз, руки
в стороны, по качающейся опоре;
-выполнение упражнений с закрытыми глазами (А.А. Тер-Оване-сян, 1978);
- жонглирование предметами (подбрасывание и ловля 1—2 теннис
ных мячей), стоя на гимнастической скамейке.
б. Развитие способности к быстрому реагированию Категорию детей аномального развития отличает целый ряд существенных нарушений нейродинамики: уменьшение силы основных нерв-
ных процессов, нарушение их подвижности, патологическая иррадиация возбудительного и тормозного процессов (А.Р. Лурия, 1973; Б.И. Шостак, 1973;В.И. Лубовский, 1982), которые выражаются в снижении когнитивных способностей, замедленном решении моторных задач, запаздывании тактических действий.
Под реагирующей способностью понимается умение быстро отвечать на различные сигналы, перестраивать формы двигательных действий в соответствии с меняющимися внешними условиями.
Для развития простой двигательной реакции используются внезапные звуковые, двигательные, световые, вибрационные сигналы к началу заранее известного двигательного действия (зафиксировать позу, выполнить поворот, изменить направление движения). Варьирование сигналов по времени подачи (с разными интервалами), силе, типу, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание.
Сложные реакции связаны со слежением, зрительным восприятием (у незрячих - слуховым восприятием), умением предвидеть, например, траекторию полета мяча, направление и скорость бега догоняющего в игре, предугадать движения партнера и т.п., т.е. предвосхитить события во времени и выбрать соответствующее двигательное поведение. Умение предвидеть, предугадывать ситуацию (антиципация) определяет точность и своевременность реакций, оптимальный выбор маршрута движения. Как правило, проявление этой способности связано с лимитом времени, а поэтому лучше всего развивается в игровой деятельности, где приходится реагировать на меняющуюся обстановку, выбирать кратчайший путь, использовать глазомер, самостоятельно принимать решения.
|
|
Для развития реагирующей способности используются следующие упражнения:
- во время ходьбы или бега по одному сигналу выполняется оста
новка, по другому — смена направления движения;
- реагирование на сигнал из разных исходных положений: упор при
сев, стоя спиной и т.п.;
- реагирование движением на летящий мяч (отскочить или поймать),
вращающуюся под ногами веревку и др.;
- реагирование на силу внешнего сигнала переключением на другой
вид деятельности;
- подвижные игры, требующие быстрого реагирования на изменя
ющиеся условия и соответствующего выбора двигательного поведения.